Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Таблица
поправок к проекту Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"
Предлагаемое проектом Указания изменение |
Текст, к которому предлагается поправка |
Редакция текста проекта с предлагаемой поправкой (изменения в тексте пункта от текущей редакции Положения N 254-П выделены красным шрифтом) |
Комментарии/ замечания/ предложения к тексту проекта с предлагаемой поправкой |
Предлагаемая формулировка пунктов проекта |
п. 2.3 дополнить: |
2.3. Внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации. Кредитная организация отражает во внутренних документах: ....................... описание правил (методов, процедур), используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки; критерии существенности оборотов денежных средств по банковским счетам заемщика, открытым в кредитной организации, критерии существенности сумм и сроков текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами, просроченной задолженности перед Банком России по привлеченным кредитам, порядок осуществления анализа причин возникновения текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед указанными бюджетами, внебюджетными фондами и Банком России в целях оценки финансового положения заемщика - юридического лица в соответствии с подпунктом 3.4.1 настоящего Положения; ............ иные существенные положения. |
2.3. Внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением. Кредитная организация отражает во внутренних документах: ............ описание правил (методов, процедур), используемых для определения реальности деятельности заемщика - юридического лица в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг (далее - реальность деятельности), включая перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, характеризующих сведения, необходимые для выявления таких заемщиков, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной работы, порядок принятия решений о реальности деятельности заемщика (о признании деятельности заемщика реальной). При оценке деятельности заемщика - юридического лица как реальной, кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке при том, что оплата со стороны покупателей (потребителей) осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора рисков. Минимальный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, который должен быть включен во внутренние документы кредитной организации, содержится в приложении 5 к настоящему Положению;
описание правил (методов, процедур), используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки, а также порядок принятия решения об оценке финансового положения заемщика; критерии существенности оборотов денежных средств по банковским счетам заемщика, открытым в кредитной организации, критерии существенности сумм и сроков текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами, просроченной задолженности перед Банком России по привлеченным денежным средствам, порядок осуществления анализа причин возникновения текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед указанными бюджетами, внебюджетными фондами и Банком России в целях оценки финансового положения заемщика - юридического лица в соответствии с подпунктом 3.4.1 настоящего Положения; ................................ иные не противоречащие настоящему Положению существенные факторы, которые могут повлиять на классификацию ссуд в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Положения; иные существенные положения. |
1. Исключить слова "систематического и" 2. Заменить слово "минимальный" на слово "примерный". 3. Кроме того, просим рассмотреть возможность применять Примерный перечень только в отношении ссуд (совокупности ссуд одного заемщика), являющихся существенными для банков (например, 0,5% от капитала банка). Предлагаем при оценке реальности деятельности исходить из необходимости соответствия Заемщиком одновременно не менее 5 критериям, указанным в Приложении N 5, в целях принятия решения об отсутствии у Заемщика реальной деятельности. Обоснованность такого подхода выражается в том, что в частности для клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) наличие приведенных в перечне обстоятельств в большинстве случаев не свидетельствуют об отсутствии реальной деятельности/ ее несущественности, тогда как, в виду массового характера кредитования МСБ, контроль соблюдения данных обстоятельств на постоянной основе видится крайне трудоемким и неоправданным.
Обоснование: 1. Новая редакция текста будет способствовать проведению банками наиболее адекватной оценки реальности деятельности заемщика во избежание возникновения ситуации, когда банками используются иные дополнительные критерии, возможно более жесткие и перечень которых не всегда может совпадать с минимальным, установленным Банком России. 2. Считаем целесообразным в данном случае уделить внимание существенности денежных сумм, направленных на оплату реализуемой заемщиком продукции. Т.к., систематичность не всегда отражает отсутствие реальной деятельности у заемщика (например, расчеты между продавцом и покупателем за счет средств овердрафта). |
2.3. Внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением. Кредитная организация отражает во внутренних документах: ............ описание правил (методов, процедур), используемых для определения реальности деятельности заемщика - юридического лица в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг (далее - реальность деятельности), включая перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, характеризующих сведения, необходимые для выявления таких заемщиков, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной работы, порядок принятия решений о реальности деятельности заемщика (о признании деятельности заемщика реальной). При оценке деятельности заемщика - юридического лица как реальной, кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке при том, что оплата со стороны покупателей (потребителей) осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора рисков. Примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, который должен быть включен во внутренние документы кредитной организации, содержится в приложении 5 к настоящему Положению; |
п. 3.12 дополнить пп. 3.12.1- 3.12.4 |
Указанные пп. 3.12.1 - 3.12.4 в текущей редакции Положения N 254-П отсутствуют. |
3.12.1. Ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам (резидентам и нерезидентам), не осуществляющим реальной деятельности, либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), классифицируются не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 50 процентов. Формируемый кредитной организацией резерв по данным ссудам не может быть меньше 10 процентов.
