Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) осуществляет свою деятельность, исполняя государственные функции, установленные в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294.
В ходе реформы технического регулирования функции и задачи Росстандарта уточняются в соответствии с изменением законодательства и решениями Правительства Российской Федерации в области технического регулирования и обеспечения единства измерений. Очередные уточнения функций проведены в 2011 году. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации", создана Федеральная служба по аккредитации, являющаяся правопреемником Росстандарта в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности - в Системе сертификации ГОСТ Р.
Работа Росстандарта в 2011 году проводилась в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, программными документами, обязательствами, принятыми в рамках межгосударственных и региональных соглашений, а также по Плану основных мероприятий Росстандарта на 2011 год.
В соответствии с Положением Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии реализует возложенные функции непосредственно или через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В состав системы Росстандарта входят 7 межрегиональных территориальных управлений, 90 ФБУ (86 ФБУ ЦСМ, ФБУ "КВФ "Интерстандарт", ФБУ "ФЦК", ФГАОУ ДПО "АСМС (учебная)", учреждение "Технический центр регистра систем качества") и 13 ФГУП. К сфере деятельности Росстандарта относятся 7 ОАО (рис.1).
"Состав системы Ростстандарта"
Техническое регулирование
Основное направление работ по техническому регулированию в 2011 году было связано с задачей обеспечения с 1 января 2012 г. полномасштабного функционирования Таможенного союза, как это было предусмотрено решениями глав стран-участниц.
Совместно с институтами Росстандарта подготовлен ряд предложений и документов, касающихся деятельности Таможенного союза, в том числе:
- предложения по проекту Стратегии развития единой системы технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2012 - 2015 гг.;
- предложения по включению определенных видов продукции в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;
- предложения по порядку проведения подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;
- рекомендации по разработке технических регламентов Таможенного союза на основе технических регламентов Российской Федерации.
Также следует отметить подготовку предложений по проекту Соглашения государств - членов Таможенного союза об устранении барьеров во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ, не являющимися государствами - членами Таможенного союза.
Росстандарт участвовал в разработке 24-х технических регламентов Таможенного союза. В их числе:
"О безопасности химической продукции";
"О безопасности парфюмерно-косметической продукции";
"О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков";
"О безопасности пищевой продукции";
"О безопасности продукции легкой промышленности".
С участием Росстандарта проведены работы по подготовке перечней документов по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований вышеуказанных технических регламентов.
Стандартизация
Законотворческая деятельность в области стандартизации
В 2011 году Росстандарт принял участие в разработке и согласовании проекта закона о внесении изменений в ФЗ "О техническом регулировании". Изменения приняты 21 июля 2011 г. за N 255-ФЗ и направлены, в основном, на сокращение сроков разработки стандартов и использование отечественной промышленностью переводов международных и зарубежных стандартов. Кроме того, введен новый вид документа по стандартизации - предстандарт, позволяющий оперативно разрабатывать требования к инновационной продукции, апробировать их на практике с последующим переводом в национальные стандарты (рис. 2).
Совместно с РСПП разработан Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации ...", согласно которому расходы по разработке национальных и межгосударственных стандартов отнесены на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Введение указанных изменений в федеральные законы позволит активизировать работу по подготовке новых стандартов и снизить нагрузку на федеральный бюджет за счет привлечения средств промышленности к работам по стандартизации. В 2011 году Росстандартом подготовлен проект Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2015 года. Разработка осуществлялась на основе новых стратегических целей и задач национальной системы стандартизации, ориентированных, в первую очередь, на интенсификацию экономического развития страны, ее технологическую модернизацию, улучшение качества жизни населения, углубление процессов интеграции в рамках СНГ и Таможенного союза.
Для эффективного достижения стратегических целей стандартизации проектом Концепции предусматривается совершенствование национальной системы стандартизации по направлениям, включая:
- совершенствование законодательных основ стандартизации, в том числе в сферах, не относящихся к техническому регулированию;
- усиление роли бизнеса в работах по стандартизации;
- развитие стандартизации инновационной продукции;
- активизация участия России в международных и региональных организациях по стандартизации.
Проект Концепции прошел обсуждение и согласование в десяти федеральных органах исполнительной власти и в настоящее время находится на принятии в Аппарате Правительства Российской Федерации.
Разработка стандартов
В 2011 году национальные стандарты разрабатывались по приоритетным направлениям, представленным на рис. 3. Это:
- разработка проектов стандартов в обеспечение соблюдения требований российских технических регламентов и регламентов Таможенного союза;
- энергоэффективность и энергосбережение;
- наноиндустрия;
- реализация программы ГЛОНАСС;
- реализация программ стандартизации, разработанных по поручению Правительства Российской Федерации и связанных с устранением последствий аварий на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте "Распадская";
- обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.
В 2011 году принято более 1600 документов по стандартизации. В том числе: ГОСТ Р - 1066 документов, Изменений ГОСТ Р - 42, Рекомендации (Р) - 12 документов (рис. 4).
Количество стандартов по отраслям промышленности, принятых в 2011 году, представлено на рис. 5.
Из приведенных данных видно, что подавляющее число стандартов было разработано и принято в не сырьевых отраслях, что говорит о направленности стандартизации на решение задач по модернизации отечественной экономики.
Одновременно проводилась работа по приведению структуры национальных ТК в соответствие со структурами международных ТК/ИСО и ТК/МЭК.
В настоящее время в России действует 348 ТК. В 2011 году создано три новых технических комитета, реорганизован 31, расформировано 66 ТК.
Эти работы проводились с целью оживить так называемые "спящие" ТК, укрупнить существующие работающие ТК и создать зеркальные ТК с ТК ИСО и ТК МЭК.
В последнее время развернулась оживленная дискуссия по вопросу о месте стандартизации в процессах создания нормативно-правовой базы ЕврАзЭС. Основной вопрос ставится так: "Стандартизация это только обеспечение требований технических регламентов или сфера ее применения гораздо шире и значительней, чем только вопросы безопасности продукции и процессов, связанных с ней?".
