Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Завьяловой Е.М.,
при участии представителя ООО "ИнвестПроект" Савинова В.М. (доверенность от 18.06.2012 N 5), представителей Министерства образования и науки Самарской области Денисюк П.Е. (доверенность от 19.06.2012 N 16/1591), Мокровой С.А. (доверенность от 18.06.2012 N 16/1575), представители ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Самарской области (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку комплектов учебно-лабораторного оборудования для внедрения современных образовательных технологий в целях реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования для министерства образования и науки Самарской области (номер извещения 0142200001312002047) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в пунктах 3.1.5, 3.1.7, 3.3.3 проекта государственного контракта и пунктах 3, 4 Технического задания документации об Аукционе установлены требования, ограничивающие количество участников размещения заказа.
2. Расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта произведен необоснованно и не включает часть расходов Исполнителя контракта, а именно: отсутствуют сведения о затратах на создание "Горячей линии", о затратах на обучение персонала.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
При этом, представитель Заказчика пояснил, что в целях повышения результативности и социально-экономической эффективности бюджетных расходов, снижения рисков приобретения некачественного оборудования Министерством образования и науки Российской Федерации в письме от 21.06.2011 N АФ-241/18, адресованном руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, было обращено особое внимание на целесообразность включения в документацию об аукционе (в виде условия исполнения контракта) следующих требований:
1. Предоставление участником размещения заказа гарантии на поставляемое оборудование, срок действия которой не может составлять менее трех лет и должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования;
2. предоставление участником размещения заказа обязательства по обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования;
3. обеспечение участником размещения заказа функционирования службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
23.05.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 280 000 000 рублей.
Согласно указанному извещению, а также документации о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.06.2012, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 15.06.2012, дата и время проведения Аукциона - 18.06.2012.
На участие в Аукционе подана одна заявка от участника размещения заказа. В соответствии с частью 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
1. Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статья 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 12 статьи 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 3.1.5 пункта 3 "Права и обязанности сторон ГК" проекта государственного контракта документации об Аукционе Заказчик вправе "привлекать при необходимости экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями в области сертификации, стандартизации, безопасности, оценки качества и т.п., для участия в проведении экспертизы исполнения Поставщиком обязательств и представленных Поставщиком отчетных документов и материалов".
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика даны объяснения, из которых следует, что законодательством Российской Федерации о размещении заказов на Заказчика при разработке проекта государственного контракта, входящего в состав аукционной документации, не возлагается обязанность указывать названия организаций, специалисты которых могут привлекаться для проведения экспертизы.
В соответствии с пунктом 3.1.7 пункта 3 "Права и обязанности сторон ГК" проекта государственного контракта: Заказчик вправе: "анализировать фактические затраты на поставку товара по первичным и сводным документам Поставщика".
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика даны объяснения, из которых следует, что данное положение включено в проект государственного контракта для возможности контроля Заказчиком исполнения условий контракта и целевого расходования бюджетных средств. Кроме того, данное положение проекта государственного контракта документации об Аукционе не означает, что Заказчик будет проводить оценку экономической целесообразности работы поставщика, как указывается в жалобе Заявителя. Вместе с этим, данное положение государственного контракта предусмотрено в целях осуществления Заказчиком своей учетной политики при размещении заказов на поставку товаров для государственных нужд и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 3.3.3 проекта государственного контракта Поставщик обязан вести отдельный бухгалтерский учет при поставке товара по контракту.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 47 "О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" организация, выполняющая государственный заказ осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому заказу.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства того, что пункты 3.1.5, 3.1.7, 3.3.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе ограничивают количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что пункты 3.1.5, 3.1.7, 3.3.3 в проекте государственного контракта документации об Аукционе ограничивают количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов указано, что для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В соответствии с частью 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов размещение на Официальном сайте документации об открытом аукционе в электронной форме, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов информация, признается добросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Пунктом 2.2 проекта государственного контракта Заказчиком предусмотрено, что "общая стоимость товара включает в себя все затраты, издержки, стоимость тары и иные расходы Поставщика, связанные с исполнением контракта".
Согласно пункту 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
В соответствии с пунктом 3 "Требования к гарантийному обслуживанию" Технического задания документации об Аукционе установлено следующее:
"Заказчик требует, чтобы Поставщик обеспечил на все поставляемые комплекты оборудования не менее 36 месяцев гарантийного периода и не менее, чем срок действия гарантии производителя данного оборудования.
Заказчик требует, чтобы Поставщик в период гарантийного обслуживания оборудования за свой счет обеспечивал восстановление работоспособности поставленного оборудования.
Заказчик требует, что бы Поставщик обеспечил наличие "горячей линии" технической поддержки, по которой представитель Заказчика мог информировать Поставщика или его Представителя о дефектах в работе оборудования и программного обеспечения. Телефоны "горячей линии" должны функционировать, как минимум, по рабочим дням с 10-00 до 18-00 (местное время).
Гарантийное обслуживание оборудования должно осуществляться в сервисном центре. Заказчик требует, чтобы все запасные части, которые Поставщик устанавливает на оборудование в течение гарантийного периода, были произведены и сертифицированы Производителем оборудования.
Срок исполнения гарантийных обязательств по устранению недостатков оборудования не должен превышать 14 (четырнадцати) дней с момента получения уведомления от Заказчика или Грузополучателя о выявленных недостатках оборудования".
В соответствии с пунктом 4 "Требование к условиям поставки оборудования" Технического задания "Поставщик при поставке комплектов учебно-лабораторного оборудования должен обеспечить за свой счет обучение в очной форме 242 педагога использованию указанного оборудования".
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика даны объяснения, из которых следует, что расчет начальной (максимальной) цены контракта был произведен Заказчиком на основании коммерческих предложений о ценах на товары от нескольких организаций, составленных с учетом всех издержек Поставщика, связанных с поставкой товара, в том числе затрат на создание "горячей линии", обучение пользователей поставляемого оборудования, доставку товара.
Комиссией установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта включено Заказчиком в состав документации об Аукционе и размещено на Официальном сайте.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
члены Комиссии: |
А.Н. Буйлова |
|
Ю.В. Горяинова |
|
П.А. Мироненко |
|
Е.М. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июня 2012 г. N К-1147/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2012 г. N ГЗ/01767)
Текст решения официально опубликован не был