3.12.2. Требование подпункта 3.12.1 не распространяется: на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, входящим в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3313; N 48, ст. 4768; N 49, ст. 4888; N 50, ст. 5019; 2005, N 4, ст. 256; N 35, ст. 3590; N 37, ст. 3739; N 51, ст. 5515; 2006, N 6, ст. 672; N 9, ст. 986; N 11, ст. 1164; N 14, ст. 1510; N 18, ст. 1978; N 19, ст. 2071; N 24, ст. 2586; N 26, ст. 2819; N 42, ст. 4351; N 48, ст. 5013; N 49, ст. 5191; 2007, N 1, ст. 208; N 5, ст. 634; N 7, ст. 859, ст. 860, ст. 861, ст. 863; N 8, ст. 976; N 9, ст. 1062; N 13, ст. 1532, ст. 1533,ст. 1534, ст. 1535, ст. 1536, ст. 1537, ст. 1538; N 18, ст. 2185, ст. 2188, ст. 2189, ст. 2190; N 19, ст. 2341; N 23, ст. 2747; N 26, ст. 3165; N 27, ст. 3254; N 31, ст. 4018; N 32, ст. 4125; N33, ст. 4186, ст. 4187, ст. 4188; N 34, ст. 4209; N 36, ст. 4364; N 38, ст. 4510; N 43, ст. 5173, ст. 5175; N 45, ст. 5463; N 48, ст. 5950, ст. 5953, ст. 5954, ст. 5955; N 49, ст. 6131; N 50, ст. 6254; N 52, ст. 6428; N 53, ст. 6551, ст. 6552; 2008, N 8, ст.701; N 9, ст. 821, ст. 822, ст. 826; N 10, ст. 908; N 15, ст. 1525, ст. 1526, ст. 1528; N 16, ст. 1674; N 17, ст. 1819; N 18, ст. 2004; N 22, ст. 2540, ст. 2543; N 24, ст. 2835, ст. 2836, ст. 2837; N 28, ст. 3362; N 29, ст. 3475; N 40, ст. 4518, ст. 4521; N51, ст. 6137; N 52, ст. 6365; 2009, N 10, ст. 1200; N 11, ст.1276; N 12, ст. 1406, ст. 1408, ст. 1409; N 19, ст. 2299; N 24, ст. 2921; N 35, ст. 4223; N 38, ст. 4457; N 45, ст. 5321, 5322; N 52, ст. 6537; 2010, N 14, ст. 1630; N 15, ст. 1776; N 17, ст. 2056, 2057; N 20, ст. 2431; N 24, ст. 3018; N 25, ст. 3126; N 26, ст. 3330; N 40, ст. 5044, 5045, 5047; N 43, ст. 5483; N 45, ст. 5770; 2011, N 18, ст. 2598; N 21, ст. 2929; N 23, ст. 3299; N 29, ст. 4423; N 36, ст. 5126; N 37, ст. 5201; N 43, ст. 6023, 6030; N 46, ст. 6476; 2012, N 1, ст. 32, 33; N 8, ст. 991; N 13, ст. 1491; N 17, ст. 1916) (далее - Перечень стратегических предприятий); на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, входящим в "Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2009, N 35, ст. 4288; N 45, ст. 5392; N 47, ст. 5682; N 52, ст. 6632; 2010, N 4, ст. 431; N 11, ст. 1232; N 12, ст. 1396; N 17, ст. 2128; N 18, ст. 2271; N 25, ст. 3201, 3202, 3203; N 30, ст. 4126; N 37, ст. 4675; N 42, ст. 5440, 5441; N 49, ст. 6549; N 50, ст. 6765; 2011, N 14, ст. 1975, 1976, 1977; N 15, ст. 2167; N 28, ст. 4242; N 40, ст. 5580; N 41, ст. 5782; N 50, ст. 7414; 2012, N 1, ст. 225; N 4, ст. 509; N 6, ст. 754, 776; N 11, ст. 1339, N 17, ст. 2107, N 19, ст. 2490) (далее - Перечень стратегических организаций); на ссуды, предоставленные организации оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу, в случаях, когда сумма уплаченных им налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, за последние 12 календарных месяцев до даты предоставления ссуды составляет не менее 10 процентов суммы совокупной ссудной задолженности заемщика перед банком, включая предоставляемую банком ссуду, или не менее 100 млн. рублей, а также при условии подтверждения их уплаты копиями платежных поручений о перечислении с отметкой об исполнении и (или) предоставленными заемщиком налоговыми декларациями (бухгалтерской отчетностью), содержащими отметку налогового органа об их принятии. При направлении налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) по почте дополнительно представляется копия квитанции об отправке заказного письма с описью вложения; при передаче в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - копия квитанции о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), копия протокола входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) и копия подтверждения отправки (подтверждение специализированного оператора связи) на бумажных носителях. В случае представления этих документов налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) может представляться без отметки налогового органа; на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу (группе связанных заемщиков), в случаях, когда величина ссуды (совокупная величина ссуд) не превышает 0,1 процента величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не более 5 млн. рублей.
4-ый буллит (1 предложение) п. 3.12.2.
"на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу, в случаях, когда сумма уплаченных им налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, за последние 12 календарных месяцев до даты предоставления ссуды составляет не менее 10 процентов суммы совокупной ссудной задолженности заемщика перед банком, включая предоставляемую банком ссуду, или не менее 100 млн. рублей, а также при условии подтверждения их уплаты копиями платежных поручений о перечислении с отметкой об исполнении и (или) предоставленными заемщиком налоговыми декларациями (бухгалтерской отчетностью), содержащими отметку налогового органа об их принятии"
5-ый буллит п.3.12.2 "на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу (группе связанных заемщиков), в случаях, когда величина ссуды (совокупная величина ссуд) не превышает 0,1 процента величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не более 5 млн. рублей"
7-ой буллит п. 3.12.2 "на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам на финансирование по договору долевого участия в строительстве, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации... далее по тексту..." |
Исключить минимальный уровень формируемого резерва в размере 10 процентов. Данное требование, по сути, является административным, что не в полной мере соответствует международным стандартам, к которым стремится приблизится российская банковская система.
Обоснование: При наличии ликвидного залога, справедливая стоимость которого покрывает размер ссудной задолженности и может служить гарантированным источником погашения задолженности (например, собственные векселя кредитной организации/гарантийные депозиты), банк должен иметь возможность учесть стоимость данного обеспечение при определении формируемого резерва в полном объеме. Предлагаемое требование исключает возможность минимизации расчетного резерва в полном объеме за счет ликвидного обеспечения (в том числе, предоставленного залогодателями - третьими лицами). Таким образом, нарушается принцип компенсации качественным залогом повышенных рисков кредитования, то есть даже наличие обеспечения в виде депозита денежных средств, в общем случае означающее отсутствие кредитного риска, все равно будет приводить к необходимости формирования резерва, в то время как повышенный кредитный риск, связанный с отсутствием "реальной" деятельности, уже закладывается в ставку расчетного резерва.
Уточнить текст пункта.
Предлагаем повысить пороговое ограничение по максимальному размеру ссуды (п. 3.12.2 Положения), на которое не распространяется действия Положения с 5 млн. руб. до 25 млн. руб. Это особенно важно для нормальной работы с предприятиями сегмента МСБ.
