Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 апреля 2012 г. N 193
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба"
Приказом Росприроднадзора от 8 октября 2014 г. N 619 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях повышения эффективности работы государственных инспекторов по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, повышения качества проведения контрольно-надзорных и рейдовых мероприятий, поэтапного решения проблем накопленного экологического ущерба, и проведения инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба, на основании результатов выполнения научно-исследовательской работы по государственному контракту от 08.12.2011 N 0063 на выполнение научно-исследовательских работ и во исполнение протокола заседания Комиссии по научно-исследовательским работам от 29.02.2012 N 3 по приемке научно-технической продукции, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба (далее - Рекомендации).
2. Рекомендовать должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор, использовать Рекомендации в работе по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росприроднадзора Амирханова A.M.
Руководитель |
В.В. Кириллов |
Методические рекомендации
по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 апреля 2012 г. N 193)
1. Общие положения
Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в целях обеспечения единого методического подхода для выполнения мероприятий по инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба в части выявления загрязненных территорий, незарегистрированных объектов размещения отходов и иных объектов (здания, сооружения, земельные участки (загрязненные территории), вокруг которых сформировалось загрязнение, или которые сами являются загрязненными, и на которых остались отходы, негативно влияющие на природную среду.
Методические рекомендации предназначены для исполнения территориальными органами Росприроднадзора, также могут быть использованы и иными заинтересованными лицами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с полномочиями Росприроднадзора, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, не подлежат инвентаризации специальные места размещения радиоактивных, биологических, отходов лечебно-профилактических учреждений, кладбища и скотомогильники, рекультивированные или надлежащим образом законсервированные по окончании эксплуатации места размещения отходов, а также места размещения твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и/или мусора от жилищ, в том числе несанкционированные, площадь которых не превышает 5 га.
В настоящем документе используются следующие сокращения:
ГОСТ 54003-2010 - Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения. ГОСТ Р 54003-2010;
ГОСТ 30772 - Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (подлежит обязательному применению в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";
Закон N 7-ФЗ - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Закон N 33-ФЗ - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Закон N 89-ФЗ - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
Инструкция N 160 - Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденная приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160 (зарегистрировано в Минюсте России 16.06.1994, N 602);
Приказ N 792 - приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 N 22313;
Методика, 1992 - Методика "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия", утвержденная Минприроды России 30.11.1992.
2. Термины и определения
Для целей настоящих Рекомендаций принимается, что накопленный экологический ущерб - это выраженный в денежном выражении вред, причиненный окружающей среде или ее компонентам в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе в результате нарушения природоохранного законодательства, а также убытки (затраты) на ликвидацию и предотвращение отрицательных последствий нанесенного вреда окружающей среде.
объекты накопленного экологического ущерба (далее - Объект) - загрязненные территории, в том числе бесхозяйные территории, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также объекты размещения отходов и иные объекты (здания, сооружения, загрязненные земельные участки, вокруг которых сформировалось загрязнение или, которые, сами являются загрязненными, на которых деятельность под управлением организации осуществлялась в прошлом, и на которых остались отходы, негативно влияющие на природную среду;
загрязненные территории - место с установленными географическими границами, на котором деятельность под управлением организации осуществлялась в прошлом и на котором остались отходы, сбросы, негативно влияющие на окружающую среду;*(1)
загрязнение - привнесение в природную среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических факторов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде, и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду;*(2)
класс опасности отходов - степень негативного воздействия отхода на окружающую среду, выявленная в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды;*(3)
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;*(4)
опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды;*(2)
инвентаризация объектов - выявление в натуре с определением их основных характеристик, и учет Объектов;
рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества;
полигон по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов - сооружения для размещения промышленных и бытовых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с требованиями действующего законодательства;
шламонакопители, хвостохранилища - сооружения для размещения хвостов обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов, шлаков, зол, илов и т.п., жидких, пастообразных или твердых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с требованиями действующего законодательства;
отвалы, терриконы, шлакозолоотвалы - искусственная насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов;*(6)
котлованы, карьеры, выработанные шахты, штольни, подземные полости, поглощающие колодцы, скважины - полости на поверхности или в толще земли, возникшие в результате хозяйственной деятельности или естественным путем*(6)
классификация - (классифицирование) (от лат. Classis - разряд и facere - делать) - особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.);
ранжирование - расстановка элементов системы по рангу, по признакам значимости, масштабности; установление порядка расположения, места лиц, проблем, целей и задач в зависимости от их важности, весомости;
особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;*(4)
водоохранные зоны водных объектов - территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;*(5)
прибрежные защитные полосы водных объектов - территории в границах водоохранных зон, на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности;*(8)
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;*(6)
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;*(9)
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;*(9)
санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП;*(7)
несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов*(6). Размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека*(9) (например, на берегах водохранилищ и в зонах периодического затопления, на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения); а также запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, наводосборные площади, в недра и на почву. Кроме того, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;*(4)
места несанкционированного размещения ТБО - свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению опасных отходов/отходов I-IV классов опасности*(8)), а также захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в местах, не предназначенных для их размещения;
буферность почвы - совокупность свойств почвы, определяющих ее барьерную функцию, обуславливающую уровни вторичного загрязнения химическими веществами контактирующих с почвой сред: растительности, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. Основными компонентами почвы, создающими буферность, являются тонкодисперсные минеральные частицы, определяющие ее механический состав, органическое вещество (гумус), а также реакция среды - рН; [64]
селитебная зона - территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования*(9);
Реестр объектов накопленного экологического ущерба (далее - РОНЭУ) - перечень объектов накопленного экологического ущерба, а также систематизация сведений о них, составленный на основании данных инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба.
