Приказ Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 9 апреля 1987 г. N 228
"О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта"
6 июня 1988 г., 30 июня, 12 сентября 1989 г.
Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2020 г. N 857 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 25 июня 2020 г.
Приказываю:
1. Ввести в действие с 1 сентября 1987 г. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах, утвержденное Госкомспортом СССР, ВЦСПС, Минпросом СССР и Госпрофобром СССР по согласованию с Минздравом СССР, спортивным комитетом Минобороны СССР, Центральным советом ВФСО "Динамо" (прилагается).
2. Установить, что:
в 1987/88 учебном году формирование в ДЮСШ групп начальной подготовки осуществлять в количествах, предусмотренных Положением о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта;
к 1989/90 учебному году комплектование учебных групп в ДЮСШ и СДЮШОР осуществлять на всех этапах спортивной подготовки в количествах, предусмотренных указанным Положением.
3. Главному управлению научно-методической работы (т. Попов) и Управлению спортивных резервов (т. Бауэр) представить до 1 декабря 1987 г. руководству Госкомспорта СССР предложения по открытию в ДЮСШ и СДЮШОР групп, на базе которых будут осуществляться экспериментальные работы по совершенствованию учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
4. Издательству "Советский спорт" (т. Малышев) обеспечить издание до 10 июня 1987 г. Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта в количестве 20 тыс. экземпляров.
Главспортснабу (т. Клебанов) обеспечить выделение издательству "Советский спорт" бумаги, необходимой для издания указанного Положения.
5. Управлению спортивных резервов (т. Бауэр) совместно с Планово-экономическим управлением (т. Погребной) разработать и представить до 1 августа 1987 г. на утверждение руководству Госкомоспорта СССР нормативы обеспечения спортивных школ спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью, а также нормативы их использования.
6. Признать утратившим силу постановление Спорткомитета СССР от 26 ноября 1984 г. "О введении в действие Положения о ДЮШ, СДШОР, специализированных классах по видам спорта" (протокол 12).
Заместитель Председателя |
Н.И. Русак |
Положение вводится в действие с 1 сентября 1987 г.
Положение
о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР)
12 сентября 1989 г.
I. Общий раздел
1. Настоящее Положение распространяется на детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва независимо от ведомственной принадлежности.
2. Детско-юношеские спортивные школы открываются в соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 г. N 816.
3. Спортивные школы являются внешкольными учреждениями, пользуются правами юридического лица и в своей деятельности должны:
осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;
вести работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывать всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в ДЮСШ видам спорта;
выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом в школах-интернатах спортивного профиля и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, ШВСМ;
обеспечить приобретение учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния.
4. В соответствии с номенклатурой спортивных школ, утвержденной Постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 8 апреля 1974 г., протокол N 4, спортивные школы подразделяются на две категории: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР).
5. Решение о реорганизации ДЮСШ в специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва и введении предусмотренных для них условий оплаты труда принимают Министерство просвещения СССР, Всесоюзный совет ВДФСО профсоюзов, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию, спортивный комитет Министерства обороны СССР, Центральный совет ВФСО "Динамо" и Центральный совет ВДСО "Трудовые резервы" по согласованию с Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту.
Примечание. На базе существующих ДЮСШ, СДЮШОР могут создаваться республиканские, областные, краевые, республиканские (АССР) спортивные школы ДСО и ведомств, задачей которых кроме функций, определенных настоящим Положением, является организационно-методическое руководство деятельностью спортивных школ.
Положение об этих школах утверждается республиканскими ДСО и ведомствами, которым в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения предоставлено право открытия спортивных школ по согласованию с государственными комитетами союзных республик по физической культуре и спорту.
Учитывая специфику видов спорта и условия работы, особенно в сельской местности, республиканские, краевые, областные спортивные школы могут открывать на базе подведомственных им ДЮСШ группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
6. Условием открытия ДЮСШ и СДЮШОР является наличие собственной или арендуемой спортивной базы, необходимой для проведения учебно-тренировочного процесса, квалифицированного руководящего и тренерско-преподавательского состава, административных помещений, возможности организации оздоровительно-спортивного лагеря, обеспеченности финансированием для содержания минимального количества учебных групп, предусмотренного настоящим Положением.
7. Количество отделений по видам спорта в ДЮСШ и СДЮШОР устанавливается вышестоящей организацией, в ведении которой находится спортивная школа, по согласованию с соответствующими государственными комитетами союзных и автономных республик по физической культуре и спорту, краевыми, областными комитетами по физической культуре и спорту.
Количество учебных групп в ДЮСШ и СДЮШОР устанавливается в зависимости от специфики вида спорта и имеющихся условий, но не ниже минимального количества, определенного разделом "Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы ДЮСШ и СДЮШОР для одного отделения" согласно Приложению N 1.
Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ)
8. Детско-юношеская спортивная школа осуществляет учебно-тренировочный процесс с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными. Учебно-тренировочные группы открываются из расчета одна учебно-тренировочная группа на четыре группы начальной подготовки.
9. Основным показателем работы ДЮСШ является количество учащихся, поступивших по конкурсу в школы-интернаты спортивного профиля, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства. При невозможности поступления выпускников ДЮСШ в СДЮШОР, ШИСП и ШВСМ ДЮСШ может по решению вышестоящей организации под методическим руководством областной (краевой, республиканской) спортивной школы (спортивных клубов) создавать группы спортивного совершенствования. Необходимым условием для этого является наличие контингента учащихся, условий, позволяющих выполнять режим учебно-тренировочной работы (квалифицированные тренерско-преподавательские кадры, материально-спортивная база).
Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР)
10. Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва создается по одному или нескольким видам спорта на базе существующих ДЮСШ, достигших высокого уровня работы по подготовке юных спортсменов.
Условием реорганизации ДЮСШ в СДЮШОР является наличие контингента для формирования не менее двух групп спортивного совершенствования по виду спорта.
11. Основной задачей СДЮШОР является подготовка спортсменов высокой квалификации, способных пополнить составы кандидатов в сборные команды страны, республики и команды мастеров по игровым видам спорта.
12. СДЮШОР формирует учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
СДЮШОР через один год после присвоения ей специализации должна полностью соответствовать комплектованию, предусмотренному для этой категории школ.
13. Открытие групп спортивного совершенствования производится ДСО и ведомствами, в ведении которых находятся спортивные школы, по согласованию с соответствующими государственными комитетами автономных республик по физической культуре и спорту, краевыми и областными комитетами по физической культуре и спорту и при условии утверждения списочного состава групп.
14. Открытие групп высшего спортивного мастерства производится республиканскими ДСО и ведомствами, спортивным комитетом Министерства обороны СССР по согласованию с соответствующими государственными комитетами союзных республик по физической культуре и спорту при условии утверждения списочного состава групп.
Пункт 15 изменен с 12 сентября 1989 г. - Приказ Госкомспорта СССР от 12 сентября 1989 г. N 381
15. В отдельных случаях, где нет ДЮСШ по данному виду спорта, в СДЮШОР разрешается иметь группы начальной подготовки.
------------------------------
* Количество групп начальной подготовки устанавливается организацией, в ведении которой находится СДЮШОР.
------------------------------
16. По истечении олимпийского цикла сеть СДЮШОР, кроме утвержденных в предыдущем году, переутверждается в установленном порядке.
В случае снижения показателей работы по подготовке кандидатов и резерва в сборные команды страны СДЮШОР может быть переведена решением соответствующей вышестоящей организации по подчиненности по согласованию с Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту на условия оплаты труда, предусмотренные для ДЮСШ. При этом ДЮСШ может продолжать работать в режиме СДЮШОР в течение двух лет.
При улучшении работы по подготовке кандидатов и резерва в сборные команды страны эта школа может быть вновь переведена в номенклатуру СДЮШОР на общих основаниях.
II. Комплектование и деятельность ДЮСШ и СДЮШОР
17. ДЮСШ и СДЮШОР комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, работающей молодежи и военнослужащих.
18. Возраст поступающих и занимающихся в ДЮСШ и СДЮШОР должен соответствовать требованиям, указанным в разделе "Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ", согласно приложению 1.
Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом.
Учебно-тренировочные группы комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную спортивную подготовку и выполнивших приемные нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.
Группы спортивного совершенствования комплектуются из числа спортсменов, прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по специальной физической и спортивной подготовке.
Группы высшего спортивного мастерства комплектуются из числа спортсменов, прошедших предшествующий этап подготовки и соответствующих требованиям к кандидатам в сборную команду страны или ее резервному составу.
19. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей общей и специальной физической подготовки. Учащиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год обучения не переводятся. Такие спортсмены, кроме учащихся групп высшего спортивного мастерства, могут решением педагогического совета спортивной школы продолжать обучение повторный год, но не более одного раза на данном этапе подготовки.
Примечание. Отдельные учащиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года обучения, могут переводиться раньше срока решением педагогического совета при персональном разрешении врача. Перевод осуществляется приказом директора ДЮСШ, СДЮШОР.
20. Утверждение количества учебных групп производится организацией, в ведении которой находится ДЮСШ, СДЮШОР. На основании этого администрация спортивной школы осуществляет годовой расчет часов ежегодно до 1 сентября. По окончании учебного года в общеобразовательной школе количественный состав группы может составлять 50% от имеющегося.