Дополнить перечень ссуд следующими новыми исключениями, на которые не распространяется требование о классификации в III категорию качества с расчетным резервом в 50% ввиду того, что ссуды предоставлены заемщикам-юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности: 1) Данное уточнение позволит объективно подойти к оценке ссуд, предоставленных управляющим компаниям Холдинга (Группы компаний) и организациям, созданным для эффективного централизованного управления государственными активами в различных отраслях промышленности, а также ведения внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях реализации государственной политики в области ВТС РФ с иностранными государствами, включая оборонно-промышленный комплекс, так как: a. Вышеуказанные компании создаются в целях осуществления централизованного управления и в силу специфики осуществляемых ими функций в структуре баланса данных юридических лиц преобладают ценные бумаги, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения. b. Предоставление кредитов Банком управляющим компаниям Холдинга (Группы компаний), а не компаниям, входящим в Холдинг (Группу), в большинстве случаев обусловлено предоставлением государственных гарантий, поручительств субъектов и муниципальных органов управляющим компаниям, заключением контрактов с управляющими компаниями Холдинга (Группы). 2) В текущей практике крупнейших российских банков значительный объем кредитов предоставляется акционерам производственных сельскохозяйственных и торговых компаний, под залог акций промышленных, сельскохозяйственных и торговых холдингов и корпораций. При этом, как правило, данные сделки структурированы таким образом, что кредит предоставляется на специально созданную под реализуемый проект компанию (SPV). Утверждение предлагаемых изменений приведет к тому, что Российские банки вынуждены будут существенно повысить стоимость предоставления таких кредитов и потеряют значительную долю рынка. При этом, сам рынок кредитования таких сделок не исчезнет, но данную нишу рынка займут иностранные банки. Это в свою очередь несет ряд негативных последствий для российской экономики в целом: 1. Потеря доли рынка и доходности российскими кредитными организациями; 2. Акции российских корпораций, в том числе стратегических, окажутся в залоге у иностранных банков, с возможностью их реализации иностранным инвесторам в случае срабатывания условий margin call; 3. Финансирование будет осуществляться преимущественно в иностранной валюте, что может привести к увеличению валютных и кредитных рисков банков и заемщиков. 4. Кредиты, связанные со сделками слияния и поглощения, а также кредиты под залог акций, предоставляемые российскими банками, будут осуществляться с российскими же компаниями, в результате чего будет снижено качество кредитного портфеля банков, поскольку российское право не предоставляет того уровня защиты интересов кредиторов, которое предоставляет, например, английское или кипрское право. Это, помимо требований по резервированию, даст дополнительное преимущество иностранным банкам. 5. Кредиты, связанные со сделками слияния и поглощения, будут выдаваться на операционные компании, что может препятствовать росту российской экономики.
Данное уточнение позволит объективно подойти к оценке ссуд, предоставленных управляющим компаниям Холдинга (Группы компаний) и организациям, созданным для эффективного централизованного управления строительными проектами Холдинга. Вышеуказанные заемщики создаются в целях осуществления централизованного управления и в силу специфики осуществляемых ими функций в структуре баланса данных юридических лиц преобладают, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения (в т.ч. займы). Предоставление кредитов Банком,управляющим компаниям Холдинга (Группы компаний) в большинстве случаев обусловлено осуществлением финансирования приобретения проектных компаний и финансирования их на стадии преддевелопмента, с последующим открытием проектного финансирования на дочернюю (или связанную) компанию, реализующую строительный проект непосредственно. При этом, как правило, в обеспечение по данным сделкам (помимо залога имущественных активов) в т. ч. оформляется поручительство компании, реализующей проект, и других платежеспособных компаний Холдинга.
По данным опросов, проведенных общественными организациями, более половины трудоспособного населения России, являющихся наемными работниками, хотели бы открыть своё дело. Одним из главных препятствий в создании своего бизнеса является отсутствие источников финансирования на начальном этапе. В настоящее время Банком разработан новый кредитный продукт для субъектов малого предпринимательства, в рамках которого объектом кредитования будет являться открытие бизнеса, т.е. реализация стартовых проектов. Данный вид кредитования актуален и развит в практике западных банков. В соответствии с предлагаемыми изменениями кредитные организации при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита, в том числе, должны оценивать потенциального заемщика на предмет наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у него реальной деятельности или ее осуществлении в незначительных объемах. Учитывая специфику кредитования стартовых проектов, кредиты, выданные по данной программе, будут подпадать под ограничения, установленные п. 3.12.1. Необходимость классификации рассматриваемых ссуд не выше III категории качества с формированием резерва не менее 50 процентов сделает невыгодными и не позволит банкам развивать программы кредитования начинающих предпринимателей/предприятий, что при отсутствии иных источников финансирования не позволит реализовывать Федеральную целевую программу развития малого предпринимательства в России.
Исключение учтено Центральным Банком и изложено во 2-м буллите Приложения к Указанию. Считаем целесообразным перенести данное исключение в подпункт 3.12.2.
Предлагаем исключить из 4 буллита пункта 3.12.2. фразу "...а также при условии подтверждения их уплаты копиями платежных поручений о перечислении с отметкой об исполнении и (или) предоставленными заемщиком налоговыми декларациями (бухгалтерской отчетностью), содержащими отметку налогового органа об их принятии", а также ограничить применение пункта для субъектов малого предпринимательства. В соответствии с Письмом ЦБ РФ от 31.03.11 N 41-Т кредитным организациям рекомендовано использовать технологию подтверждения (опровержения) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в кредитные организации, и отчетности, представленной в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Требование предоставлять копии платежных поручений о перечислении налогов с отметкой об исполнении, учитывая частоту уплаты налогов, приведет к неоправданному увеличению документооборота и сроков предоставления требуемых документов. В настоящее время в большинстве случаев бухгалтерская отчетность направляется в налоговые органы в электронном виде и не содержит отметки налогового органа об их принятии. В банк отчетность предоставляется заверенная предприятием. Кроме того, в зависимости от того с каким оператором работает компания при передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи у заемщика имеется возможность предоставить в банк один или два документа из перечисленных в проекте Указания. Применение положений данного пункта (в редакции проекта Указаний ЦБ) не учитывает специфику работы предприятий малого бизнеса, около 30% которых применяют Упрощенную систему налогообложения на основе патента или Единый налог на вмененный доход. Объем налоговых поступлений таких заемщиков не сопоставим с объемом фактических оборотов и чистой прибыли таких заемщиков, которые используются Банком для расчета лимита кредитования. Таким образом, использование данного критерия для СМП целесообразно оставить на усмотрение кредитной организации.
