Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Е.М. Крымовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.М. Крымова оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", примененных в ее деле судами общей юрисдикции:
пункта 2 статьи 30, в силу которого при оценке по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованного лица расчетный размер трудовой пенсии может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи;
пункта 2 статьи 31, определяющего, что со дня вступления в силу данного Федерального закона (1 января 2002 года) утрачивают силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления его в силу и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.
Как следует из представленных материалов, при определении в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетного размера трудовой пенсии заявительницы пенсионные органы отказали в учете в повышенном размере отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, поскольку продолжительность ее страхового стажа (исчисленного, согласно статье 12 названного Федерального закона, в календарном порядке) составляет менее 20 календарных лет.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют применять установленный Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления продолжительности страхового стажа, не допускающий - в отличие от того, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством, - льготного исчисления, в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера к правоотношениям, имевшим место до вступления в силу названного Федерального закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Е.М. Крымовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляющий застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии, не может расцениваться как ущемляющий конституционные права заявительницы.
Пункт 2 статьи 31 данного Федерального закона, признавший утратившим силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", также не нарушает конституционные права заявительницы, поскольку пункт 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержит положения о льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, аналогичные положениям, закрепленным в статье 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Заявительница, как следует из ее жалобы, ставит вопрос о предоставлении возможности определения расчетного размера трудовой пенсии по установленной пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" формуле с исчислением при этом продолжительности страхового стажа по правилам пункта 4 той же статьи. Между тем его разрешение, как и проверка правильности исчисления страхового стажа заявительницы, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Крымовой Елены Мухтаровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Крымовой Елены Мухтаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 30 и пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был