Практика стандартизации и принятые в 2011 году стандарты, разработанные во многом по заказам отраслей промышленности, подтверждают, что вопросы качества, надежности, энергоэффективности, эргономики, совместимости и др., которые регламентируются стандартами, крайне востребованы реальным сектором экономики. Именно они являются инструментом повышения конкурентоспособности отечественной продукции, что особенно важно для производителей в связи с вступлением России в ВТО.
В 2011 году на базе стандартов ЕЭК ООН разработано и утверждено 18 национальных стандартов на свежие фрукты, овощи и орехи и переоформлено в межгосударственные стандарты - 10 ГОСТ Р. Все принятые стандарты направлены на обеспечение торгового качества плодоовощной продукции и, если проводить сравнение с зарубежной практикой являются фактически пропуском для поставки продукции на потребительский рынок. Не соответствующая стандарту продукция не берется на реализацию. При этом следует отметить, что за рубежом контроль на рынке проводится именно на соответствие продукции требованиям стандартов торгового качества.
Другой пример. На питание для детей и методы его испытаний - разработано и утверждено 11 национальных стандартов и переоформлено в межгосударственные стандарты 10 ГОСТ Р. Вопросы обеспечения безопасности и, главное, качества продуктов детского питания являются государственной задачей и непосредственно связаны со здоровьем будущего поколения.
Отмечу также, что с целью недопущения фальсификации продукции разработано и утверждено 24 национальных стандарта и переоформлено в межгосударственные - 28 ГОСТ Р. Проблема фальсификации продукции и контрафакта для российского рынка является актуальной. Разработка стандартов, позволяющих выявлять фальсифицированную и контрафактную продукцию - основа проведения государственного контроля и надзора и выполнения требований ФЗ "О техническом регулировании" о не введении в заблуждение приобретателей.
В 2011 году в связи с началом с 1 января 2012 г. полномасштабного функционирования Таможенного союза существенно активизировались работы по межгосударственной стандартизации. Основной объем этих работ выполнялся Российской Федерацией (рис. 6).
При этом из 281 Межгосударственного технического комитета по стандартизации 232 - ведет Россия. Из 490 утвержденных в 2011 году межгосударственных стандартов 449 подготовлены Россией.
Общее число утвержденных в 2011 году межгосударственных стандартов увеличилось по сравнению с 2010 годом в 8 раз (рис. 7).
Практически все межгосударственные стандарты разрабатывались на основе национальных стандартов Российской Федерации, при этом более 50% заданий плана национальной стандартизации Российской Федерации в 2011 году составляли работы в рамках МГС.
Практика работ по стандартизации выявила необходимость существенных изменений в организации планирования и разработки стандартов на национальном и региональном уровнях.
Имеется в виду пересмотреть практику планирования работ с учетом необходимости согласования национальных планов стандартизации как минимум тремя странами - членами Таможенного союза. В то же время качество и своевременность завершения формирования национального плана связана с требованиями по выполнению бюджетного плана Росстандарта.
Существенно изменятся роль и работа национальных ТК по стандартизации, так как они в значительной мере будут нацелены на межгосударственную стандартизацию.
В целом, в ближайшее время нам предстоит решить по какому пути будет развиваться национальная система стандартизации. Будет ли часть ее задействована для разработки межгосударственных стандартов только под требования технических регламентов ЕврАзЭс или страны - члены Таможенного союза перейдут к системе, когда единый межгосударственный стандарт станет основным документом по стандартизации на территории единого экономического пространства, охватывающим все сферы производства продукции и оказания услуг.
Работа с ТК по стандартизации. Участие бизнеса
Основным инструментом в разработке стандартов являются технические комитеты по стандартизации. Профессионализм ТК - основа качества планов стандартизации и самих стандартов. В связи с резким увеличением объемов работ по стандартизации, необходимостью координировать работы со странами Таможенного союза требуется существенное улучшение работы национального органа по стандартизации и подведомственных ему институтов с техническими комитетами.
Росстандарт и его институты должны постоянно быть в рабочем контакте с ТК, оценивая их эффективность, оказывая методическую и организационную помощь, направляя их работу на решение задач, поставленных Правительством в области экономического и социального развития страны. Важно не допускать в планировании работ по стандартизации, в котором участвуют ТК, преобладания узких, сиюминутных интересов над задачами, стоящими перед государством, особенно в бюджетной части плана.
Не менее важной является также задача привлечения через ТК бизнес-сообщества к финансированию работ по стандартизации (рис. 8). Росстандарт сделал свой шаг, инициировав изменения в Налоговый Кодекс, о чем говорилось выше. Сегодня же стоит практическая задача по использованию возможностей, предоставленных этими изменениями, для расширения участия бизнеса в стандартизации.
Стремительный научно-технический прогресс в различных отраслях экономики, глобализация рынка, востребованность инноваций создают ситуацию, когда потребители стандартов уже не могут продолжительное время ожидать их разработки и введения.
Минимизация сроков подготовки стандартов, постоянный мониторинг потребностей промышленности и ее инновационных отраслей в стандартах - ключевой элемент успешной политики национального органа по стандартизации, институтов стандартизации и ТК в деле повышения роли стандартов в экономической жизни страны.
Метрология
Работы по метрологии в 2011 году проводились по направлениям, определенным Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым для модернизации российской экономики, а также в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегией обеспечения единства измерений в России до 2015 года.
Российская система измерений
Структура Российской системы измерений (РСИ) определена ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и соответствующим комплексом нормативных правовых документов (рис. 9).
Для исполнения регулирующих мер в области обеспечения единства измерений и обеспечения функционирования РСИ Росстандартом во взаимодействии с Минпромторгом России в 2011 году подготовлены и приняты Правительством Российской Федерации два постановления, разработаны 11 нормативных документов, утверждено 122 стандарта и методические документы по взаимодействию участников Федерального фонда по обеспечению единства измерений.
Совместно с Минпромторгом России разработан и находится на стадии окончательного согласования проект ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений". Проводятся работы по мониторингу ФЗ "Об исчислении времени".
В 2011 году Росстандарт взаимодействовал и оказывал помощь в формировании метрологических структур 20-ти министерствам и ведомствам (МВД России, Минобороны России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России и другим ведомствам).