Кроме того, просим уточнить, каким образом необходимо применять данное требование о классификации в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 50% (ввиду того, что ссуды предоставлены заемщикам-юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности) на заемщиков, имеющих несколько ссуд с различными сроками предоставления. Например, при анализе более ранних ссуд (например, 2007 г. выдачи) установлено, что за последние 12 месяцев до даты предоставления ссуды заемщик уплатил сумму налогов в объеме менее 100 млн. руб. При этом за предшествующие 12 месяцев до даты выдачи более поздних ссуд (например, 2011 года выдачи) сумма уплаченных налогов превышала 100 млн. руб. Означает ли это, что все ссуды заемщика, должны быть отклассифицированы по "наихудшей" категории качества (в рамках исполнения требования Положения Банка России N 254-П (п. 4.1.)) только по причине различной оценки ссуд одного и того же заемщика исходя из критерия, характеризующего объемы уплаченных им налогов в разных периодах.
Увеличить барьер суммы в связи с неадекватно-низкой величиной исходного предложения
Предлагаем заменить фразу "на финансирование по договору долевого участия в строительстве, заключенному..." на фразу "являющимся застройщиками или участниками долевого строительства...". Участниками жилищных строительных проектов, реализуемых в соответствии с законом 214-ФЗ являются не только юридические лица дольщики, но прежде всего застройщики. В текущей практике значительный объем кредитов банка предоставляется компаниям, выступающими Застройщиками по строительству жилых объектов недвижимости под залог земельных участков, на которых ведется строительство жилых объектов недвижимости с одновременным оформлением в залог имущественных прав на строящийся объект. |
3.12.1.Ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам (резидентам и нерезидентам), не осуществляющим реальной деятельности, либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), классифицируются не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 50 процентов. Формируемый кредитной организацией резерв по данным ссудам не может быть меньше 10 процентов.
на ссуды, предоставленные организации оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе в качестве субподрядчика на основе контракта с головным исполнителем государственного оборонного заказа;
на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу (группе связанных заемщиков), в случаях, когда величина ссуды (совокупная величина ссуд) не превышает 0,1 процента величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не более 25 млн. рублей.
- на ссуды, предоставленные заемщикам-юридическим лицам, являющимся управляющими компаниями Холдинга (Группы компаний); - на ссуды, предоставленные заемщикам-юридическим лицам, являющимся компаниями, учрежденным в интересах Российской Федерации для осуществления управленческих, социальных или иных общественно-полезных функций (включая государственные корпорации); - на ссуды, предоставленные заемщикам-юридическим лицам, являющимся акционерами производственных, сельскохозяйственных и торговых компаний и/или ссуды заемщиков-юридических лиц, получающих ссуды под залог акций и/или поручительство российских промышленных и/или финансовых и/или торговых и/или сельскохозяйственных холдингов и корпораций/поручительство компаний (в т.ч. холдинговых), владеющих российскими промышленными и/или финансовыми и/или торговыми и/или сельскохозяйственными холдингами и корпорациями;
- на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, обеспеченные в т. ч. поручительством юридических лиц, связанных с заемщиком, и осуществляющих деятельность в объемах, сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных заемщику);
-на ссуды, предоставленные заемщикам - субъектам среднего и малого предпринимательства и направленные на цели начала предпринимательской деятельности;
- на ссуды, предоставленные банкам и финансовым организациям;
"на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу (за исключением субъектов малого предпринимательства), в случаях, когда сумма уплаченных им налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, за последние 12 календарных месяцев до даты предоставления ссуды составляет не менее 10 процентов суммы совокупной ссудной задолженности заемщика перед банком, включая предоставляемую банком ссуду, или не менее 100 млн. рублей"
5-ый буллит п.3.12.2 "на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу (группе связанных заемщиков), в случаях, когда величина ссуды (совокупная величина ссуд) не превышает 0,1 процента величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не более 25 млн. рублей"
7-ой буллит п.3.12.2 "на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, являющимся застройщиками или участниками долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (Собрания законодательства Российской Федерации)... далее по тексту..." |
|
3.12.3. В случаях, когда уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, за исключением обстоятельств, указанных в подпункте 3.12.2 настоящего Положения, принимает решение о том, что заемщиком осуществляется реальная деятельность, кредитная организация направляет обоснование данного решения в территориальное учреждение Банка России в порядке, установленном пунктом 3.10 настоящего Положения. |
Исключить фразу "...хотя бы одного из...". Обоснование: Наличие только одного обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, не может являться достаточным для объективной оценки деятельности заемщика, т.к. кредитная организация осуществляет целый комплекс мероприятий, позволяющих оценить реальность деятельности заемщика, в т.ч. оценивает его финансовое состояние, обороты по счетам, наличие на местонахождении.