21. Зачисление учащихся в группы начальной подготовки ДЮСШ производится по заявлению поступающего при согласии родителей, руководства общеобразовательной школы, с письменного разрешения врача-педиатра поликлиники по месту жительства или врача общеобразовательной школы. В случае выбытия учащихся из группы тренер-преподаватель обязан доукомплектовать ее в месячный срок.
22. Зачисление учащихся в СДЮШОР производится по письменному заявлению поступающего, на основании заключения врачебно-физкультурного диспансера, по рекомендации ДЮСШ, указанной в карте спортсмена.
23. Выпускниками спортивной школы являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта спортсмена с указанием уровня их физических качеств и рекомендациями по дальнейшему спортивному совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР кроме карты спортсмена выдается свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.
Зачисление и выпуск учащихся оформляется приказом директора спортивной школы.
24. Учащиеся СДЮШОР, направленные для повышения спортивного мастерства в школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства, команды мастеров по игровым видам спорта, не входят в количественный состав групп, но считаются воспитанниками данной спортивной школы и могут выступать за ее команду. Для доукомплектования группы в нее могут быть зачислены учащиеся с предыдущего года обучения. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость данной группы сохраняется до окончания каждого этапа обучения.
СДЮШОР, передавшая для повышения спортивного мастерства в ШИСП, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта отдельных учащихся или учебную группу, остается в номенклатуре данных школ с сохранением группы по оплате труда руководящих работников и специалистов в течение олимпийского цикла.
III. Организация учебно-тренировочного процесса
25. Учебный год в ДЮСШ, СДЮШОР начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся по учебным программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, и учебным планам, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительно-спортивного лагеря и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
Пункт 26 изменен с 12 сентября 1989 г. - Приказ Госкомспорта СССР от 12 сентября 1989 г. N 381
26. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (обязательно в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика учащихся.
Занятия в группах начальной подготовки могут проводиться в общеобразовательных школах на протяжении учебного года с использованием имеющихся спортивных сооружений. При наличии контингента учащихся в установленных для групп количествах занятия с ними продолжаются и в летние каникулы.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при не менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых тренировочных занятиях в день - трех академических часов.
При расчете ассигнований на занятия по современному пятиборью учебные часы должны быть увеличены в 2,5 раза, по спортивной и художественной гимнастике, фигурному катанию на коньках, прыжкам в воду, акробатике, синхронному плаванию, биатлону, фристайлу, водно-лыжному спорту, горнолыжному спорту - увеличены в 2 раза, а по лыжному двоеборью, легкоатлетическим десятиборью, семиборью, пятиборью, конному спорту - увеличены в 1,5 раза с учетом оплаты труда тренеров-преподавателей по видам спорта, входящим в учебную программу. Увеличение количества часов учебных занятий производится при условии одновременного привлечения к работе с группой основного тренера-преподавателя и тренеров-преподавателей по смежным видам спорта.
27. Для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в пределах количества часов учебной программы, установленных режимом учебно-тренировочной работы для данной группы кроме основного тренера-преподавателя по всем видам спорта, может привлекаться дополнительно второй тренер-преподаватель.
28. В отделениях спортивной и художественной гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках занятия до 70 процентов от общего количества учебно-тренировочных часов могут проводиться с музыкальным сопровождением. В отделениях акробатики, прыжков в воду, прыжков на батуте, фристайлу ставки аккомпаниаторов предусматриваются из расчета общего количества часов, выделяемых по учебному плану на хореографию.
29. Для обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период зимних и летних каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.
30. Оздоровительно-спортивные лагеря для детско-юношеских спортивных школ создаются и осуществляют свою практическую работу в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
31. Для подготовки команд и учащихся, допущенных к участию в республиканских, всесоюзных и международных соревнованиях, ДЮСШ, СДЮШОР имеют право в пределах ассигнований на учебно-тренировочную работу проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к республиканским и до 18 дней к всесоюзным и международным соревнованиям.
IV. Идейно-воспитательная работа
32. Спортивная школа организует и проводит идейно-воспитательную работу с учащимися по утвержденному директором плану.
Воспитательная работа должна быть направлена на воспитание марксистско-ленинского мировоззрения, способствовать всестороннему гармоничному развитию личности и осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня спортивного мастерства учащихся и традиций спортивной школы.
Воспитательная работа проводится в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, в свободное время и должна формировать у юных спортсменов потребность к занятиям спортом, постоянному пополнению своих знаний, умений, навыков и творческому применению их в практической деятельности.