Реализовывались планы работ по 23 соглашениям о сотрудничестве в области метрологии с федеральными органами исполнительной власти, госкорпорациями (Росатом, Роснано) и крупными ОАО ("Газпром", "Роснефть", "Лукойл", "Транснефть" и др.).
Метрологическими институтами Росстандарта в 2011 г. разработаны и аттестованы более 2 тыс. методик (методов) измерений (в 2010 г. - 1240). Фонд зарегистрированных методик в области метрологии содержит в настоящее время более 11,5 тыс. документов.
Эталонная база Российской Федерации
Работы по совершенствованию эталонной базы осуществлялись в соответствии с Программой "Эталоны России" на 2010 - 2013 гг. Основные научные результаты были использованы при модернизации и создании новых государственных первичных эталонов (рис.10).
Для создания современной эталонной базы, а также в целях содействия развитию новых наукоемких технологий в приоритетных отраслях промышленности и науки при поддержке Правительства Российской Федерации совместно с Минпромторгом России в 2011 году Росстандартом разработан проект Ведомственной целевой программы "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе, первичных) эталонов единиц величин" на 2012 - 2014 гг.
В 2011 году усовершенствовано 19 и создано 9 новых государственных первичных эталонов, которые позволят повысить достоверность измерений в приоритетных направлениях развития промышленности, науки и технологий.
Так, созданный во ВНИИМ им. Д.И. Менделеева Государственный первичный эталон единиц молярной доли и массовой концентрации компонентов в газовых средах обеспечит получение достоверной измерительной информации, необходимой для реализации таких приоритетных направлений, как например:
- безопасность и противодействие терроризму - в части контроля сильнодействующих ядовитых веществ;
- перспективные виды вооружения и специальной техники - в части контроля воздуха и обеспечение взрывопожаробезопасности атмосферы замкнутых систем жизнеобеспечения, в том числе на подводных лодках, космических кораблях;
- рациональное природопользование - в части экологического мониторинга атмосферы и выбросов транспортных средств и промышленных предприятий;
- энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика - в части оптимальных режимов горения при сжигании углеводородных топлив, обеспечивающих экономию угля, мазута и природного газа (рис. 11).
Рисунок 11 не приводится
Внедренный в системе Газпрома данный эталон дает за год экономический эффект в 137 млн. рублей.
Другой пример: Государственный первичный специальный эталон электрического напряжения переменного тока промышленной частоты в диапазоне от 1 до 500 кВ (разработчик - ВНИИМС) существенным образом повышает достоверность результатов измерений в энергетике (рис. 12).
Рисунок 12 не приводится
Государственный первичный специальный эталон единицы массового расхода газожидкостных смесей (разработчик - ВНИИР), обеспечивает учет расхода нефти при осуществлении торгово-промышленных операций, в том числе при поставках нефти за рубеж (рис. 13).
Рисунок 13 не приводится
Государственный первичный специальный эталон единицы звукового давления в водной среде (ВНИИФТРИ) для применения в области гидроакустики и медицины (рис. 14).
Рисунок 14 не приводится
Следует отметить, что база первичных эталонов за последние три года существенно обновлена. В настоящее время половину государственных первичных эталонов представляют эталоны со сроком эксплуатации менее 5 лет.
Общий экономический эффект от внедрения разработанных в 2011 году первичных эталонов составляет порядка десятка миллиардов рублей.
Современная эталонная база России по своему уровню не уступает эталонным базам развитых стран.
По состоянию на 1 января 2012 г. в базе данных Международного бюро мер и весов (МБМВ) зарегистрировано 322 ключевых и дополнительных сличения с участием метрологических НИИ Российской Федерации. По этому показателю Россия находится на 7-м месте после Германии, Великобритании, США, Франции, Японии и Кореи. В 218 сличениях Россию представлял ВНИИМ им. Д.И. Менделеева (рис. 15).
По количеству калибровочных и измерительных возможностей (1472 позиции), зарегистрированных в базе данных МБМВ на начало 2012 г., Россия по-прежнему находится на 3-м месте после США (2282 позиций) и Германии (1595 позиций) (рис. 16).
Метрологическая служба Росстандарта
В соответствии с ФЗ "Об обеспечении единства измерений" метрологическая служба Росстандарта является инструментом реализации функций в области обеспечения единства измерений, к которым относятся:
- утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений; поверка средств измерений; метрологическая экспертиза;
- государственный метрологический надзор;
- аттестация методик (методов) измерений;
- аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг по обеспечению единства измерений.
Всего аккредитовано 72 государственных центра испытаний средств измерений (ГЦИ СИ). Ими проведены испытания 2996 новых типов средств измерений, в том числе 1075 типов ввозимых в Российскую Федерацию по импорту. 64% от общего количества внесенных в Реестр новых типов средств измерений представляют собой отечественные разработки.
Реестр средств измерений включает 49166 типов средств измерений.
В 2011 г. поверку средств измерений осуществляли 86 государственных региональных центров метрологии, 7 государственных научных метрологических институтов и 1176 аккредитованных на право поверки метрологических служб юридических лиц.
Динамика объемов выполненных поверочных работ представлена на рис.17.
В 2011 году проведена переаккредитация всех подведомственных организаций на право проведения поверочных работ.
В связи с вступлением в действие Федерального закона N 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. в 2011 году Федеральным агентством завершены работы по лицензированию деятельности организаций по разработке и ремонту средств измерений, выдано 842 лицензии. (Всего в период с 2002 по 2011 годы выдано 9462 лицензии.)
В 2011 году было обеспечено стабильное функционирование Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ).
Проведен ряд научно-технических мероприятий по повышению надежности функционирования ГСВЧ. В частности, осуществлено переоснащение ряда объектов ГСВЧ водородными генераторами нового поколения.
В результате этих работ расхождение национальной шкалы времени России с международной координированной шкалой времени составило менее 10 нс (в 2010 году - 13 нс), точность определения положения оси вращения Земли в 2011 г. составила 5 см (в 2010 г. - 7 см). Таким образом, в 2011 году были достигнуты базовые показатели, установленные ФЦП "Глобальная навигационная система".
Метрологические институты, прежде всего ФГУП "ВНИИФТРИ", приняли участие в разработке ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 гг.".