В целях оптимизации трудозатрат сотрудников банка и сотрудников ЦБ, предлагаем закрепить в 254-П требование о приведении доказательств реальности деятельности в профессиональном суждении при наличии любого из выявленных обстоятельств из списка (по каждому из обстоятельств отразить комментарий). Предлагаем при оценке реальности деятельности исходить из необходимости соответствия Заемщиком одновременно не менее 5 критериям, указанным в Приложении N 5, в целях принятия решения об отсутствии у Заемщика реальной деятельности применения повышенной ставки резервирования либо о неприменении данного положения и направления письма в ЦБ. Кроме того, просим рассмотреть возможность применять Примерный перечень только в отношении ссуд (совокупности ссуд одного заемщика), являющихся существенными для банка (например, 0,5% от капитала банка). |
3.12.3. В случаях, когда уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии одновременно не менее пяти обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, за исключением обстоятельств, указанных в подпункте 3.12.2 настоящего Положения, принимает решение о том, что заемщиком осуществляется реальная деятельность, кредитная организация направляет обоснование данного решения в территориальное учреждение Банка России в порядке, установленном пунктом 3.10 настоящего Положения. |
|
|
3.12.4. При формировании резервов по ссудам, предоставленным заемщикам резидентам - офшорных зон, перечень которых определен приложением 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 года N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2003 года N 5058, 26 января 2007 года N 8846, 11 марта 2010 года N 16599 ("Вестник Банка России" от 17 сентября 2003 года N 51, от 14 февраля 2007 года N 7, от 17 марта 2010 года N 16), резерв формируется в максимальном размере исходя из размера резерва, необходимого к формированию в соответствии с требованиями Указания Банка России от 22 июня 2005 года N 1584-У "О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2005 года N 6799 ("Вестник Банка России" от 27 июля 2005 года N 38), и размера резерва, необходимого к формированию в соответствии с требованиями настоящего Положения. При этом применяются только требования того нормативного акта, в соответствии с которым резерв формируется в максимальном размере. |
Просим в п. 3.12.4. в редакции проекта Указания касательно классификации операций по кредитованию резидентов офшорных зон привести формулировку понятия "размер резерва". Как абсолютное значение подлежащего к формированию резерва в рублях, рассчитанное с учетом стоимости обеспечения. |
|
|
пп. 3.13.5 дополнить |
3.13.5. Ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам, - при отсутствии информации о финансовом положении заемщика в течение периода более одного квартала. |
3.13.5. Ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам, - при отсутствии информации о финансовом положении заемщика в течение периода более одного квартала. В иных случаях ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам, классифицируются не выше, чем во II категорию качества (нестандартные) с величиной расчетного резерва не менее 10 процентов. Данное требование не распространяется: на ссуды, предоставленные кредитным организациям; на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, имеющим рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "B2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также национальными рейтинговыми агентствами; на ссуды, отнесенные в портфели однородных ссуд, а также на иные ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам на стандартных условиях, определенных внутренними правилами кредитной организации, не учитывающих фактор связанности с кредитной организацией. |
Исключить данное дополнение. Обоснование: Банк в отношении любого заемщика должен проводить классификацию ссуд, прежде всего, на основании оценки финансового состояния заемщика и качества обслуживания долга. Если указанная оценка позволяет классифицировать ссуду в первую категорию качества, то у Банка не должно быть ограничений, исходя из юридической аффилированности заемщика банку. Требование по классификации ссуд, предоставленных связанным с кредитной организации лицам, вне зависимости от финансового положения, не выше, чем во II категорию качества с величиной расчетного резерва не менее 10% является, с нашей точки зрения, не обоснованным.
В качестве альтернативы предлагаем: - предусмотреть право банка по ссудам, предоставленным связанным с кредитной организацией лицам, сформировать резерв в меньшем объеме при условии уведомления Банка России (если ссуда или совокупность ссуд, предоставленных данному заемщику, превышает 1% от капитала Банка по аналогии с пунктом 3.10. Положения N 254-П); - не распространять требования на дочерние компании кредитной организации, доля кредитной организации в уставном капитале которых составляет не менее 50%, как наименее рискованные при прочих равных условиях в сравнении с кредитованием третьих лиц.
|
Альтернативный вариант текста п. 3.13.5: 3.13.5. Ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам, - при отсутствии информации о финансовом положении заемщика в течение периода более одного квартала. В иных случаях ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам, классифицируются не выше, чем во II категорию качества (нестандартные) с величиной расчетного резерва не менее 10 процентов. Данное требование не распространяется: на ссуды, предоставленные кредитным организациям; на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, имеющим рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня "В" по классификации рейтингового агентства "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "B2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также национальными рейтинговыми агентствами;
на ссуды, отнесенные в портфели однородных ссуд, а также на иные ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам на стандартных условиях, определенных внутренними правилами кредитной организации, не учитывающих фактор связанности с кредитной организацией; на ссуды, предоставленные дочерней компании кредитной организации, доля кредитной организации в уставном капитале которой составляет не менее 50%. В случаях, когда уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации принимает решение о классификации ссуд, предоставленных связанным с кредитной организацией лицам, на стандартных условиях (в I или II категорию качества с величиной расчетного резерва менее 10 процентов), кредитная организация направляет обоснование данного решения в территориальное учреждение Банка России в порядке, установленном пунктом 3.10 настоящего Положения. |
Раздел 3 дополнить п. 3.17 |
Указанный пп. 3.17 в текущей редакции Положения N 254-П отсутствует. |
3.17. Размер формируемого резерва по ссудам, по которым отсутствуют платежи по основному долгу и (или) процентам, определяется с учетом следующего: платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 2 лет с момента выдачи ссуды - не менее 10 процентов; платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 3 лет с момента выдачи ссуды - не менее 25 процентов; платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 4 лет с момента выдачи ссуды - не менее 50 процентов; 12 платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 5 лет с момента выдачи ссуды - не менее 75 процентов. Требования настоящего пункта не распространяются на синдицированные ссуды и ссуды, указанные в подпункте 3.12.2 настоящего Положения |
Исключить данное дополнение. Обоснование: Банк в отношении любого заемщика должен проводить классификацию ссуд, прежде всего, на основании оценки финансового состояния заемщика и качества обслуживания долга. Если указанная оценка позволяет классифицировать ссуду в первую категорию качества, то у Банка не должно быть ограничений, исходя из согласованного с Банком графика исполнения обязательств.
В качестве альтернативы предлагаем: 1. Исключить минимальный уровень формируемого резерва в размере от 10 до 75 процентов. Данное требование, по сути, является административным, что не в полной мере соответствует международным стандартам, к которым стремится приблизиться российская банковская система.