3. Порядок инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба
Инвентаризация объектов накопленного экологического ущерба (далее - Инвентаризация) проводится в целях выявления загрязненных территорий, незарегистрированных объектов размещения отходов и иных объектов (здания, сооружения, земельные участки (загрязненные территории)), вокруг которых сформировалось загрязнение, или которые сами являются загрязненными, на которых остались отходы, негативно влияющие на природную среду.
Инвентаризация включает следующие мероприятия:
идентификация Объекта;
подготовка Акта инвентаризации;
внесение сведений Инвентаризации в РОНЭУ;
классификация и ранжирование Объектов.
В соответствии с настоящими Рекомендациями мероприятия по Инвентаризации не проводятся для объектов размещения отходов, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), а также для объектов размещения отходов, не включенных в данный реестр, но эксплуатация которых не завершена и которые имеют собственника, осуществляющего их эксплуатацию. Сведения о действующих объектах размещения отходов и объектах размещения отходов включенных в ГРОРО, вносятся в РОНЭУ на основании данных о характеристиках объектов размещения отходов*(10) и данных ГРОРО.
На основании данных, внесенных в РОНЭУ, проводится классификация и ранжирование объектов. Данные, полученные в результате классификации и ранжирования также заносятся в РОНЭУ.
3.1. Инвентаризация объектов
Инвентаризация проводится в рамках рейдовых мероприятий, задачей которых является обследование территории в целях выявления Объектов и их Инвентаризации (далее - рейдовые мероприятия).
Порядок организации и проведения работ по осуществлению рейдовых мероприятий регулируется разъяснительными методическими письмами Росприроднадзора в территориальные органы Росприроднадзора.
Рейдовые мероприятия проводятся инспекторами по охране природы Росприроднадзора на основании приказа (распоряжения), подписанного руководителем территориального органа Росприроднадзора или заместителем руководителя территориального органа Росприроднадзора.
В приказе (распоряжении) о проведении рейдового мероприятия указываются цели и задачи проведения, а также маршрут.
Для разработки маршрута рейдового мероприятия следует учитывать информацию, поступающую:
от граждан и организаций;
из поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минприроды России и других органов исполнительной власти;
из средств массовой информации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети;
из правоохранительных органов.
При определении маршрута рейдового мероприятия особое внимание следует уделять территориям водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, землям особо охраняемых природных территорий и иным землям (территориям), использование которых имеет ограничение и запреты.
В маршруте в обязательном порядке должны быть указаны географические координаты точки начала и окончания выполнения рейдового мероприятия.
Также при определении маршрута при наличии могут использоваться: космоснимки, архивные и иные документированные данные, содержащие сведения об Объектах и месте их расположения, в том числе, данные государственного экологического мониторинга, результаты проверок прошлых лет, базы данных, сформированные по результатам ранее проделанной работы.
При наличии таких данных о точном месте расположения Объекта определение маршрута не требуется. В приказе о проведении рейдового мероприятия, указываются известные координаты места расположения объекта.
Инвентаризация проводится и осуществляется путем визуального осмотра территории, подлежащей проверке в рамках рейдового мероприятия в соответствии с маршрутом, установленным (определенным) в приказе (распоряжении) о проведении рейдового мероприятия, с применением фото- и/или видеосъёмки, а также средств GPS/ГЛOHAC в целях точного установления координат места нахождения Объектов.