В 2011 году продолжала свою деятельность Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
Области применения стандартных справочных данных представлены на рис. 18.
В 2011 году в рамках ГСССД:
- завершена разработка комплекса стандартов в области аттестации данных о свойствах веществ и материалов, в том числе ГОСТ "ГСИ. Межгосударственная система данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. Основные положения";
- разработаны 11 и аттестованы 14 таблиц ССД;
- разработаны и аттестованы 14 методик ГСССД (в области свойств наноматериалов, в области энергосбережения, материалов вычислительной и радиотехники).
На 40-м заседании МГС (ноябрь 2011 г.) приняты в категории стандартных справочных данных (СТД СНГ) данные 19 проектов, разработанных Российской Федерацией.
Общий фонд документов с учетом таблиц рекомендуемых справочных данных составляет около 880 документов.
Государственная служба стандартных образцов (ГССО)
В 2011 году обновилась структура Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (рис. 19).
ФГУП "УНИИМ", как научным методическим центром ГССО, была проведена значительная по объему работа с министерствами и ведомствами, которая завершилась формированием структуры назначенных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, занимающихся разработкой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (рис. 20).
Для новой структуры ГССО ФГУП "УНИИМ" подготовлена программа работ на 2012 -2014 гг.
Основные результаты деятельности ГССО приведены на рис. 21.
В целом, наиболее важные результаты деятельности Росстандарта в области метрологии представлены на рис. 22.
Оценка соответствия
Аккредитация и сертификация
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" Росстандарт с 1 ноября 2011 г. прекратил деятельность по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
По состоянию на 1 ноября 2011 г. в Едином реестре организаций, аккредитованных Росстандартом (рис. 23, 24), зарегистрировано:
- органов по сертификации - 1697, в 2011 году - 1182;
- испытательных лабораторий (центров) - 4014, в 2011 году - 2268;
- аналитических лабораторий - 5175, в 2011 году - 1449;
- лабораторий радиационного контроля - 1049, в 2011 году - 253.
Также на начало 2012 года зарегистрировано 1176 метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений и 98 органов государственной метрологической службы (ЦСМ и метрологические НИИ).
"Работы, проведенные по аккредитации в 2011 году"
В единый реестр сертификатов соответствия требованиям технических регламентов включены сведения по 366 тыс. сертификатов, в макет единого реестра деклараций о соответствии (требованиям технических регламентов) - по 86 тыс. деклараций.
В АИС "Сертификаты ГОСТ Р" органами по сертификации за 2011 год представлена информация по 152,7 тыс. сертификатов соответствия, зарегистрировано 206,4 тыс. деклараций о соответствии в Системе сертификации ГОСТ Р.
Государственный контроль и надзор
Государственный метрологический надзор
Приоритетными направлениями по осуществлению федерального государственного метрологического надзора в 2011 году были проверки предприятий, осуществляющих производство, хранение и реализацию нефтепродуктов; электрической энергии; осуществляющих деятельность на химически опасных и взрывопожароопасных объектах; в системах газо-, водо-, теплоснабжения.
Межрегиональными территориальными управлениями (МТУ) Росстандарта в рамках федерального государственного метрологического надзора проведено 12715 проверок.
Выборочный государственный метрологический надзор и лицензионный контроль проведены в 9,0 тыс. субъектах хозяйственной деятельности, на 2,7 тыс. из них (31,1%) выявлены нарушения установленных требований.
Итоговые данные проведенного метрологического надзора в 2011 году представлены на рис. 25.
По итогам государственного метрологического надзора и лицензионного контроля за нарушение установленных правил и норм было выдано 3,2 тыс. обязательных к исполнению предписаний об устранении нарушений, вынесено 4,4 тыс. постановлений о наложении административных штрафов. Сумма штрафов, наложенных МТУ Росстандарта и судебными органами, составила 13,6 млн. руб.
Государственный контроль (надзор) за установленными требованиями
Государственный надзор в 2011 году проводился путем выборочных проверок за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований к социально значимой продукции.
Выборочный государственный надзор был проведен на более чем 6 тыс. субъектах хозяйственной деятельности. При этом на 1250 (25%) субъектах были выявлены нарушения обязательных требований к продукции. Итоговые данные по государственному контролю (надзору) в 2011 году приведены на рис. 26.
В 2011 году, в связи с новым порядком организации и проведения госнадзора, требующим согласования с органами Прокуратуры, наблюдалось существенное сокращение количества проведенных проверок по сравнению с 2009 и 2010 годами. Уведомительный порядок проведения проверок - за три дня до начала их проведения - привел к заметному сокращению выявленных нарушений (около 20% от общего количества проверок).
Одной из причин уменьшения количества проверок является существенное сокращение численности работников территориальных органов Федерального агентства.
С начала 2011 года численность сокращена на 5% и с 1 ноября 2011 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" исключено 60 единиц предельной численности работников территориальных органов Федерального агентства. Соответственно, в 2012 году численность работников территориальных органов Федерального агентства составит 520 человек, а в 2013 году будет доведена до 452 единиц, что приведет к значительному сокращению количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отразится на эффективности государственного контроля (надзора).
Результаты выборочного надзора показывают, что в значительной мере несоответствия установленным требованиям выявлялись (рис. 27) по следующим группам продукции:
- электрическая энергия (49% проверок с выявленными нарушениями);
- нефтепродукты (30,4%);
- оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения (29% проверок с выявленными нарушениями);
- машины и оборудование (25,4% проверок с выявленными нарушениями), продукция электротехническая (21,2%);
- колесные транспортные средства (20%).
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации проведена большая работа по контролю за нефтепродуктами.
В течение 2010 и 2011 годов контрольно-надзорные мероприятия осуществлены в отношении 332 нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки нефти.
Нарушения требований технического регламента и обязательных требований в области обеспечения единства измерений выявлены на 66 из 124 работающих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Росстандарт в 2011 году по поручению Правительства Российской Федерации совместно с ФАС России и Ростехнадзором заключили соглашение с крупными нефтяными компаниями. Четырехсторонние соглашения заключены с 17 компаниями по 32 НПЗ.