V. Руководство школой
33. ДЮСШ, СДЮШОР возглавляет директор, назначаемый из числа специалистов, имеющих физкультурное или педагогическое образование и опыт работы с детьми. Директор осуществляет общее руководство работой спортивной школы и несет ответственность за организацию и состояние всей учебно-тренировочной, воспитательной, методической и административно-хозяйственной работы, за подбор и расстановку тренерско-преподавательского и административно-хозяйственного персонала.
34. Заведующий учебной частью (заместитель директора) назначается из числа специалистов, имеющих физкультурное образование и стаж тренерско-преподавательской работы в области физического воспитания и спорта не менее 5 лет. Он несет ответственность за организацию учебного процесса и воспитательной работы, организацию работы по повышению квалификации тренеров-преподавателей по спорту, обеспечивает проведение спортивных соревнований в школе и выступление учащихся в районных, городских и других спортивных соревнованиях. Осуществляет контроль за проведением учебно-тренировочных занятий, выполнением учебных планов, программ по видам спорта и расписанием занятий. Руководит работой по пропаганде физической культуры и спорта и распространению передового опыта. Совместно с общественными организациями организует социалистическое соревнование, проводит воспитательную работу в коллективе. Подготавливает необходимые материалы по тарификации и присвоению тренерам-преподавателям по спорту квалификационных категорий.
35. Директор и заведующий учебной частью (заместитель директора) назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке организацией, в ведении которой находится школа.
36. Организационную, воспитательную, оздоровительную и методическую работу в спортивной школе систематически осуществляет инструктор-методист, имеющий, как правило, высшее физкультурное образование или опыт педагогической работы в течение 3 лет.
В его функции входят осуществление контроля за проведением учебно-тренировочных занятий, выполнением поурочных программ по видам спортивно-учебных планов и расписанием занятий, организация пропаганды физкультурно-массовой и спортивной работы. Он руководит работой методического кабинета в школе и организует оснащение его необходимыми наглядными пособиями, оборудованием и инвентарем. Ведет учебно-методическую документацию, учет разрядников и спортивных рекордов школы. Осуществляет связь с медицинскими учреждениями, научно-исследовательскими институтами, общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами и другими организациями по вопросам учебно-воспитательного процесса. Осуществляет методическое руководство и координацию работ по внеклассной деятельности общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ в районе, городе.
37. Старший инструктор-методист назначается из числа лиц, имеющих стаж работы в должности инструктора-методиста не менее 3 лет и, как правило, высшее физкультурное образование, а также прошедших переподготовку на факультетах (курсах) повышения квалификации институтов физической культуры.
Он руководит работой инструкторов-методистов и осуществляет контроль за их деятельностью, обеспечивает работу методического кабинета, организует мероприятия школы как методического центра в районе (городе), несет ответственность за проведение общешкольных мероприятий по воспитанию учащихся. В своей работе старший инструктор-методист непосредственно подчиняется заведующему учебной частью (заместителю директора).
38. Директору, заведующему учебной частью (заместителю директора), старшему инструктору-методисту и инструктору-методисту спортивной школы разрешается вести учебные занятия в своей школе не более 50 часов в среднем в месяц с оплатой из расчета ставок тренеров-преподавателей по спорту с соответствующей квалификацией (образование, категорийность) и стажем тренерско-преподавательской работы.
39. Тренерско-преподавательский состав школы комплектуется из числа специалистов, как правило, имеющих высшее физкультурное образование*.
------------------------------
* В тех случаях, когда тренерско-преподавательского состава недостаточно для проведения занятий с группами начальной подготовки, можно привлекать к этой работе с почасовой оплатой учителей физической культуры, инструкторов и других специалистов физического воспитания (в том числе пенсионеров), а также студентов старших курсов институтов физической культуры и факультетов физического воспитания пединститутов.
------------------------------
Тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за жизнь и здоровье детей, правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ. Осуществляют контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра и диспансеризации занимающихся. Организуют отбор перспективных юных спортсменов. Разрабатывают для каждого спортсмена групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, с учетом индивидуальных особенностей, учебно-тренировочные планы. Следят за дисциплиной и контролируют посещаемость. Обеспечивают безопасность проводимых занятий и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Ведут систематический учет результатов по общей и специальной физической, технической и спортивной подготовке занимающихся (карта спортсмена).
Тренеры-преподаватели по спорту систематически повышают свою квалификацию, принимают участие в методических конференциях по вопросам современной методики обучения и тренировки, оказывают помощь общеобразовательным школам и другим учебным заведениям в организации и проведении воспитательной и учебно-тренировочной работы, проводят там показательные выступления и занятия. Разрабатывают предложения по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, внедряют наиболее эффективные формы тренировок и методы идейного воспитания спортсменов.
