Письмо УФНС России по г. Москве от 24 мая 2012 г. N 16-15/045925@
Вопрос: Может ли организация - биржевой посредник учесть для целей налогообложения прибыли расходы в виде компенсации работнику суммы госпошлины, уплаченной им за выдачу ему лицензии биржевого брокера?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее - Закон) биржевая торговля осуществляется путем совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента.
При этом пунктом 1 статьи 10 Закона предусмотрено, что под биржевыми посредниками в целях данного Закона понимаются брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры.
Согласно статье 22 Закона биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров.
Биржевыми брокерами являются служащие или представители организаций - членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры.
Заключение в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, осуществляется биржевыми посредниками, биржевыми брокерами на основе лицензий, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (статья 23 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2010 N 111 утверждено Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, имеющими базисным активом биржевой товар (далее - Положение).
Положение определяет условия и порядок выдачи, переоформления, приостановления действия и аннулирования федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков лицензий на заключение биржевыми посредниками и биржевыми брокерами в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, имеющими базисным активом биржевой товар.
В Положении:
- под биржевыми посредниками понимаются юридические лица, являющиеся брокерскими фирмами и брокерскими конторами, определенными в пунктах 2 и 3 статьи 10 Закона;
- под биржевыми брокерами понимаются физические лица, являющиеся служащими или представителями организаций - членов биржи и биржевых посредников, а также независимые брокеры, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
При этом в пункте 5 Положения предусмотрено, что для получения лицензии на заключение биржевым посредником в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, соискатель лицензии представляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заверенные в установленном порядке документы, включающие платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы оплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за выдачу лицензии.
Аналогично, пунктом 6 Положения определено, что для получения лицензии на заключение биржевым брокером в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, соискатель лицензии представляет в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заверенные в установленном порядке документы, включающие платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы оплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за выдачу лицензии.
В соответствии с подпунктом 58 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина уплачивается в размере 200000 рублей за каждую лицензию за предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, лицензии фондовой биржи, лицензии на осуществление клиринговой деятельности.
По общему правилу на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Соответственно, пунктом 49 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.
Таким образом, условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются их экономическая обоснованность, факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов.
Таким образом, если действующим законодательством на организацию - биржевого посредника возложена обязанность нести расходы по оплате госпошлины за приобретение лицензии биржевого брокера ее работником, в том числе посредством компенсации указанных затрат, то при соответствии расходов критериям признания расходов, приведенным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
Заместитель руководителя Управления |
Н.В. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 24 мая 2012 г. N 16-15/045925@
Текст письма официально опубликован не был