По результатам Инвентаризации составляется Акт инвентаризации, (Приложение А настоящих Рекомендаций), содержащий основные характеристики Объекта, определяемые в соответствии с п. 3.1.1 настоящих Рекомендаций.
3.1.1 Определение основных характеристик объекта
По результатам визуального осмотра обследуемой территории определяются следующие основные характеристики Объекта:
а) идентификация Объекта (свалка, хвостохранилища, полигон, завод и т.п.). Объекты в зависимости от отходов, их сформировавших, могут быть отнесены к свалкам, хвостохранилищам, шламохранилищам, полигонам и иным объектам размещения отходов. Также Объектами могут выступать и иные объекты (здания, сооружения, земельные участки), вокруг которых сформировалось загрязнение или, которые сами являются загрязненными (см. приложения Г, Д настоящих Рекомендаций).
б) определение площади земельного участка, занятого Объектом (границ Объекта), проводится по результатам определения:
площади, занятой отходами,
площади распространения загрязнения (при необходимости и по результатам дополнительных комплексных исследований, см. подпункт "е" пункта 3.1.1, Приложения Г, Д настоящих Рекомендаций),
в) установление характеристик отходов, формирующих Объект по совокупности классификационных признаков*(10):
происхождение, условия образования (принадлежности к определенному производству, технологии);
химический и (или) компонентный состав;
агрегатное состояние;
класс опасности отходов для окружающей среды.
Класс опасности отходов в зависимости от их степени негативного воздействия на окружающую среду определяется в соответствии с действующим законодательством с применением только расчетных способов (для настоящих Рекомендаций).
г) определение объемов отходов на Объекте проводится по результатам определения объема видимой надземной части Объекта с применением средств GPS/ГЛОНАС, топографической съемки (при наличии), также допускается визуальная оценка;
д) установление категории земель и собственников земельных участков, на территории которых расположены Объекты, осуществляется на основании данных территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), полученных по соответствующим запросам.
В случае, когда Объект находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в таких случаях необходимо руководствоваться тем, что распоряжение такими земельными участками осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
е) дополнительное комплексное исследование, проводится при необходимости получения сведений о территории, подвергшейся загрязнению в результате воздействия выявленного Объекта и размерах распространения загрязнения от Объекта. Указанные работы проводятся в соответствии с [1-63] и Приложением Г настоящих Рекомендаций. По результатам дополнительных исследований составляется Акт (Приложение Д настоящих Рекомендаций).
Результаты Инвентаризации заносятся в РОНЭУ.
3.2 Реестр объектов накопленного экологического ущерба
РОНЭУ представляет собой перечень объектов накопленного экологического ущерба, составленный на основании данных Инвентаризации, а также на основании данных характеристики объектов размещения отходов и данных ГРОРО (для действующих объектов размещения отходов).
РОНЭУ ведется в целях учета Объектов, а также систематизации сведений о них в соответствии с настоящими Рекомендациями.
РОНЭУ предназначен для информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в собственности которых находятся объекты размещения отходов.
Сведения РОНЭУ используются для классификации и ранжирования Объектов. Данные полученные в результате классификации и ранжирования также заносятся в РОНЭУ и могут быть использованы вышеуказанными лицами для принятия решений в отношении Объектов, в том числе для подготовки предложений о целесообразности принятия мер по ликвидации Объектов.
3.3. Классификация и ранжирование объектов
3.3.1 Классификация объектов
Классификация Объектов проводится с учетом степени их негативного воздействия в соответствии с критериями, представленными в Таблице N 1 настоящих Рекомендаций, в целях подготовки исходных данных для ранжирования Объектов.