Продолжительность рабочего времени тренеров-преподавателей не должна превышать 41 часа в неделю. Тренерам-преподавателям определяется учебно-преподавательская нагрузка (до шести академических часов в день или до 36 часов в неделю). В течение остальной части рабочего времени выполняется организационная, методическая работа.
Тренеры-преподаватели, работающие с неполной недельной нагрузкой (совместители), должны так же, как и штатные, выполнять организационно-методическую и воспитательную работу, привлекаться к организации спортивных соревнований.
40. В отделениях по видам спорта из числа ведущих тренеров-преподавателей приказом директора школы назначаются старшие тренеры-преподаватели по спорту, имеющие стаж работы в должности тренера-преподавателя по спорту не менее 4 лет, если под руководством каждого из них работает не менее 2 тренеров-преподавателей с полной нагрузкой. При этом два совместителя учитываются как один штатный тренер-преподаватель. Старшие тренеры-преподаватели могут назначаться для руководства как отделением в целом, так и группами начальной подготовки, учебно-тренировочными группами, группами спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства, узкой специализации в виде спорта, а также составами юношей и девушек.
Старший тренер-преподаватель по спорту выполняет функции, предусмотренные для тренеров-преподавателей, контролирует соблюдение тренерами дисциплины, правил и норм, обеспечивающих безопасность занятий, и несет ответственность за правильное комплектование групп и повышение спортивного мастерства учащихся, организацию и планирование учебного процесса, проведение приемных и контрольных испытаний, прохождение учащимися в установленные сроки медицинского обследования, ведение учета работы, разработку индивидуальных перспективных планов подготовки высококвалифицированных спортсменов, соблюдение правил проведения спортивных соревнований, проведение мероприятий по повышению квалификации тренеров-преподавателей.
41. На период временного отсутствия тренера-преподавателя работа с группами осуществляется тренерско-преподавательским составом школы за счет перераспределения и уплотнения рабочего времени по графику, утвержденному приказом директора школы*.
------------------------------
* Почасовая оплата за тренерско-преподавательскую работу в порядке замещения производится в соответствии с п. 32 Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников физической культуры и спорта", утвержденной Постановлением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 29 декабря 1976 г., протокол N 10, п. 1, по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР, Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов.
------------------------------
Работа тренерско-преподавательского состава спортивных школ оценивается:
в группах начальной подготовки - с учетом стабильности состава учебных групп, уровня освоения учащимися программ ДЮСШ, включая выполнение требований по общей физической подготовке, количества занимающихся, поступивших по конкурсу в учебно-тренировочные группы, помощи общеобразовательной школе в организации и проведении спортивно-массовой работы;
в учебно-тренировочных группах - по стабильности состава групп, выполнению нормативных показателей по общей и специальной физической подготовке, результатам, достигнутым в соревнованиях, подготовке из числа выпускников инструкторов-общественников и судей по спорту;
в группах спортивного совершенствования - с учетом выполнения занимающимися программных требований, в т.ч. по спортивной подготовке, количества подготовленных кандидатов в сборные команды страны, республик, г.г. Москвы и Ленинграда, занятого ими места в республиканских и всесоюзных соревнованиях;
в группах высшего спортивного мастерства - с учетом количества подготовленных кандидатов в сборные команды страны (основной и резервный состав), результатов их выступления на всесоюзных и международных соревнованиях.
42. За успехи в подготовке спортсменов, направлении учащихся в ШИСП, ШВСМ, СДЮШОР тренеры-преподаватели представляются в установленном порядке к присвоению квалификационных категорий, почетных званий, награждению грамотами и другими видами поощрений.
43. В ДЮСШ, СДЮШОР создается педагогический совет, в состав которого входят: директор (председатель совета), заведующий учебной частью (заместитель председателя), старший инструктор-методист, инструктор-методист, старшие тренеры-преподаватели по спорту, врач, председатель родительского комитета, представители органов народного образования, профтехобразования, физкультурных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций.
Педагогический совет проводится не реже одного раза в квартал. На своих заседаниях заслушивает и обсуждает вопросы учебно-тренировочной, идейно-воспитательной, методической, спортивно-массовой работы, врачебного контроля, хода смотра-конкурса, социалистического соревнования и принимает решения по ним.
44. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, на которых под руководством старших тренеров-преподавателей по спорту не реже одного раза в месяц рассматриваются вопросы учебно-тренировочной и воспитательной работы, индивидуального планирования подготовки спортсменов, участия в соревнованиях, заслушиваются сообщения и доклады тренеров-преподавателей по спорту по совершенствованию методики тренировочного процесса, проводятся открытые тренировочные занятия с последующим их обсуждением и обменом опытом работы.