С сентября 2011 года в рамках мониторинга за исполнением соглашений должностные лица Росстандарта ежемесячно принимали участие в испытаниях выпускаемой продукции.
Кроме того, проводилась оценка состояния имеющихся на НПЗ испытательных лабораторий, контроль качества нефтепродуктов, оценка обеспеченности предприятий средствами измерений.
В результате проведенных мероприятий выявлены отдельные нарушения требований технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", а также обязательных требований в области обеспечения единства измерений.
Росстандарт продолжит мониторинг за деятельностью крупных нефтяных компаний до 2020 года.
С сентября 2011 г. также были организованы дополнительные проверки автозаправочных станций на предмет соответствия реализуемого автомобильного бензина и дизельного топлива требованиям технического регламента. Результаты проведенных проверок автозаправочных станций указывают на достаточно высокий процент выявленных нарушений при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива.
Всего в течение 2011 года проведены проверки 559 автозаправочных станций. Нарушения требований технического регламента выявлены на 232, что составляет 42% из числа проверенных АЗС.
Наиболее характерными нарушениями являлись несоответствие автомобильного бензина по показателям "октановое число", "массовая доля серы", "объемная доля бензола", несоответствие дизельного топлива по показателям "массовая доля серы", "температура вспышки в закрытом тигле", "цетановое число".
По фактам выявленных нарушений применены меры административного воздействия в отношении юридических и должностных лиц. Составлено и направлено в судебные органы 426 протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц, 36 дел в настоящее время находятся на стадии рассмотрения в судебных органах.
Сумма наложенных судебными органами административных штрафов составила 1,94 млн. руб. Невысокий уровень штрафных санкций объясняется тем, что в 2011 году максимальный размер административного наказания в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлял 50 тысяч рублей.
Деятельность ФБУ ЦСМ
В 2011 году в Росстандарте в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведена работа по изменению статуса федеральных государственных учреждений Росстандарта - ФГУ ЦСМ. В системе Росстандарта созданы 86 федеральных бюджетных учреждений - государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ ЦСМ) путем изменения типа существующих ФГУ. Разработаны и утверждены уставы этих учреждений.
Приказами Минпромторга России утверждены порядки проведения работ ФБУ ЦСМ, а Росстандартом утверждены перечни имущества, закрепленного за ФБУ ЦСМ, и планы финансово-хозяйственной деятельности.
В целях реализации положений Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" для проведения работ по поверке средств измерений по регулируемым ценам разработаны и утверждены прейскуранты цен. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" сформированы и утверждены государственные задания на 2012 год каждому ФБУ ЦСМ.
Информация о деятельности ФБУ ЦСМ, в том числе учредительные документы и результаты деятельности ФБУ ЦСМ, будут размещаться на сайте Минфина России в открытом доступе. Работа по размещению указанной информации проводится Росстандартом совместно с ФБУ ЦСМ.
В 2011 году центрами: поверено 23,6 млн. средств измерений, откалибровано 456 тыс. средств измерений. Проведено более 650 тысяч испытаний продукции, в том числе 522 тыс. испытаний пищевой продукции и продовольственного сырья, 128 тыс. испытаний промышленных товаров (рис. 29).
Классификация и каталогизация
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
Работы по разработке и введению в действие общероссийских классификаторов проводились Росстандартом совместно с федеральными органами исполнительной власти (рис. 30).
В 2011 году принято 90 изменений, включающих 10500 объектов технико-экономической и социальной информации. В частности, изменения к Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) обеспечили его приведение в соответствие с техническими регламентами "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", "О безопасности колесных транспортных средств". В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. внесены изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) в части отнесения продукции "коляски инвалидные" к медицинскому оборудованию, уточнена классификация углей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г.
В 2011 году совместно с Минфином России и Росстатом начаты работы, связанные с исключением возникновения невыясненных платежей в бюджетной системе Российской Федерации при проведении экспертизы изменений к классификаторам территорий, муниципальных и административно-территориальных образований.
Количество действующих в настоящее время общероссийских классификаторов составляет 34 документа.
Каталогизация
В 2011 году в рамках Федеральной системы каталогизации продукции продолжилось формирование федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд. ФБУ "Федеральный центр каталогизации" (ФБУ "ФЦК") совместно с ФГУП "Стандартинформ" было внесено в сводную часть федерального каталога продукции 57 тысяч новых наименований продукции (всего в сводной части 320 тыс. наименований продукции).
ФГУП "Стандартинформ" совместно с ФБУ "ФЦК" обеспечена работа Интернет-портала Федеральной системы каталогизации продукции, на котором размещены сводная часть федерального каталога продукции, нормативные и методические документы в области каталогизации продукции, информация о развитии отечественной, межгосударственной и международной каталогизации.
В ноябре 2011 г. в Брюсселе на 100-м заседании Основной группы системы кодификации НАТО Россия единогласно была переведена на 2-й наивысший уровень участия в международной системе каталогизации в части экспортируемой продукции военного назначения, что делает возможным размещение информации о российской продукции и ее поставщиках в каталоге НАТО.
В 2011 году Росстандартом и ФБУ "ФЦК" проведены совместные работы с Международной ассоциацией по управлению кодами электронной коммерции (ЭККМА). В ноября 2011 г. в Росстандарте состоялся семинар по вопросам международной системы каталогизации, в котором приняли участие ведущие специалисты ЭККМА и участники Федеральной системы каталогизации продукции.
В 2011 году в области каталогизации продукции разработано 13 национальных стандартов на основе международных стандартов ИСО (всего разработано 47 документов по стандартизации).
Качество
Премии Правительства Российской Федерации в области качества
На Росстандарт возложено проведение конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.
В 2011 году был завершен конкурс 2010 года. Итоги конкурса были подведены на заседании Совета по присуждению премий, состоявшемся в апреле 2011 года в Минпромторге России. На основании решения Совета было подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий. Церемония награждения лауреатов конкурса 2010 года состоялась 8 ноября 2011 г. в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации. Призы вручены руководителям 7-ми организаций-лауреатов, представлявших такие отрасли как - приборостроение, нефтехимия, образование, медицина, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.
В 2011 году Росстандарт обеспечил проведение в России первого (национального) этапа конкурса на соискание Премий Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг, который проводится раз в два года. Победителями Конкурса стали 4 российские организации.