Таблица N 1 Классификация Объектов
N |
Критерии классификации |
Результаты оценки/балл |
Всего баллов |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Численность населения, в близлежащем населенном пункте от Объекта |
до 10 тыс. чел. |
от 10001 до 40 тыс. чел. |
свыше 40 тыс. чел. |
1-5 |
2 |
Класс опасности для окружающей среды |
IV-V /1 |
III /3 |
I-II /5 |
1-5 |
3. |
Удаленность Объекта от селитебной зоны, м |
более 10 000/1 |
3 000-10 000/3 |
до 3 000/5 |
1-5 |
4. |
Расположение Объекта на территории со специальным режимом осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также имеющей особое природоохранное значение |
Не расположен /1 |
Расположен /5 |
1,5 |
|
5. |
Расположение Объекта на территории, входящей в зону экологического бедствия, чрезвычайных ситуаций |
Не расположен /1 |
Расположен /5 |
1,5 |
|
6. |
Площадь Объекта (га) |
5-7 га /1 |
7-12 /3 |
>12 га /5 |
1-5 |
7. |
Приоритетность объекта по Приложению Б ГОСТ Р 54003-2010 |
Не включен /1 |
Включен /5 |
1,5 |
3.3.2. Ранжирование объектов
Ранжирование Объектов проводится в целях обоснования подготовки предложений о приоритетности Объектов для включения в программы различного уровня в целях их ликвидации и/или рекультивации, консервации (для недействующих) или принятия других мер в целях минимизации их негативного воздействия на окружающую среду (для действующих):
Ранжирование Объектов осуществляется на основе Таблицы N 2 настоящих Рекомендаций по результатам классификации Объектов.
Таблица N 2 Ранжирование Объектов
N п/п |
Ранг* |
Баллы |
1 |
1 |
15 и более |
2 |
2 |
8-14 |
3 |
3 |
до 7 |
*Примечания:
объекты 1 ранга - Объекты, требующие в первую очередь подготовки рекомендаций о целесообразности проведения работ для ликвидации накопленного экологического ущерба,
объекты 2 ранга - Объекты, требующие во вторую очередь подготовки рекомендаций о целесообразности проведения работ для ликвидации накопленного экологического ущерба,
объекты 3 ранга - Объекты, требующие в третью очередь подготовки рекомендаций о целесообразности проведения работ для ликвидации накопленного экологического ущерба.
Список использованных источников
1. ГОСТ 17.4.2.01-81. Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния.
2. ГОСТ 17.4.2.02-83. Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей пригодности нарушенного плодородного слоя почв для землевания.
3. ГОСТ 17.4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почв.
4. ГОСТ 17.4.4.01-84. Охрана природы. Почвы. Методы определения катионного обмена.
5. ГОСТ 17.4.4.03-86 (СТ СЭВ 5300-85). Охрана природы. Почвы. Метод определения потенциальной опасности эрозии под воздействием дождей.
6. ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации.
7. ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85). Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель.
8. ГОСТ 17.5.3.06-85. Охрана природы. Земли. Требования к определению снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ.
9. ГОСТ 17.5.4.02-84. Охрана природы. Рекультивация земель. Метод измерения и расчета суммы токсичных солей во вскрышных и вмещающих породах.
10. ГОСТ 26204-84. Почвы. Определение подвижных форм фосфора и калия по методу Чирикова в модификации ЦИНАО.
11. ГОСТ 26205-84. Почвы. Определение подвижных форм фосфора и калия по методу Мачигина в модификации ЦИНАО.
12. ГОСТ 26207-84. Почвы. Определение подвижных форм фосфора и калия по методу Кирсанова в модификации ЦИНАО.
13. ГОСТ 26212-84. Почвы. Определение гидролитической кислотности по методу Каппена в модификации ЦИНАО.
14. Определение гумуса по методу Тюрина (Аринушкина Е.В. Химический анализ почв и грунтов. М.: Изд-во МГУ, 1970. - 487 с).
15. ГОСТ 26423-85. Почвы. Методы определения удельной электрической проводимости рН и плотного остатка водной вытяжки.
16. ГОСТ 26424-85. Почвы. Метод определения ионов карбоната и бикарбоната в водной вытяжке.
17. ГОСТ 26426-85. Почвы. Методы определения иона сульфата в водной вытяжке.
18. ГОСТ 26427-85. Почвы. Метод определения натрия и калия в водной вытяжке.
19. ГОСТ 26428-85. Почвы. Методы определения кальция и магния в водной вытяжке.
20. ГОСТ 26483-85. Почвы. Приготовление солевой вытяжки и определение ее рН по методу ЦИНАО.
21. ГОСТ 26484-85. Почвы. Метод определения обменной кислотности.
22. ГОСТ 26487-85. Почвы. Определение обменного кальция и обменного (подвижного) магния методами ЦИНАО.
23. ГОСТ 26950-86. Почвы. Метод определения обменного натрия.
24. ГОСТ 27593-88. Почвы. Термины и определения.
25. ГОСТ 27821-88. Почвы. Определение суммы поглощенных оснований по методу Каппена.
26. ГОСТ 28168-89. Почвы. Отбор проб.
27. ГОСТ 28268-89. Почвы. Методы определения влажности, максимальной гигроскопической влажности и влажности устойчивого завядания растений.
