В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу нормативного правового акта "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г. (далее - нормативный акт), и сообщает следующее.
В ходе проведения экспертизы нормативного акта с 16 января 2012 г. по 15 февраля 2012 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена в сети Интернет на официальном сайте Минэкономразвития России, а также по адресу www.regulation.gov.ru.
Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены письмом Минэкономразвития России от 16 января 2012 г. N Д26-128 в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Автономную некоммерческую организацию "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, иные организации (далее - представители предпринимательского сообщества), а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минэкономразвития России от 18 января 2012 г. N Д26-147.
Замечания и предложения, поступившие в рамках публичных консультаций, аккумулировались и анализировались рабочей экспертной группой (перечень сформированных экспертной группой юридико-технических замечаний представлен в Приложении 1 к данному заключению).
Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении 2 к данному заключению).
Основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности послужили следующие причины.
Нормативный акт введен в действие с 1 июля 2002 г.
Порядок разработки, утверждения и пересмотра санитарных правил установлен Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании".
При введении нормативного правового акта срок его действия не был установлен, что является нарушением требований статьи 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части обоснования сроков и условий введения санитарных правил в действие, а также пункта 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании предусматривающего, что срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.
Также без установления сроков действия в текст нормативного акта в период с 2002 по 2011 год были внесены 24 дополнения и изменения, в том числе в 2002 году - 2, 2003 - 1, 2007 - 1, 2008 - 8, 2009 - 2, 2010 - 7, 2011 - 3.
Нормативный акт содержит положения рекомендательного характера, которые исходя из статуса документа, на практике применяются как обязательные. Например, пункт 8.1. "Основные требования к обогащению пищевых продуктов микронутриентами" содержит перечень продукции, рекомендуемой для обогащения; в Приложении 19 к нормативному акту приведен перечень пищевых продуктов, рекомендуемых к обогащению витаминами и минеральными веществами, а так же ограничен перечень витаминов и минеральных веществ, которые могут применяться для обогащения пищевой продукции.
Нормативный акт содержит положения, противоречащие принятым в 2008 году федеральным законам: от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей".
Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" были внесены изменения в Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которыми отменяются обязательность оформления "удостоверения качества и безопасности" и "санитарно-эпидемиологическое заключение". Однако по тексту нормативного акта применяются понятия "удостоверение качества и безопасности" (обязательность оформления отменена с 21 октября 2011 г.), "санитарно-эпидемиологическое заключение" (выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также свидетельств о государственной регистрации территориальными органами Роспотребнадзора, прекращена с 1 июля 2010 г. и 1 января 2011 г., соответственно).
С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г., Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
С 22 ноября 2010 г. вступили в силу следующие нормативные акты Таможенного союза, определяющие требования к обращению, в том числе пищевой продукции: Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров).
Обращаем внимание, что в нормативный акт не были внесены соответствующие изменения.
Кроме того, в 2012 году прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации, подтверждающих безопасность пищевой продукции и соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям Российской Федерации.
По данным экспертной рабочей группы в обращении на территории Российской Федерации становится все больше продукции, соответствующей в этой сфере требованиям Таможенного союза. Согласно принятым в декабре 2011 года техническим регламентам Таможенного союза, обращение пищевой продукции, соответствующей национальным требованиям, должно прекратиться с 15 февраля 2015 г. (решения Комиссии Таможенного союза NN 880-883 от 9 декабря 2011 года).
В связи с этим, с 1 января 2012 года возрастает вероятность, что продукция, соответствующая требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации или документов Таможенного союза, при поведении государственного контроля (надзора) может быть признана не соответствующей требованиям нормативного акта. А с 15 февраля 2015 года вся пищевая продукция, находящаяся в обращении на территории Российской Федерации, может быть признана несоответствующей нормативному акту.
Необходимо отметить, что статьей 6.3, также частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен административный штраф за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а так же за продажу товаров, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Экспертная группа пришла к следующему выводу: существующее положение дел может привести к увеличению объемов продукции, производство и обращение которой будет приостановлено, а также к увеличению штрафных санкций за несоответствие продукции в обращении требованиям нормативного акта. Однако оснований для указанного вывода экспертной группой представлено не было.