Итоги второго (межнационального) этапа конкурса подведены в декабре 2011 года в г. Минске. На заседании жюри Конкурса одобрен проект решения Экономического Совета СНГ по составу лауреатов и дипломантов.
Конкурс Программы "100 лучших товаров России"
Проводимый ежегодно Конкурс Программы впервые был организован в 1998 г. Госстандартом России, Академией проблем качества, редакцией журнала "Стандарты и качество".
В 2011 году 78 региональных комиссий по качеству, сформированных, в основном, при ФБУ ЦСМ, провели большую организационно-техническую работу с предприятиями различных форм собственности по отбору производимых товаров на Конкурс.
На федеральный этап Конкурса были представлены товары от 1627 предприятий, 37% из которых - предприятия малого бизнеса. Из представленных товаров по шести традиционным номинациям 1068 стали Лауреатами (в 2010 г. - 840). По этим товарам предприятиями декларированы качество, экологичность, безопасность и энергоэффективность в течение двух лет. Главный приз "Гордость отечества" вручен вертолету Ми-17В-5, выпускаемому Казанским вертолетным заводом. Девяти продуктам питания вручены призы "Вкус качества", а высший приз "Лидер качества" вручен шести лучшим отечественным предприятиям.
Международная деятельность
Участие в деятельности международных организаций по стандартизации
Российская Федерация, являясь членом Международной организации по стандартизации (ИСО), в 2011 г. участвовала в работе 541 ТК/ПК в статусе активного (полноправного) комитета - члена ИСО, в 82 ТК/ПК - в статусе наблюдателя. На Россию возложены обязанности по ведению одного технического комитета и 9 подкомитетов ИСО (рис. 32).
Российские ТК по стандартизации подготовили отзывы по более чем 50% проектов документов ИСО, представленных на голосование, в которых заинтересована российская сторона.
В 2011 г. по предложению Российской Федерации в ИСО был создан ПК 8 "Арктические операции" в ТК 67 "Материалы, оборудование и морские платформы для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности", председателем и секретарем которого назначены представители нашей страны.
Согласно Глобальной директории ИСО в технические органы ИСО включены 540 специалистов из 265 российских организаций.
В 2011 г. продолжилась работа по созданию русскоязычных версий стандартов ИСО и переводам стандартов ИСО на русский язык. В настоящее время более 1500 стандартов размещены на сервере ИСО на русском языке. Динамика выполнения указанных работ представлена на рис. 33.
В 2011 г. Россия входила в состав Совета ИСО.
15 июня 2011 г. Премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин встретился в Бюро ООН в Женеве (Швейцария) с Генеральным секретарем ИСО Робом Стилом, Президентом ИСО Б.С. Алешиным и Руководителем Росстандарта Г.И. Элькиным. Во время встречи В.В. Путин выразил удовлетворение по поводу участия России в ИСО и что действующий президент ИСО Б.С. Алешин является представителем России.
В 2011 году в России были проведены пленарные заседания пяти технических комитетов ИСО. В работе заседаний приняли участие более 500 делегатов.
В 2011 году на Генеральной ассамблее ИСО в Нью-Дели Росстандарт подтвердил свое предложение провести Генеральную ассамблею ИСО в сентябре 2013 г. в Санкт-Петербурге.
В Международной электротехнической комиссии (МЭК) по состоянию на 31 декабря 2011 г. действуют 177 ТК/ПК. Россия работала в качестве полноправного члена в 147 ТК/ПК, в 18 ТК/ПК имела статус наблюдателя и обеспечила ведение двух международных секретариатов: ТК 45 "Ядерное приборостроение" и ПК 22F "Силовая электроника для систем передачи и распределения электроэнергии". В международные рабочие группы МЭК включены 208 российских экспертов. На заседании Совета МЭК в октябре 2011 г. в Мельбурне секретарю ПК 22F Травину Л.В. (ВЭИ им. В.И. Ленина) была вручена медаль им. Т. Эдисона за заслуги в ведении международного секретариата.
В Систему управления экспертами МЭК включено 256 российских экспертов. От российской стороны были представлены отзывы по 53% проектов стандартов МЭК.
В 2011 г. в России были проведены заседания двух ТК МЭК.
Представитель России избран заместителем Председателя Международной системы МЭК по сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред.
Участие в деятельности региональных организаций
Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и Европейский комитет по стандартизации в области электротехники (СЕНЕЛЕК)
С целью выполнения поручения Правительства Российской Федерации в 2011 году была продолжена работа по вступлению Российской Федерации в СЕН и СЕНЕЛЕК. Росстандарт организовал подготовку и получение из СЕН/СЕНЕЛЕК проекта Соглашения о сотрудничестве между Европейским комитетом по стандартизации, Европейским комитетом по стандартизации в области электротехники и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Соглашение, с внесенными в него изменениями, было направлено в Минпромторг России. В течение 2011 г. состоялось несколько встреч Руководителя Росстандарта Г.И. Элькина с Генеральным директором СЕН/СЕНЕЛЕК, во время которых обсуждались изменения и дополнения, вносимые в проект Соглашения.
В настоящее время подготовлен окончательный проект указанного соглашения.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
В соответствии с поставленной Правительством Российской Федерации задачей по подготовке к председательству России в 2012 году на форуме АТЭС Росстандарту поручено обеспечение российского участия в Подкомитете АТЭС по стандартам и соответствию. Заместитель Руководителя Росстандарта Е.Р. Петросян был назначен председателем этого Подкомитета.
Делегация Росстандарта в 2011 году дважды выезжала на заседания этого Подкомитета, которые проходили в США в рамках совещаний старших должностных лиц форума АТЭС.
В АТЭС утвержден российский проект, предложенный Росстандартом, который предполагает проведение международной конференции "Стандарты и соответствие в области инноваций и соответствующая добросовестная практика". Конференцию запланировано провести в мае 2012 г. в Казани.
Сотрудничество с государствами-участниками СНГ
В 2011 г. Федеральное агентство продолжило активную работу в рамках МГС государств - участников СНГ. Работа проводилась в соответствии с Планом мероприятий по реализации первого этапа (2009 - 2011 гг.) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года (рис. 34).