28. ОСТ 10 144-88. Методы агрохимического анализа. Определение подвижной меди в почвах по Пейве и Ринькису в модификации ЦИНАО.
29. ОСТ 10 145-88. Методы агрохимического анализа. Определение подвижного марганца в почвах по Пейве и Ринькису в модификации ЦИНАО.
30. ОСТ 10 146-88. Методы агрохимического анализа. Определение подвижного кобальта в почвах по Пейве и Ринькису в модификации ЦИНАО.
31. ОСТ 10 150-88. Методы агрохимического анализа. Определение подвижного бора в почвах по Бергеру и Труогу в модификации ЦИНАО.
32. ОСТ 10 151-88. Методы агрохимического анализа. Определение подвижного молибдена в почвах по Григгу в модификации ЦИНАО.
33. ОСТ 46 50-76. Методы агрохимических анализов почв. Определение емкости поглощения почв по методу Бобко-Аскинази-Алешина в модификации ЦИНАО.
34. ОСТ 46 52-76. Методы агрохимических анализов почв. Определение химического состава водных вытяжек и состава грунтовых вод для засоленных почв.
35. ОСТ 56 81-84. Полевые исследования почвы. Порядок и способы определения работ. Основные требования к результатам.
36. Классификация и диагностика почв СССР. Разраб.: Минсельхоз СССР, Почвенный ин-т им. В.В. Докучаева; М., 1977.
37. Общесоюзная инструкция по почвенным обследованиям и составлению крупномасштабных почвенных карт землепользования. Разраб.: Почвенный ин-т В.В. Докучаева, ГИЗР, Минсельхоз СССР; М., 1973.
38. Положение о порядке выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель (разработано Минприроды России и Роскомземом и зарегистрировано Минюстом России 27 декабря 1993 года, регистрационный N 451). М., 1994.
39. Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утвержденная 11.07.1994 Минприроды России, Роскомземом и согласованная Минсельхозпродом России и Россельхозакадемией.
40. ГОСТ 17.4.3.01-83. "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб".
41. ГОСТ 17.4.4.02-84. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализа.
42. Временные методические рекомендации по контролю загрязнения почв. Часть II. Нефтепродукты. Госкомгидромет, 1984.
43. Полевое обследование и картографирование уровня загрязнения почвенного покрова техногенными выбросами через атмосферу (Методические указания). ВАСХНИЛ, Почвенный ин-т им. В.В. Докучаева, 1980.
44. Методические рекомендации по проведению полевых и лабораторных исследований почв и растений при контроле загрязнения окружающей среды металлами. Гидрометеоиздат, 1981.
45. РД 39-0147098-015-90. Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтепрома. Миннефтегазпром, 1989.
46. РД 52.18.156-93. Методические указания Охрана природы. Почвы. Методы отбора представительных проб почвы и оценке загрязнения сельскохозяйственного угодья остаточными количествами пестицидов.
47. ГОСТ 17.4.1.02-83. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения.
48. Методические указания по агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий. Госагропром СССР, ЦИНАО, Москва, 1985.
49. ГОСТ 28168-89. Почвы. Отбор проб.
50. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. М., 1993.
51. ГОСТ 17.0.0.02-79. Охрана природы. Почвы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы поверхностных вод и почвы. Госстандарт, 1979.
52. РД 52.18.264-90. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли 2,4-Д в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии.
53. Методические указания по определению тяжелых металлов в продуктах растениеводства. Минсельхоз России, ЦИНАО, 1992.
54. РД 52.18.166-89. Методические указания Охрана природы. Почвы. Требования к способам извлечения пестицидов и регуляторов роста растений из проб почвы.
55. РД 52.18.286-91. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли водорастворимых форм металлов (меди, свинца, цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в пробах почвы атомно-абсорбционным анализом.
56. РД 52.18.289-90. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли подвижных форм металлов (меди, свинца, цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в пробах почвы атомно-абсорбционным анализом.
57. РД 52.18.180-89. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли галоидорганических пестицидов п. п. - ДДТ, п. п. - ДДЭ, альфа-ГХЦГ, гамма-ГХЦГ, трифлуралина в пробах почв методом газожидкостной хроматографии
Взамен РД 52.18.180-89 Росгидрометом с 1 января 2002 г. введен в действие РД 52.18.180-2001 "Методические указания. Определение массовой доли галоидорганических пестицидов n, n'-ДДТ, n, n'-ДДЭ, альфа-ГХЦГ, гамма-ГХЦГ, трифлуралина в пробах почвы. Методика выполнения измерений методом газожидкостной хроматографии"
58. РД 52.18.188-89. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли триазиновых гербицидов симазина и прометрина в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".
