Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 июля 2010 г. N Д05-2138
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с Департаментом инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из предоставленных полномочий представительные органы муниципальных образований вправе установить нормативными правовыми актами значения коэффициента К2 в отношении каждого вида предпринимательской деятельности, учитывающего совокупность особенностей его ведения на соответствующих территориях.
Так, в соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
Таким образом, при установлении корректирующего коэффициента К2 могут быть учтены такие особенности ведения, например, розничной торговли, как сезонность. В связи с этим для решения указанного вопроса налогоплательщикам следует обращаться в представительные органы муниципального района.
Также отмечаем, что в связи с множеством проблем связанных с применением единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, считаем целесообразным его постепенную отмену и перевод всех налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения на основе патента. При применении данных систем предприниматель сможет самостоятельно корректировать налоги в зависимости от времени осуществления деятельности.
Кроме того, сообщаем, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению налоговой нагрузки в России.
В большинстве ведущих стран мира налоговая нагрузка заметно выше нагрузки в России. Так, по данным "2010 Index of economic freedom", The Heritage Foundation, в Европейском Союзе налоговая нагрузка в 2009 году составила около 40% ВВП, в странах ОЭСР около 36%, тогда как в России 31,05% (36,9 - 2008 г.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая нагрузка в России несколько ниже, чем в среднем у стран. В рейтинге налоговых систем, по данным Международных обзоров "Paying Taxes 2010", "Paying Taxes 2009", "Paying Taxes 2008" (совместно подготовленные Всемирным банком, IFC и PwC), за 2009 г. Россия занимает 103-е место из 183 (2008г. - 134-е место, 2007 г. - 130-е место).
Отчасти это связано с тем, что за последние годы (2006-2009) был принят ряд мер, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности в России.
В дальнейшем основным вектором налоговой политики должно являться реализация стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, модернизацию существующих и повышение инновационной активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов. Меры налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их востребованности экономическими субъектами, а также возможностью эффективного администрирования.
В частности, предлагаются следующие меры:
- распространение льготной ставки страховых платежей в размере 14% на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи России), проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов технико-внедренческих особых экономических зон;
- установление отдельного налогового режима (налог на прибыль - 0%; НДС - освобождение от налогообложения (по выбору налогоплательщика); налог на имущество организаций - 0%; обязательные страховые взносы - 14%; земельный налог - 0%; налог на доходы физических лиц - 13 %) сроком на 5 лет для вновь созданных инновационных компаний и на инновационных компаний, зарегистрированных не более, чем за 2-3 года до момента введения спецрежима в целях стимулирования и внедрения инновационной деятельности;
- освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации компаний и использования современного энергоэффективного оборудования;
- освобождение от налога на прибыль организаций дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
- освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения;
- освобождение от налога на прибыль организаций отчислений в пределах 3-5% от выручки в "фонд" предстоящих расходов на НИОКР (для госкомпаний обязательно, для остальных добровольно);
- оптимизация механизма администрирования расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5;
- упрощение администрирования налогообложения физических и юридических лиц.
Также сообщаем, что с 2005 года Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства. Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, в том числе на:
а) создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
б) поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
в) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
г) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
д) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
е) ведение реестра субъектов малого предпринимательства.
Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 178 от 27 февраля 2009 г. "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление).
Приказом Минэкономразвития России N 59 от 16 февраля 2010 года в рамках реализации иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства утверждены Приоритетные мероприятия, в рамках которых выделяются средства на поддержку начинающих предпринимателей - гранты начинающим на создание собственного бизнеса, развитие микрофинансирование, создание региональные гарантийных фондов и т.д.
Подробная информация о программе государственной поддержки, условиях и порядке участия в ней субъектов Российской Федерации и субъектов малого предпринимательства содержится на Портале малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России www.economy.gov.ru.
Реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства в Ульяновской области осуществляет Департамент развития предпринимательства аппарата Правительства Ульяновской области.
Контактная информация: 432071, г. Ульяновск, ул. Рылеева, д. 41; Директор Гайнетдинов Руслан Шевкатович тел. 8 (8422) 44-48-20, факс 8 (8422) 41-48-12.
Заместитель директора |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 июля 2010 г. N Д05-2138
Текст письма официально опубликован не был