Основными направлениями деятельности Росстандарта по межгосударственной стандартизации являются реализация программ по межгосударственной стандартизации в области энергосбережения, энергоэффективности, энергоресурсов и пищевой продукции, а также разработка межгосударственных стандартов для обеспечения технических регламентов Таможенного союза.
Росстандартом были продолжены работы по реализации межгосударственных программ в области метрологического обеспечения.
Информация о ходе реализации программ и их актуализации регулярно рассматривается на заседаниях НТКМетр и на заседаниях МГС.
В настоящее время в рамках МГС ведется формирование объединенной базы данных национальных реестров эталонов с использованием программного обеспечения базы данных "Реестр Государственных эталонов России" с последующим размещением информации на Интернет-сайте МГС.
В соответствии с решениями МГС Федеральным агентством совместно с подведомственными организациями (Сергиево-Посадским филиалом ФБУ "ЦСМ Московской области, ВНИИФТРИ и ВНИИМ им. Д.И. Менделеева) в сентябре-октябре 2011 г. на территории России были, проведены заседания 3-х научно-технических комиссий и 2-х рабочих групп МГС.
Двустороннее сотрудничество
В рамках двустороннего сотрудничества в течение 2011 г. были подписаны меморандумы с национальными органами по стандартизации, метрологии и оценки соответствия Абхазии, Вьетнама, Саудовской Аравии, Словении, Южной Осетии и США (ANSI, SAE International), а также был подписан план совместных работ в рамках реализации ранее подписанного меморандума с Китаем (рис. 35).
Готовятся к подписанию меморандумы с США (ASME, NIST), а также планы совместных работ в рамках реализации меморандума с Болгарией, Вьетнамом, Израилем, Ираном, Словенией.
В рамках двустороннего сотрудничества Росстандарта с государствами - участниками СНГ в 2011 году подписана Программа сотрудничества Федерального агентства и Узбекского агентства "Узстандарт" в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия.
В настоящее время в стадии согласования находится проект Концепции Программы долгосрочного экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения, в которой учтены предложения Федерального агентства по взаимодействию двух стран по вопросам стандартизации, метрологии и оценки соответствия.
Участие в международных форумах и конференциях
В ноябре 2011 г. в Вене прошла 7-я Международная конференция "Технические регламенты и стандарты: опыт России и Австрии", организаторами которой выступили: Росстандарт, Институт стандартизации Австрии и Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
Информационно-издательская деятельность
Издание и распространение документов
В 2011 г. издано типографским способом и опубликовано на официальном сайте Росстандарта 1128 национальных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов, введенных в действие в качестве национальных на территории Российской Федерации, общим тиражом 158 тыс. экземпляров (рис. 36).
В России создана и действует сеть по распространению стандартов, включающая 99 организаций.
В 2011 г. официальный сайт Росстандарта ежедневно посещало от 2,0 до 2,5 тыс. человек (от 1,8 до 2,2 тыс. в 2010 г.).
Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
В состав фонда входит более 330 тысяч единиц хранения национальных, международных и зарубежных национальных стандартов.
По состоянию на 1 января 2012 г. фонд документов национальной системы стандартизации составил 25160 док., в т.ч. ГОСТ - 18200, ГОСТ Р - 5956, правила, рекомендации - 1004 (рис. 37).
Внедрение новых информационных технологий и создание информационных продуктов
В 2011 г. завершены совместные работы с Центральным секретариатом ИСО по созданию сайта ИСО на русском языке.
Проведены работы по внедрению в промышленную эксплуатацию новых информационных ресурсов - Информационного портала МЭК и Информационного портала ВТО (ТБТ/СФС).
В целях реализации решений МГС Росстандартом выполнены работы по расширению возможностей автоматизированной информационной системы МГС (АИС МГС).
Завершено создание современного единого серверного помещения, что позволит обеспечить повышение пропускной способности локальной сети, скорости обработки информации, уровня защиты данных.
Росстандартом проведена большая работа в рамках реализации Концепции создания электронного правительства по выполнению положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривающего запрет органам, предоставляющим государственные услуги, требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении иных органов, предоставляющих государственные услуги.
По услугам, оказываемым другими федеральными органами исполнительной власти (ФТС, МВД России, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, Ростехнадзор, Минпромторг России), Росстандарт разработал и ввел в промышленную эксплуатацию 7 электронных сервисов, при помощи которых данные ведомства могут запрашивать и получать необходимую им информацию Росстандарта по электронным каналам связи, в том числе электронные сервисы предоставления сведений по одобрению типа транспортного средства; сведений, подтверждающих утверждение типа средства измерений.
Кадровая политика
Кадровая политика Росстандарта в 2011 году была направлена на выполнение требований законодательства по развитию и реализации стратегии в области управления персоналом в соответствии с основными направлениями деятельности Федерального агентства.
Штатная численность сотрудников центрального аппарата на начало 2011 года составляла 160 человек.
В течение 2011 года в Росстандарте прошло два сокращения предельной штатной численности на 19 единиц.
На 1 января 2012 г. штатная численность федеральных государственных гражданских служащих в центральном аппарате Федерального агентства составляет 141 чел., из них фактическая численность - 134 чел.
Из общего состава центрального аппарата Росстандарта высшее образование имеют 107 чел., ученую степень - 11 чел., в том числе: доктора наук - 3 чел., кандидата наук - 10 чел., 9 чел. обучаются в вузах и аспирантуре без отрыва от служебной деятельности.
В соответствии с ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов" и приказом Росстандарта в агентстве образована соответствующая Комиссия.
По результатам работы Комиссии к дисциплинарной ответственности привлечено 17 федеральных государственных гражданских служащих.
В феврале 2011 года издан приказ Росстандарта "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии". В связи с исполнением данного приказа с государственными гражданскими служащими заключены дополнительные соглашения.
В 2011 г. 15 сотрудников центрального аппарата прошли повышение квалификации.
Проводится работа с кадровым резервом. В 2011 г. назначено 11 руководителей подведомственных организаций, освобождены от занимаемых должностей - 5 директоров. Оформлены 87 дополнительных соглашений с генеральными директорами и директорами федеральных бюджетных.
