Ассоциация российских банков внимательно рассмотрела Проект Указания ЦБ РФ "О внесении изменений в Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".
По просьбе АРБ Проект данного документа обсуждался в банках, банковских объединениях и союзах.
По единому мнению участников обсуждения, принятие Проекта данного документа в редакции, предлагаемой Центральным Банком, вызовет ряд крайне негативных явлений:
1. окажет сдерживающие влияние на развитие кредитования, в т.ч. приоритетных проектов, а также, повлечет за собой существенное увеличение резервов банков приведет к удорожанию банковских услуг;
2. повлечет за собой масштабное увеличение документооборота между органами надзора и кредитными организациями, резко расширит объем работы в банках;
3. создаст прямое ограничение для отраслей и видов деятельности, являющихся ключевыми и профильными для банков (лизинг, факторинг, микрофинансирование, программа развития малого и среднего предпринимательства и т.д.);
4. создаст в отношении банков систематический риск различной трактовки регулятором правильности и корректности формируемых резервов.
Банки правильно отмечают, что в изложенном Положении ЦБ РФ N 254-П формулировка понятия "реальной деятельности заемщика" является некорректной и необходимость соблюдения новых требований приведет к сокращению потенциальных заемщиков. Реальная деятельность заемщиков подтверждается заключенными договорами на поставку продукции с покупателями, документами на ее отгрузку, договорами на выполнение и оказание работ и услуг с заказчиками и подрядчиками.
Кроме того, показатель величины резервов, сформулированных в отчетности по РСБУ, по причине во многом директивного подхода к их созданию, существенно превышает аналогичный показатель в международной отчетности. Дальнейшее расширение Банком России перечня формальных требований при оценке кредитных рисков ограничивает возможности реализации концепции приоритета экономического содержания над юридической формой (важнейшее требование Базеля II, III).
Банки особо делают упор на необходимость исключения или уточнения следующих принципиально важных положений, заложенных в Проекте.
Об оценке финансового положения заемщика
В рассматриваемом Проекте ЦБ по существу вводится порядок принятия решения об оценке финансового положения заемщика отдельно от формирования профессионального суждения.
В настоящее время правила (методы, процедуры), используемые при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки, уже закреплены в отдельных методиках кредитной организации по оценке финансового положения заемщика. В свою очередь, данные нормативные документы в соответствии с установленным порядком утверждены коллегиальными органами кредитной организации.
В целях резервирования данный порядок распространяется на всех без исключения заемщиков и исключает дополнительные трудозатраты кредитной организации по принятию отдельного решения об оценке финансового положения заемщика. Результаты оценки финансового положения заемщика закрепляются в профессиональном суждении по результатам комплексного анализа каждой конкретной ссуды, в т.ч. результатам оценки финансового положения.
Считаем целесообразным не изменять действующий порядок оценки и оставить 8 абзац пункта 2.3. в действующей редакции.
О сдерживании развития малого и среднего бизнеса
Предложенный в проекте требования (подпункт 3.12.1.) создают сложные условия для развития малого и среднего бизнеса. Проект указаний Банка России определит дополнительную нагрузку на финансовые показатели банков в контексте отвлечения средств под резервирование (с возможным сокращением объемов финансирования малого и среднего бизнеса).
В соответствии с предлагаемыми изменениями кредитные организации при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита, в том числе, должны оценивать потенциального заемщика на предмет наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у него реальной деятельности или ее осуществлении в незначительных объемах. Учитывая специфику кредитования стартовых проектов, кредиты, выданные по данной программе, будут подпадать под ограничения, установленные п. 3.12.1.
Необходимость классификации рассматриваемых ссуд не выше III категории качества с формированием резерва не менее 50 процентов сделает невыгодными и не позволит банкам развивать программы кредитования начинающих предпринимателей/предприятий, что при отсутствии иных источников финансирования не позволит реализовывать Федеральную целевую программу развития малого предпринимательства в России.
В связи с вышеизложенным предлагаем не распространять требования подпункта 3.12.1 на ссуды, предоставленные заемщикам - субъектам среднего и малого предпринимательства и направленные на цели начала предпринимательской деятельности.
О невозможности применить требования Проекта для ряда видов деятельности
Согласно Проекту Положения к заемщику - юридическому лицу, предъявляется требование иметь собственные либо арендованные основные средства, необходимые для осуществления деятельности (производственные мощности, складские помещения, транспортные средства, торговые точки и прочие). Это требования не может быть повсеместным.
Так при кредитовании компаний Группы Банк ориентируется на производственные компании, осуществляющие реальную деятельность, поскольку они генерируют основной денежный поток, направляемый на погашение обязательств Группы.
В этой связи требование о реальной деятельности нельзя распространять на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, являющимся:
- управляющими компаниями Холдинга (Группы компаний);
- компаниями, учрежденным в интересах РФ для осуществления управленческих, социальных или иных общественно-полезных функций (включая государственные корпорации);
- акционерами производственных, сельскохозяйственных и торговых компаний и/или ссуды заемщиков-юридических лиц, получающих ссуды под залог акций и/или поручительство российских промышленных.
Ассоциация российских банков обобщила предложения банков и подготовила развернутое заключение по важнейшим пунктам проекта (прилагается).
Убедительная просьба при доработке Проекта Указаний внимательно рассмотреть конкретные предложения банков и учесть их при окончательной редакции.
Если Банк России, несмотря на имеющиеся предложения и замечания, подсчитает необходимым принять уточненный вариант Проекта, то в любом случае, по мнению АРБ, эти изменения должны происходить поэтапно, т.к. изменение подходов при кредитовании клиентов, в т.ч. связанных заемщиков, требует определенного времени для переформатирования кредитного портфеля банков и наращивания кредитного портфеля по другим заемщикам. Кроме того, внесение в нормативный документ изменений, новых подходов требует тщательной и длительной проработки.
Приложение на 40 л.
Президент АРБ |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 17 июля 2012 г. N А-02/2-421 "О проекте Указания ЦБ РФ по изменению Положения N 254-П"
Текст письма официально опубликован не был