Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N ВАС-6820/12
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2012 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.П., судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. при ведении протокола судебного заседания ведущим консультантом судьи Халилуллиным Р.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Мельничный комбинат в Сокольниках" к Федеральной службе по тарифам о признании пункта 2.7.14 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (с последующими изменениями и дополнениями), недействующим как не соответствующим второму предложению второго абзаца статьи 56 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", подпункту "б" пункта 4, пункту 6 "Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" и "Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, пункту 3 "Положения о Федеральной службе по тарифам", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - железная дорога).
В судебном заседании присутствовали представители:
от открытого акционерного общества "Мельничный комбинат в Сокольниках" (заявителя) - Кочеловская Т.Ю., по доверенности от 18.04.2012, паспорт серия 17 07 N 804572 выдан МО УФМС России по Владимирской области в г. Владимире 06.09.2007;
от Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) - Мецаев Б.К., по доверенности от 05.08.2011 N 7/13, служебное удостоверение от 26.03.2007 N 138;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") - Романов А.Ю., по доверенности от 23.11.2010 N 982-Д, паспорт 45 03 573192.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Мельничный комбинат в Сокольниках" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 2.7.14 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (с последующими изменениями и дополнениями), недействующим как не соответствующим второму предложению второго абзаца статьи 56 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", подпункту "б" пункта 4, пункту 6 "Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" и "Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, пункту 3 "Положения о Федеральной службе по тарифам", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемые положения нормативного правового акта в части установления сбора за пользование железнодорожными подъездными путями, принадлежащими железной дороге, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, противоречат вышеназванным правовым актам, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на него обязанность излишней уплаты за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования.
Между заявителем (далее - пользователем) и железной дорогой (далее - перевозчиком) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Москва-2 Митьково Московской железной дороги от 24.09.2010 N 2/101.
В соответствии с параграфом 3 названного договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2053 метра. В том числе принадлежащая пользователю - 0 метров.
Подача и уборка груженых и порожних вагонов на указанные железнодорожные пути необщего пользования осуществляется локомотивом, не принадлежащим перевозчику. Заявитель для маневровых работ использует локомотив с локомотивной бригадой общества с ограниченной ответственностью "ЖелдорТранс" по договорам от 24.08.2010 N 17/10 и 01.02.2011 N 23/11.
Пользователь по договору на подачу и уборку вагонов уплачивает перевозчику сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования за 2053 метра по ставкам таблицы 11 часть 2 в соответствии с пунктом 2.7.14 Тарифного руководства N 3 с применением коэффициентов индексации, а также плату за пользование вагонами по ставкам таблиц N 5 и N 9 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы транспорта", штраф за задержку вагонов согласно статьям 62, 99 и 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и сбор за маневровую работу, выполняемую по отдельному требованию владельца согласно пункту 2.7.15 таблицы 12 Тарифного руководства N 3 (параграф 17 договора).
Как указывает ОАО "Мельничный комбинат в Сокольниках", оспариваемый пункт Тарифного руководства N 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, создает для него необоснованные расходные обязательства. Также установление сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования за те дни, когда такое пользование не осуществлялось, не отвечает интересам пользователей услугами организаций железнодорожного транспорта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Мельничный комбинат в Сокольниках", ФСТ России, ОАО "РЖД", исследовав материалы дела, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 названного Кодекса. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314) федеральная служба (служба) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.
Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации; не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, установлено, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введение в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, установлено, что ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
В силу статьи 60 Устава железнодорожного транспорта отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулированию цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, предусмотренное оспариваемым положением Тарифного руководства N 3 названным Перечнем не предусматривается.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Согласно пункту 2.7.14 Тарифного руководства N 3 при подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства.
В соответствии со статьей 56 Устава железнодорожного транспорта подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляется по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством.
Пунктом 4 указанного Перечня определены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования.
При этом ни пунктом 4, ни другими пунктами данного Перечня не предусмотрены такие работы (услуги), как предоставление в фактическое пользование железнодорожного пути необщего пользования.
Следовательно, взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни положениями Устава железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривается.
Как следует из содержания подпунктов "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, ФСТ России при установлении тарифов, сборов, платы не может выйти за рамки положений, определенных действующим законодательством.
В рассматриваемом случае ответчик вышел за пределы полномочий, установленные действующим законодательством. Так, установив сбор за подачу и уборку вагонов, ФСТ России включила в него и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
Исходя из изложенного следует, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят ФСТ России за пределами предоставленных ему полномочий, без учета баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей.
Аналогичный подход подтверждается вступившим в законную силу решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N ВАС-5095/11.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать пункт 2.7.14 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (с последующими изменениями и дополнениями), недействующим как не соответствующим статье 56 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", подпункту "б" пункта 4, пункту 6 "Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" и "Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Взыскать с Федеральной службы по тарифам в пользу открытого акционерного общества "Мельничный комбинат в Сокольниках" государственную пошлину в сумме 2000 рублей. Выдать исполнительный лист.
На указанное решение может быть подано заявление о его пересмотре в порядке надзора в сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
Председательствующий судья |
С.П. Бондаренко |
Судья |
М.В. Пронина |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество обратилось в ВАС РФ с заявлением к ФСТ России о признании недействующим отдельного пункта Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте.
Согласно оспариваемому пункту при подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем.
Как указывает заявитель, оспариваемый пункт в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, создает для него необоснованные расходные обязательства.
ВАС РФ пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, пояснив следующее.
Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни положениями Устава железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривается.
ФСТ России при установлении тарифов, сборов, платы не может выйти за рамки положений, определенных действующим законодательством.
Однако в рассматриваемом случае ответчик вышел за пределы полномочий, установленных законодательством. Установив сбор за подачу и уборку вагонов, ФСТ России включила в него и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
Исходя из изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят ФСТ России за пределами предоставленных ей полномочий, без учета баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей.
В связи с этим оспариваемый пункт Правил признан недействующим.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N ВАС-6820/12
Текст решения официально опубликован не был