За добросовестный и многолетний труд награждены Почетной грамотой Федерального агентства 325 человек, а также общественная организация "ВНИИФТРИ - Чернобыль".
Учебная и образовательная деятельность
В 2011 г. в Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной) и ее филиалах прошли обучение около 16 тыс. слушателей, 15% из них - сотрудники системы Росстандарта.
За год Академией сертифицированы 104 эксперта по стандартизации. Общее число специалистов, получивших сертификаты экспертов по стандартизации, к концу года достигло 500 человек. Все они - активные участники работ в ТК в стандартизации.
В Москве и регионах Академией организованы семинары по актуальным вопросам технического регулирования, в том числе осуществляемого в рамках Таможенного союза.
Проведен объявленный Росстандартом конкурс дипломных работ выпускников вузов по специальности "Стандартизация и сертификация".
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации разработаны и направлены в Минобрнауки России Рекомендации по содержанию федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования в части вопросов стандартизации.
Продолжалась работа по развитию новых образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения.
Экономика и управление государственной собственностью
В 2011 году общий объем финансирования Росстандарта из средств федерального бюджета составил 2 млрд. 817 млн. руб. (что превышает на 3,5% объем 2010 г.) (рис. 38).
Значительный объем государственных функций, возложенных на Росстандарт, выполнен ФГУ ЦСМ за счет доходов от оказания законодательно определенных платных работ и услуг. Доход от этих услуг в 2011 году составил 10,3 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2010 годом на 10,8%.
Численность работников организаций Федерального агентства в 2011 году практически осталась на уровне 2010 года и составила 14,4 тыс. чел., в том числе по ЦСМ - 10,2 тыс. чел., ФГУП - 3,4 тыс. чел.
Размер средней месячной зарплаты в 2011 году по ФГУ ЦСМ вырос на 8,1% и составил 38,6 тыс. руб., а по ФГУП зарплата возросла на 15,8% и составила 39,6 тыс. руб. в месяц.
С ростом доходов от хозяйственной деятельности значительно выросли объемы инвестирования в развитие технической базы большинства организаций Росстандарта, улучшились социально-бытовые условия для работников. На эти цели в 2011 году было направлено около 1,7 млрд. руб. (рост на 6,3% по сравнению с 2010 г.).
За прошедший период выполнены работы по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений в федеральных бюджетных учреждениях Росстандарта. На эти цели было направлено около 490 млн. руб. (это на 9,2% ниже показателей 2010 г.).
В связи с совершенствованием правового положения федеральных государственных учреждений в 2011 г. осуществлено изменение типа подведомственных Росстандарту 86 федеральных государственных учреждений - центров стандартизации, метрологии и сертификации, КВФ "ИНТЕРСТАНДАРТ" и Федерального центра каталогизации на федеральные бюджетные учреждения. Изменен тип ГОУ ДПО "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)" на федеральное автономное учреждение.
В 2011 г. был решен вопрос передачи из муниципальной в федеральную собственность здания для размещения ФБУ "Орловский ЦСМ" и помещений ФБУ "Оренбургский ЦСМ".
Росстандарт сохранил в федеральной собственности 100% акций ОАО (преобразованных из подведомственных ФГУП), осуществляющих взаимодействие с научными организациями Федерального агентства и изготавливающих по их разработкам метрологическое и испытательное оборудование.
Также Росстандартом проводится последовательная политика разделения государственных и рыночных функций в установленной сфере деятельности.
В связи с этим Агентство не меняет и не предполагает изменять позицию по сохранению статуса стратегических предприятий (ФГУП "ВНИИМ им. Менделеева", ФГУП "ВНИИФТРИ", ФГУП "СНИИМ", ФГУП "ВНИИОФИ", ФГУП "ВНИИМС", ФГУП "ВНИИР", ФГУП "УНИИМ"), выполняющих функции в сфере обеспечения единства измерений и сохранения эталонной базы России.
Делопроизводство
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. Росстандартом был утвержден План мероприятий по поэтапному переходу Федерального агентства на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности. Осуществлена разработка макета и подготовка технических предложений по организации системы электронного документооборота Федерального агентства и его взаимосвязь с системой Межведомственного электронного документооборота.
В настоящее время Федеральное агентство получает все документы из Администрации Президента Российской Федерации только в электронном виде.
В 2011 году общий документооборот увеличился и составил 67163 документа (в 2009 г. - 60126, в 2010 г. - 65621 док.).
В центральный аппарат Федерального агентства поступило и рассмотрено 2865 обращений граждан, что на треть больше по сравнению с 2010 годом.
Проведена работа по формированию Сводной номенклатуры дел Федерального агентства на 2012 год в соответствии с новым Перечнем видов управленческих документов, создание, хранение, использование которых в Росстандарте должно осуществляться в форме электронных документов.
Основные задачи Федерального агентства на 2012 год
Проект документа "Основные задачи Федерального агентства на 2012 год", представленный на рассмотрение Коллегии, направлен на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Важнейшей задачей является выполнение поручений Правительства Российской Федерации, касающихся вопросов модернизации и технологического развития экономики России. Результаты конкретных работ в этом направлении должны существенно повлиять на ускорение реформы технического регулирования, устранить существующие проблемы в ее проведении.
Задачи ускорения реформы технического регулирования будут решаться одновременно с выполнением заданий программных документов, поручений Правительства Российской Федерации и Минпромторга России, отнесенных к сфере деятельности Федерального агентства.
В целом основные задачи Росстандарта на 2012 год ориентированы на реализацию следующих главных целей:
- обеспечение создания в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования, отвечающей нормам международного права, в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации;
- обеспечение единства измерений в Российской Федерации в соответствии с международными требованиями;
- создание условий для выпуска качественной и конкурентоспособной отечественной продукции;
- защиту внутреннего рынка от опасной и недоброкачественной продукции;
- выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене в сфере стандартизации, метрологии и оценки соответствия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выписка Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2012 г. N 1 "Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2011 году и задачах на 2012 год"
Текст выписки опубликован в журнале "Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии", апрель 2012 г., N 4