Нумерация приводится в соответствии с источником
VII. Обязанности и права учащихся
45. Учащиеся ДЮСШ, СДЮШОР обязаны: постоянно повышать свою теоретическую, общую и специальную физическую подготовку, совершенствовать спортивное мастерство, выполнять намеченные планы индивидуальных и групповых занятий, соблюдать спортивный режим и гигиенические требования, систематически вести дневник спортсмена. Сочетать занятия спортом с успешной учебой в общеобразовательной школе или другом учебном заведении. Систематически посещать учебно-тренировочные занятия, поддерживать порядок и дисциплину, выполнять указания руководителей и тренеров-преподавателей по спорту. Быть примером дисциплинированного и культурного поведения, равняться в своем поведении на лучших спортсменов, поддерживать и приумножать традиции своего коллектива. Активно участвовать в политико-воспитательных мероприятиях, проводимых спортивной школой. Выступать в соревнованиях за ДЮСШ, СДЮШОР или организацию (ведомство, ДСО), в ведении которой она находится. Быть активным помощником преподавателя физической культуры в общеобразовательной школе, профтехучилище или другом учебном заведении. Строго соблюдать требования медицинского контроля, регулярно проходить диспансеризацию. Бережно относиться к спортивному инвентарю и имуществу.
В процессе обучения в СДЮШОР каждый учащийся должен выполнить требования и получить звание инструктора-общественника и судьи по спорту.
46. Учащиеся ДЮСШ, СДЮШОР имеют право бесплатно пользоваться во время учебно-тренировочных занятий и выступлений в соревнованиях инвентарем, оборудованием, спортивной формой и обувью, спортивными сооружениями, принадлежащими школе, а также организации, в ведении которой она находится.
47. За спортивные успехи, примерное поведение и активное участие в общественной жизни учащиеся ДЮСШ, СДЮШОР поощряются занесением в "Книгу Почета" школы, объявлением благодарности, награждаются грамотами и т.п.
За нарушение правил внутреннего распорядка к учащимся могут применяться меры дисциплинарного взыскания вплоть до исключения учащегося из спортивной школы по решению педагогического совета.
VIII. Врачебный контроль
48. Врачебный контроль в группах начальной подготовки осуществляется кабинетом врачебного контроля территориальной поликлиники согласно Положению о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, утвержденному приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 декабря 1985 г. N 1672.
Врачебный контроль за лицами, занимающимися в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером. Врач спортивной школы осуществляет медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревнований спортивной школы, контроль за объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок, принимает участие в составлении и утверждении индивидуальных планов подготовки спортсменов.
На каждого учащегося заполняется врачебно-контрольная карта установленного образца, которая хранится в медицинском кабинете школы или во врачебно-физкультурном диспансере (кабинете врачебного контроля территориальной поликлиники).
IX. Документация школы
49. ДЮСШ, СДЮШОР должны иметь следующую документацию:
анализ работы за прошедший год, годовой план работы школы, утвержденный вышестоящей организацией; месячный план работы школы, включающий разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной, методической, финансово-хозяйственной работы, повышения квалификации, медицинского обеспечения, работы с родителями, общеобразовательными школами и профессионально-техническими училищами, организации внутришкольного контроля;
протоколы соревнований, приемных, контрольных и выпускных нормативов и анализ их выполнения по общей и специальной физической, технической подготовке, графики проведения испытаний;
личные карты спортсменов, тренеров-преподавателей СДЮШОР, утвержденные Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту, согласно Приложению 2;
расписание учебных занятий;
журналы учета учебной работы тренеров-преподавателей по спорту (типовые);
списки учащихся школы по отделениям и учебным группам, утвержденные приказом, с указанием возраста, стажа занятий и спортивной подготовленности на начало учебного года;
тарификационные списки тренерско-преподавательского состава;
протоколы педагогических и тренерских советов;
личные дела работников школы, книги приказов, выдачи трудовых книжек, доверенностей и других документов;
копии отчетов по форме 5-ФК*.
------------------------------
* Списки учащихся по учебным группам и их заявления, годовые отчеты по форме 5-ФК должны храниться в школе не менее 10 лет.
------------------------------
50. Тренеры-преподаватели по спорту должны иметь утвержденные администрацией школы поурочные программы (конспекты), индивидуальные планы подготовки спортсменов, разработанные в соответствии с современными научно-методическими требованиями, журналы учета учебной работы тренеров-преподавателей по спорту.
X. Учебно-спортивная база, штаты, финансирование и отчетность
51. ДЮСШ, СДЮШОР должны иметь административные и подсобные помещения, спортивную базу (бассейн, спортивные залы, площадки и т.д.), медицинский кабинет, оздоровительно-спортивный лагерь, кинофотолабораторию, методический кабинет, учебное оборудование, инвентарь, спортивную форму и обувь в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, согласно утвержденному табелю*.