2. Исключить формулировку "и (или)". Исполнение обязательств по кредиту может регулироваться графиком, где периодичность погашения основного долга и процентов не подлежит обязательной синхронности. Формулировка "и (или)" подразумевает, что отсутствие платежа по основному долгу при совершении процентных платежей и наоборот, платежи по процентам при отсутствии платежа по телу кредита, является основанием для применения п. 3.17.
3. Принимая во внимание существенный разброс сроков окончания инвестиционных фаз в разрезе отраслей увеличить минимальный срок начала применения шкалы резервов с 4-х лет (т.е. 10% при отсутствии обслуживания 4 года, 25% при отсутствии обслуживания 5 лет, 50% при отсутствии обслуживания 6 лет и 75% при отсутствии обслуживания 7 лет) |
3.17. Размер расчетного резерва по ссудам, по которым отсутствуют платежи по основному долгу и (или) процентам, определяется с учетом следующего: платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 4 лет с момента выдачи ссуды - не менее 10 процентов; платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 5 лет с момента выдачи ссуды - не менее 25 процентов; платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 6 лет с момента выдачи ссуды - не менее 50 процентов; платежи по основному долгу и (или) процентам отсутствуют более 7 лет с момента выдачи ссуды - не менее 75 процентов. Требования настоящего пункта не распространяются на синдицированные ссуды, ссуды, указанные в подпункте 3.12.2 настоящего Положения. Банк может направить мотивированное суждение, обосновывающее сроки отсутствия платежей по ссуде. |
п. 6.5. изменить/ дополнить |
6.5. Обеспечение не может учитываться для целей настоящего Положения, если: со дня возникновения необходимости реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, у кредитной организации отсутствует юридическая возможность их реализации и (или) кредитная организация не предпринимает фактических действий по их реализации; возникают основания для признания невозможности реализовать права, вытекающие из наличия обеспечения по ссуде, без существенных потерь суммы (стоимости) обеспечения; финансовое положение залогодателя, одновременно являющегося заемщиком, оценивается как плохое в течение более 180 календарных дней;
... финансовое положение третьего лица, предоставившего обеспечение ... |
6.5. Обеспечение не может учитываться для целей настоящего Положения, если: со дня возникновения необходимости реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, у кредитной организации отсутствует юридическая возможность их реализации и (или) кредитная организация не предпринимает фактических действий по их реализации; возникают основания для признания невозможности реализовать права, вытекающие из наличия обеспечения по ссуде, без существенных потерь суммы (стоимости) обеспечения; в отношении залогодателя применяются процедуры, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве);
... финансовое положение третьего лица, предоставившего обеспечение, ухудшится таким образом, что в случае реализации прав кредитора, вытекающих из предоставленного обеспечения по ссуде, возникнут основания для осуществления процедур, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
по заемщику в течение периода, превышающего один квартал, отсутствует информация, указанная в приложении 2 к настоящему Положению, за исключением случая, когда заемщиком предоставлено обеспечение в виде заклада имущества или гарантийного депозита; не представлено подтверждение (имеются доказательства недостоверности) реальности предмета залога и (или) его принадлежности залогодателю-третьему лицу (в том числе в силу отсутствия соответствующих активов на балансе залогодателя-третьего лица, отсутствия надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности залогодателя-третьего лица на предмет залога); |
Исключить данное дополнение, сохранив текущую формулировку буллита. Обоснование: Процедура банкротства может развиваться по-разному, вплоть до прекращения процедуры (отзыв). Банк не теряет прав на предмет залога, просто механизм их реализации видоизменяется. Кроме того, внутренними документами Банка предусмотрена реклассификация финансового положения как плохое, если в отношении заемщика инициирована процедура банкротства, вероятным результатом которой будет признание заемщика банкротом. Поэтому при оценке возможности учета залога следует исходить, в первую очередь, из длительности оценки финансового состояния как плохого. Альтернатива: предусмотреть срок в 180 дней, после которого обеспечение не может учитываться для снижения расчетного резерва.
Уточнить.
Обоснование: ухудшение финансового состояния лица, предоставившего обеспечение вплоть до введения процедур , предусмотренных Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве), в случае реализации залога, является в определенной степени основанием банку полагать, что заемщик вернет задолженность. |
Оставить в прежней редакции.
Альтернатива. По истечении 180 дней, когда в отношении залогодателя были применены процедуры, предусмотренные Федеральным законом "О нестоятельности (банкротстве)" или по истечении 180 дней с момента оценки финансового состояния залогодателя как "плохое".
... финансовое положение третьего лица, предоставившего обеспечение, существенно ухудшится в случае реализации прав кредитора, вытекающих из предоставленного обеспечения по ссуде, за исключением случая, когда в распоряжении кредитной организации есть достаточные основания полагать, что процедуры несостоятельность (банкротства) в отношении третьего лица, предоставившего обеспечение, не будут инициированы в течение 180 календарных дней с момента начала процедуры обращения взыскания на залог;
по заемщику, одновременно выступающему залогодателем, в течение периода, превышающего один квартал, отсутствует информация, указанная в приложении 2 к настоящему Положению, за исключением случая, когда заемщиком предоставлено обеспечение в виде заклада имущества или гарантийного депозита; не представлено подтверждение (имеются доказательства недостоверности) реальности предмета залога и (или) его принадлежности залогодателю-третьему лицу (в том числе в силу отсутствия соответствующих активов на балансе залогодателя-третьего лица (за исключением случаев, когда залогодателем выступает физическое лицо либо юридическое лицо, не обязанное представлять в налоговые органы отчетность), отсутствия надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности залогодателя-третьего лица на предмет залога (за исключением случаев отсутствия указанных документов в связи с истечением срока давности с даты возникновения права собственности залогодателя- третьего лица на предмет залога); |
|
|
|
|
|
Дополнить приложением N 5 К обстоятельствам, свидетельствующим о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности, могут быть отнесены: |
Указанное Приложение N 5 "Минимальный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщиков - юридических лиц реальной деятельности или осуществления ее в незначительных объемах" в текущей редакции Положения N 254-П отсутствует. |
|
Изменить название приложения 5. Обоснование: 1. Перечень обстоятельств, изложенных в приложении 5, не может быть использован при анализе компаний-нерезидентов. 2. Наличие только одного обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, не может являться достаточным для объективной оценки деятельности заемщика и повышенного риска. Такой подход повлечет за собой существенное увеличение документооборота между банками и Банком России , существенно возрастут трудозатраты как банков, так и Банка России при незначительном негативном исходе. |
Приложение N 5 "Примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщиков - юридических лиц реальной деятельности или осуществления ее в незначительных объемах" |
|
|
отсутствие у заемщика собственных либо арендованных в установленном порядке основных средств, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек и прочих); |
Требования, приведенные в указанных абзацах необходимо дополнить исключением компаний, организованных в целях осуществления Проекта, специфика основной реальной деятельности которых, обуславливает приведенную структуру бухгалтерского. баланса. При наличии в Банке документально обоснованной информации о достаточности у заемщика на момент окончания действия кредитного договора источника погашения достаточного для полного исполнения обязательств; Обоснование: Значительная часть заемщиков - субъектов малого бизнеса покупают и оформляют основные средства на физических лиц - собственников бизнеса. При этом фактически используемое в бизнесе оборудование не оформляется какими-либо договорными обязательствами. При сохранении данного критерия кредитование самых маленьких представителем СМП станет экономически не выгодным для банка, что приведет к сокращению финансирования предпринимателей на цели развития бизнеса.