По мнению экспертной группы приводить нормативный акт в соответствие с законодательством Таможенного союза нецелесообразно, поскольку количество необходимых изменений соизмеримо с разработкой нового документа, а так же в связи с тем, что весь перечень требований для обеспечения безопасности пищевой продукции установлен нормативными правовыми актами Таможенного союза, в частности техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, которые вступают в силу с 1 июля 2013 г.
По результатам проведенного исследования Минэкономразвития России пришло к следующим выводам:
1. В соответствии с пунктом 10 Приказа N 634 в нормативном правовом акте содержатся положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, касающиеся наличия избыточных требований по подготовке и (или) предоставлению документов, сведений, информации. В частности, пунктом 2.9 нормативного акта вводится требование о сопровождении изготовления пищевых продуктов удостоверением качества и безопасности пищевых продуктов. Далее по тексту нормативного акта вводится требование о сопровождении оборота каждой партии пищевых продуктов указанным удостоверением качества и безопасности (пункты 2.9, 2.24, 5.8 "в", 5.9.2, 6.5, Приложение 9 к нормативному акту). Кроме того, согласно пункту 2.13 нормативного акта "требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов вносятся в санитарно-эпидемиологическое заключение установленного образца, которое выдается органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы". Таким образом, вводится также требование о сопровождении пищевой продукции санитарно-эпидемиологическим заключением (пункты 2.13, 5.1, 5.7.1, 5.7.2, 5.8.1, 5.8.4 "Г", 5.9, 5.12.1, 5.12.2, 5.13, Таблицы 8, 11 нормативного акта)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо 5.8 "в" имеется в виду "5.8.6 "в""
Обращаем внимание, что подпунктом "а" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2, подпунктом "д" пункта 9 статьи 36 Федерального закона от 19 юля 2011 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании, вступившего в силу с 21 октября 2011 г., нормы, обязывающие изготовителя оформлять удостоверения качества и безопасности пищевой продукции, из Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" исключены.
Кроме того, в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам с 1 июля 2010 г. на территории Российской Федерации отменены санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию.
Нормативный акт согласно представленным позициям создает возможность неоднозначного толкования норм законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
Проект заключения направлялся разработчику нормативного акта письмом Минэкономразвития России от 5 апреля 2012 г. N Д26и-1178.
Письмом от 20 апреля 2012 г. N 01/4451-12-23 Роспотребнадзор указал, что в связи со вступлением в силу с 1 августа 2011 г. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" полномочия по утверждению и введению в действие санитарных правил переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Одновременно, Минздравсоцразвития России в соответствии с пунктом 6 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (далее - Постановление N 554), не определил порядок разработки (пересмотра), экспертизы, введения в действие санитарных правил.
Таким образом, по мнению Роспотребнадзора, до внесения изменений в Постановление N 554 внести изменения в нормативный акт в настоящее время не представляется возможным.
Согласно письму Минюста России от 16 января 2012 г. N 01/1442-ВЕ в соответствии с действующей редакцией статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем до настоящего времени новый порядок Правительством Российской Федерации не утвержден и продолжает действовать Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением N 554.
Проект заключения по экспертизе нормативного акта направлялся представителям предпринимательского сообщества на предоставление отзыва в срок до 9 апреля 2012 г.
В установленный срок отзывы, предложения и замечания по проекту заключения в Минэкономразвития России не поступали.
2. По итогам проведенных публичных консультаций, подготовленного экспертной группой аналитического доклада (Приложение 3), рассмотрения позиции разработчика нормативного акта Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в нормативном акте положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с неоднозначностью законодательства Российской Федерации в области установления требований к обороту пищевой продукции.
По результатам экспертизы нормативного акта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает необходимым направить в установленном порядке в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в Постановление N 554 в целях определения порядка разработки (пересмотра), экспертизы, введения в действие санитарных правил, на основании и во исполнение которого издан нормативный акт, содержащий положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также по внесению изменений в нормативный акт в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства Таможенного союза и Российской Федерации, касающегося обеспечения безопасности и качества пищевой продукции.
Приложения: 1. Справка о сформированных экспертной группой юридико-технических замечаниях.
2. Состав экспертной группы по проведению экспертного исследования положений нормативного акта.
3. Сводная таблица отзывов, не учтенных при доработке проекта заключения.
|
О.В. Фомичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 25 июня 2012 г. "По результатам экспертизы нормативного правового акта "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г."
Текст заключения официально опубликован не был