------------------------------
* Табель спортивного инвентаря и оборудования, спортивной формы и обуви для обеспечения учебно-тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ утвержден приказом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 25 августа 1978 г. N 1054.
------------------------------
Оборудование, инвентарь, методическая литература, наглядные пособия, спортивная форма и обувь приобретаются школой в пределах ассигнований, выделяемых школе.
В случае отсутствия собственных спортивных сооружений в смете ДЮСШ, СДЮШОР предусматриваются расходы на арендную плату, которая составляет в дневное время 50% от полной арендной стоимости спортивной базы.
52. С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса ДЮСШ, СДЮШОР могут иметь специализированный автотранспорт (спецмашины для перевозки лодок, оружия, спортивных саней, саней-бобов; коневозки, спецмашины для сопровождения велосипедистов, спортсменов по спортивной ходьбе, бегунов на длинные дистанции; плавсредства (моторные лодки, катера и др.)), которые приобретаются в пределах ассигнований ДЮСШ, СДЮШОР.
53. Штаты спортивных школ утверждаются в установленном порядке организациями, которым предоставлено право их открытия.
54. Численность тренерско-преподавательского состава ДЮСШ, СДЮШОР определяется минимальным количеством учебных групп, предусмотренным требованиями настоящего Положения, и общим количеством часов по учебному плану.
55. Штаты рабочих по обслуживанию учебно-тренировочного процесса, ремонту спортивного инвентаря и оборудования утверждаются в установленном порядке с учетом видов спорта, культивируемых в спортивной школе, и категории спортсооружений.
56. Финансирование ДЮСШ, СДЮШОР осуществляется организацией, в ведении которой она находится, в соответствии с утвержденной этой организацией сметой.
57. ДЮСШ, СДЮШОР ежегодно отчитываются перед организацией, в ведении которой они находятся, и соответствующим госкомитетом по физической культуре и спорту по форме 5-ФК статистической отчетности.
СДЮШОР направляет статистический (5-ФК) и описательный отчеты по установленной форме в Госкомспорт СССР.
58. ДЮСШ, СДЮШОР имеют печать и штамп установленного образца.
59. Для СДЮШОР устанавливается единая спортивная форма, эмблема, значок и билет учащегося.
Положение вводится в действие с 1 сентября 1987 г.
Положение
о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах
30 июня 1989 г.
I. Общие положения
1. Специализированные классы по видам спорта с продленным днем обучения являются формой работы спортивных школ и создаются в общеобразовательных школах (школах-интернатах) в целях:
обеспечения условий для рационального сочетания учебы в школе с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе;
осуществления подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных спортсменов по олимпийским видам спорта.
2. Специализированные классы по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом открываются в общеобразовательных школах в каждом отдельном случае по решению министерств просвещения союзных республик, не имеющих областного деления, министерств просвещения автономных республик, краевых, областных отделов народного образования, отделов учебных заведений управлений железных дорог и соответствующих комитетов по физической культуре и спорту.
Решение об открытии специализированных классов принимается на основании согласованного с районными (городскими) отделами народного образования, советами ДСО и ведомств, комитетами по физической культуре и спорту, врачебно-физкультурными диспансерами (кабинетами врачебного контроля) и санитарно-эпидемиологическими станциями ходатайства спортивной школы, гарантирующей организацию своими силами учебно-тренировочного процесса в этих классах соответственно требованиям настоящего Положения, а также обязательное наличие средств для восстановления (комната отдыха, лимиты для питания и т.д.).
3. Специализированные классы по отдельным видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом во внеучебное время открываются в общеобразовательных школах для учащихся IV - X (XI) классов в пределах планов контингентов, установленных по группам продленного дня.
4. Расходы по содержанию специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом во внеучебное время производятся в пределах планов контингентов и ассигнований, установленных по группам продленного дня в общеобразовательной школе.
Спортивные школы несут расходы по организации и проведению учебно-тренировочных занятий, сборов, участию в соревнованиях, обеспечению инвентарем, транспортом, оборудованием, одеждой и обувью учащихся специализированных классов в пределах, предусмотренных Положением о ДЮСШ, СДЮШОР.
В дни тренировочных занятий и в период оздоровительно-спортивного лагеря учащиеся специализированных классов обеспечиваются питанием в соответствии с выделяемыми Госкомспортом СССР и Всесоюзным советом ВДФСО профсоюзов лимитами.
Учащиеся спецклассов, выезжающие на учебно-тренировочные сборы и соревнования, обеспечиваются питанием только по смете указанных мероприятий.