Реализация данного требования приведет к существенному сокращению объемов вложений кредитных ресурсов в предприятия, осуществляющих реальную хозяйственную деятельность в строительной отрасли и предприятия розничных торговых сетей. |
Отсутствие у Заемщика собственных либо арендованных в установленном порядке основных средств, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек и прочих), за исключением компаний: - организованных в целях осуществления Проекта, при наличии в банке документально обоснованной информации о достаточности у заемщика на момент окончания действия кредитного договора источника погашения достаточного для полного исполнения обязательств; - работающих в составе ГК и имеющих структурированную систему функционального распределения ролей, привлекать кредитные ресурсы одним юридическим лицом с представлением обеспечение иным, входящим в ГК. - компаний, которым для осуществления основной деятельности не требуется наличие собственных или арендованных основных средств (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек и прочих). |
|
случаи, когда ссуда предоставлена кредитной организацией заемщику - юридическому лицу, не являющемуся кредитной или иной финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70 процентов активов которого представляют собой дебиторскую задолженность (за исключением дебиторской задолженности, возникшей по договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования), займы, ценные бумаги, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения, а также земля и иная недвижимость, приобретенные (полученные) заемщиком с целью последующей продажи; |
Под предлагаемое определение подходит большинство торговых организаций, а также сбытовые структуры в рамках промышленных групп. Кроме того, отсутствует понимание того, что берется в расчет при подсчете 70% активов Заемщика: совокупная сумма дебиторской задолженности, займов, вложений в ценные бумаги, земельные участки, уставный капитал и др., составляющие в совокупности 70% активов Заемщика, либо в расчет берется каждая из указанных статей по отдельности, составляющая 70% активов Заемщика.
1. Предлагаем дополнить дебиторскую задолженность критерием срока оборачиваемости. Обоснование: приведенный факт наличия только существенной дебиторской задолженности (70% активов и более) в подавляющем большинстве случаев не свидетельствует об отсутствия реальной деятельности (т.е. это не самостоятельный фактор для разделения компаний согласно поставленной цели), в т.ч.: при высокой оборачиваемости (торговые дома холдинговых структур, где и сосредоточена выручка по контрактам с контрагентами, являющаяся источником обслуживания кредитов), при финансировании проектов, связанных с операциями, предполагающими перечисление авансов в адрес поставщиков, при длительном сроке выполнения работ и оказания услуг (предприятия, работающие в области новых технологий, а также в интересах оборонного комплекса, ВТС и т.д.). Проблемной или сомнительной дебиторская задолженность становится при существенных сроках оборачиваемости, превышающих среднеотраслевой уровень. Предлагаем дополнить критерий сроком оборачиваемости дебиторской задолженности более года.
2. Считаем необходимым исключить из данного перечня ссуды, направленные заемщиком на вложения в уставные капиталы других юридических лиц, не подпадающих под критерии рассматриваемого проекта Указаний. |
случаи, когда ссуда предоставлена кредитной организацией заемщику - юридическому лицу, не являющемуся кредитной или иной финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70 процентов активов которого представляют собой дебиторскую задолженность (за исключением дебиторской задолженности, возникшей по договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования, и дебиторской задолженности со сроком оборачиваемости менее одного года) либо финансовые вложения (в т.ч. займы, вложения в ценные бумаги, уставные капиталы других юр. лиц), а также земля и иная недвижимость, приобретенные (полученные) заемщиком с целью последующей продажи при отсутствии у заемщика выручки от хозяйственной деятельности в течение двенадцати месяцев, предшествующих предоставлению ссуды, в размере, сопоставимом с размерами предоставленной ссуды данному заемщику, за исключением случаев, когда в качестве заемщика выступают: - лица, основным источником доходов которых являются вложения/ инвестиции в дочерние/ зависимые общества, деятельность которых носит реальный характер; - компании, занятые торговлей, входящие в Группу компаний/ Холдинг. |
|
|
непредставление заемщиком по запросам кредитной организации выписок по банковским счетам, открытым в других кредитных организациях, в том числе в случаях, когда обороты по счетам, открытым в данной кредитной организации, несопоставимо малы по отношению к предоставленным кредитам; |
Добавить к выпискам возможность предоставления справок из банков по оборотам. Обоснование: зачастую, выписка по оборотам с расшифровками назначения платежа, может содержать конфиденциальную информацию. |
Не предоставление Заемщиком по запросам кредитной организации выписок или справок об оборотах по счетам, открытым в других кредитных организациях, в случаях, когда обороты по счетам, открытым в данной кредитной организации, несопоставимо малы по отношению к предоставленным кредитам. Применительно к данному буллиту размер оборотов по счетам заемщика, открытым в данной кредитной организации, оценивается как малый, если величина среднемесячных оборотов в данной кредитной организации за последние 12 мес. составляет не более 20 процентов от совокупной суммы действующих кредитных лимитов в части оборотного кредитования, установленных для данного заемщика. |
|
|
отсутствие информации об уплате налоговых платежей заемщиком в бюджеты различных уровней либо их несущественный характер (несопоставимый с объемом деятельности заемщика); |
Исключить, т.к. несущественный характер налоговых платежей не свидетельствует об отсутствии деятельности. При применении ЕНВД и УСН (6%) объем налогов может кратно отличаться от выручки.