Для учащихся IV - VIII классов назначаются воспитатели. Для учащихся IX - X (XI) классов воспитатели не назначаются. Учебно-тренировочные занятия в спецклассах организуют тренеры-преподаватели ДЮСШ, СДЮШОР.
II. Комплектование специализированных классов
Пункт 5 изменен с 30 июня 1989 г. - Приказ Госкомспорта СССР от 30 июня 1989 г. N 269
5. Специализированные классы комплектуются из числа наиболее перспективных в спортивном отношении учащихся, прошедших подготовку не менее одного года в учебно-тренировочных группах, соответствующих по возрастным требованиям второго года обучения учебно-тренировочных групп. В эти классы могут переводиться учащиеся из разных общеобразовательных школ по разрешению отделов народного образования и при согласии родителей.
Специализированные классы могут комплектоваться спортсменами разных видов спорта, занимающимися в различных спортивных школах независимо от их ведомственной принадлежности.
Наполняемость 4-6 специализированных классов устанавливается до 25 человек, 7-8 - до 20 человек, 9-11 - до 15 человек.
6. Комплектование специализированных классов осуществляется комиссией в составе директора, заместителя директора общеобразовательной школы; директора, заместителя директора, старшего тренера-преподавателя по спорту, тренера-преподавателя по виду спорта спортивной школы, врача общеобразовательной школы, спортивной школы и врача врачебно-физкультурного диспансера*.
------------------------------
* В сельской местности - специалистов центральной районной (окружной) больницы.
------------------------------
Председатель комиссии назначается районными или городскими отделами народного образования из лиц, входящих в состав комиссии.
7. Зачисление в специализированные классы производится приказом директора общеобразовательной школы до 25 августа на основании заявления родителей и заключения приемной комиссии.
8. Учащиеся специализированных классов, не выполнившие требования по уровню спортивной подготовки, переводятся в обычные классы данной школы или другую общеобразовательную школу только по окончании учебного года. Специализированные классы доукомплектовываются из числа учащихся спортивных школ, достигших лучших результатов в спортивной подготовке.
III. Организация учебно-тренировочного и воспитательного процесса
Пункт 9 изменен с 30 июня 1989 г. - Приказ Госкомспорта СССР от 30 июня 1989 г. N 269
9. Учебно-воспитательный процесс в специализированных классах осуществляется, как и в обычных классах, по учебному плану, действующему в республике. Учебно-тренировочный процесс по спорту осуществляется во внеучебное время по программе спортивной школы в соответствии с Положением о ней.
Режим продленного дня, расписание занятий по общеобразовательным предметам и учебно-тренировочные занятия для специализированных классов устанавливаются администрацией общеобразовательной школы совместно с руководством спортивной школы в зависимости от местных условий и вида спорта.
Администрация школ по согласованию с педагогическим советом школы, комиссией по комплектованию специализированных классов и родителями учащихся могут вносить изменения в сроки начала и окончания учебного года (четвертей, полугодий), объемы прохождения учебной программы, сдачи зачетов и экзаменов, а также определять для данного класса профилирующие и факультативные предметы.
Примечание. Уроки физической культуры проводятся учителем данной школы с учетом плана учебно-тренировочного процесса и могут быть вынесены за сетку часов.
10. Для проведения учебно-тренировочных занятий учащиеся специализированных классов распределяются по учебным группам согласно Положению о спортивных школах.
Режим работы для учащихся спортивных школ, обучающихся в специализированных классах, устанавливается:
для занимающихся в учебно-тренировочных группах - 20 часов в неделю;
для занимающихся в группах спортивного совершенствования - 28 часов в неделю;
для занимающихся в группах высшего спортивного мастерства - 30 часов в неделю.
Наполняемость учебных групп на каждом этапе подготовки постоянна, согласно приложению 3.
11. Учебно-тренировочные занятия по спорту с группами учащихся специализированных классов проводятся тренерами-преподавателями по спорту спортивной школы не реже двух раз в день (не менее 10 раз в неделю). Оплата труда тренеров-преподавателей производится за счет бюджета спортивной школы.
Проведение двухразовых учебно-тренировочных занятий дает право на планирование первых уроков по общеобразовательным предметам в более позднее время, чем в обычных классах.
За постановку учебно-тренировочного процесса, обеспечение спортивной формой и инвентарем несет ответственность спортивная школа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 9 апреля 1987 г. N 228 "О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта"
Текст приказа опубликован не был
Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2020 г. N 857 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 25 июня 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 12 сентября 1989 г. N 381
Изменения вступают в силу с 12 сентября 1989 г.
Приказ Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 30 июня 1989 г. N 269
Изменения вступают в силу с 30 июня 1989 г.
Приказ Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 6 июня 1988 г. N 229
Изменения вступают в силу с 1 сентября 1988 г.
Текст приводится без учета названных изменений