Альтернатива: уточнить текст абзаца. Обоснование: 1. Требование о проверке "существенности" налоговых платежей, по нашему мнению, является функцией налоговых органов. Поэтому кредитная организация вправе ожидать, что, если оценка заемщика производится на основании отчетности, сдаваемой в налоговые органы, отсутствует задолженность перед бюджетом, а также отсутствует информация о наличии исков к клиенту со стороны налоговых органов, то размер налоговых платежей клиента соответствует требованиям законодательства. Кроме того, не ясно, на основании каких дополнительных документов кредитная организация должна классифицировать отсутствие информации об уплате налогов и/или их несущественный характер (несопоставимый с объемом деятельности заемщика). Наличие факта получения документа об уплате налогов или справки об отсутствии задолженности по налогам является основанием для неприменения пункта. 2. Отсутствует понимание того за какой период отсутствует информация об уплате налоговых платежей. |
Исключить.
Альтернатива: Отсутствие информации об уплате налоговых платежей Заемщиком в бюджеты различных уровней в течение последних 6 месяцев. |
|
|
использование заемщиком при проведении платежей IP-адреса (Internet Protocol Address), совпадающего с IP-адресом иных клиентов, заемщиков кредитной организации; |
Исключить данный абзац. Обоснование: Количество IP адресов существенно меньше количества юридических лиц. Наличие постоянного уникального IP адреса характерно только для крупных организаций или специфических видов бизнеса. В остальных случаях используются групповые и/или динамические IP адреса, по которым идентифицировать юридическое лицо невозможно. Совпадение IP адресов имеет случайный характер и ни о чем не свидетельствует. Кроме того, в данной ситуации не принимается во внимание случай, когда одно и то же лицо исполняет обязанности главного бухгалтера в нескольких организациях (в том числе на основании доверенности). Это является обычной ситуацией для нескольких юридических лиц, которые входят в одну группу. |
использование заемщиком при проведении платежей IP-адреса (Internet Protocol Address), совпадающего с IP-адресом иных клиентов, заемщиков |
|
|
осуществление операций (сделок) по доверенности на постоянной основе лицами, не являющимися сотрудниками заемщика; |
Исключить.
Обоснование: Фактические собственники малых предприятий зачастую используют такие формы ведения бизнеса. Пример. "Мелкие" предприниматели (семейный бизнес) оформляют бизнес на одного из супругов, при этом фактически хозяйственная деятельность (в т.ч. финансовые операции) осуществляется 2-м супругом наравне с первым по доверенности. |
Исключить.
Альтернатива: Осуществление операций (сделок) по доверенности на постоянной основе лицами, не являющимися сотрудниками заемщика, кроме лиц, работающих по договору или лиц являющимися сотрудниками компаний, юридически связанных с заемщиком; |
|
|
случаи неоднократной (три и более раз) смены единоличного исполнительного органа заемщика за последний календарный год; |
|
|
|
|
исполнение одним лицом обязанностей единоличного исполнительного органа в нескольких организациях, в том числе заемщике; |
Исключить.
Альтернатива: уточнить текст абзаца. Обоснование: Следует принять во внимание распространенность на практике ситуаций, когда одно и то же юридическое лицо (например, управляющая организация) одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких компаниях. |
Исключить.
Альтернатвиа. Исполнение одним лицом обязанностей руководителя в нескольких организациях, за исключением случаев, когда: - функции единоличного исполнительного органа исполняет управляющая компания; - организации входят в Группу компаний/Холдинг. |
|
|
отсутствие в штате заемщика работников, помимо руководителя и главного бухгалтера; |
Исключить.
Альтернатива: уточнить текст абзаца. Обоснование: Неясно, каким образом данный критерий соотносится с компаниями - представителями среднего и малого бизнеса (если компания имеет небольшой по размеру объем бизнеса и занимается оптовой торговлей, зачем ей в принципе дополнительные штатные единицы, помимо указанных?). В семейном бизнесе, например, не бывает наемных сотрудников. |
Исключить.
Альтернатива.
Отсутствие в штате заемщика работников, помимо руководителя и главного бухгалтера, за исключением предприятий малого и среднего бизнеса, удовлетворяющих требованиям ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". |
|
|
случаи неоднократного изменения места постановки на налоговый учет за календарный год; |
Уточнить текст абзаца. Обоснование: Изменение места постановки на налоговой учет может быть связано с изменением охвата территорий самой налоговой инспекции (например, к районной налоговой инспекции был отнесен один конкретный район, а затем к нему добавили рядом расположенные территории). Данное обстоятельство необходимо дополнить. |
Случаи неоднократного изменения места постановки на налоговый учет за календарный год, кроме случаев реорганизации самой налоговой инспекции. |
|
|
регистрация заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы. |
Уточнить текст абзаца. Обоснование: Данное обстоятельство не может являться показателем сомнительности деятельности, поскольку: - массовая регистрация юридических лиц по одному адресу характерна для предприятий группы и осуществляется с целью удобства руководства. - бизнес-центры и технопарки характеризуются высокой концентрацией хозяйствующих субъектов. |
Регистрация заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, за исключением адресов бизнес-центров, торговых-центров, а также адресов регистрации компаний одной группы и случаев, когда совпадают юридический и фактический адреса. |
<< Назад |
||
Содержание Письмо Ассоциации российских банков от 17 июля 2012 г. N А-02/2-421 "О проекте Указания ЦБ РФ по изменению Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.