59. РД 52.18.310-92. Методические указания Методика выполнения измерений массовой доли фосфорорганических пестицидов паратион-метила, фозалона, диметоата в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии.
60. РД 52.18.287-90. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли гербицида далапон-натрия в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии.
61. РД 52.18.288-90. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли гербицида трихлорацетата натрия в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии.
62. РД 52.18.188-89. Методические указания. Методика выполнения измерений массовой доли триазиновых гербицидов симазина и прометрина в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии.
63. Перечень методик аналитического контроля. ЦСИ Минприроды России.
64. Ильин В.Б. Оценка буферности почв по отношению к тяжелым металлам. Агрохимия. 1995. - N 10. - С. 109-113.
______________________________
*(1) ГОСТ Р 5003-2010
*(2) ГОСТ 30772
*(3) Закон N 89-ФЗ
*(4) Закон N 33-ФЗ
*(5) ВК РФ
*(6) Закон N 7-ФЗ
*(7) п. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте России 24.03.1993 N 190)
*(8) Ст. 9 Закона N 89-ФЗ; п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ
*(9) СП 52.13330.2011. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95, утверждена приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 783.
*(10) Приказ N 792
Приложение А
Образец
Акт N*
Экз. N _____
Инвентаризации объекта накопленного экологического ущерба
по результатам рейдовых мероприятий, выполненных по приказу от ________ N _________
Наименование объекта: см. Приложение В
N |
Наименование строки |
Содержание строки |
||
1 |
Учетный N |
|
||
1 |
Место нахождения |
Код территории, на которой находится, согласно ОКАТО |
Код субъекта Российской Федерации, см. Приложение Б |
Наименование ближайшего населенного пункта и его численность |
2 |
Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен |
Наименование |
Дата |
Номер |
3 |
Код вида объекта размещения отходов |
см. Приложение В |
||
4 |
Вместимость объекта размещения отходов, |
Объем отходов, см. подпункт "г" пункта 3.1.1 настоящих Рекомендаций; для действующих объектов размещения отходов - по данным ГРОРО |
||
5 |
Размещено всего, |
Объем фактически размещенных отходов |
||
6 |
Класс опасности/агрегатное состояние (твердое, жидкое, пастообразное, гелеобразное, суспензий и т.д.) |
Классы опасности отходов/состояние |
||
7 |
Площадь, |
Площадь, занимаемая Объектом |
||
8 |
Удаленность от селитебной зоны, м |
Расстояние до селитебной зоны |
||
9 |
Расположение на территории со специальным режимом осуществления хозяйственной и иной деятельности |
Не расположен |
Расположен |
|
10 |
Расположение в зоне экологического бедствия, ЧС |
Не расположен |
Расположен |
|
11 |
Класс, балл |
Балл (по таблице N 1 Рекомендаций) |
||
12 |
Ранг |
Ранг (по таблице N 2 Рекомендаций) |
||
13 |
Сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем Объект |
Наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя) |
Юридический или почтовый адрес, телефон, факс, электронная почта |
Инспектор
территориального органа Росприроднадзора
____________________________ __________________
(Ф.И.О.) (подпись)
М.П.
"_____" __________ 20__ г.
______________________________
* Заполняется отдельно на каждый Объект.
Приложение Б
Коды субъектов Российской Федерации
Наименование субъекта Российской Федерации |
Код субъекта Российской Федерации |
Республика Адыгея |
01 |
Республика Башкортостан |
02 |
Республика Бурятия |
03 |
Республика Алтай |
04 |
Республика Дагестан |
05 |
Республика Ингушетия |
06 |
Кабардино-Балкарская Республика |
07 |
Республика Калмыкия |
08 |
Карачаево-Черкесская Республика |
09 |
Республика Карелия |
10 |
Республика Коми |
11 |
Республика Марий Эл |
12 |
Республика Мордовия |
13 |
Республика Саха (Якутия) |
14 |
Республика Северная Осетия - Алания |
15 |
Республика Татарстан |
16 |
Республика Тыва |
17 |
Удмуртская Республика |
18 |
Республика Хакасия |
19 |
Чеченская Республика |
20 |
Чувашская Республика |
21 |
Алтайский край |
22 |
Краснодарский край |
23 |
Красноярский край |
24 |
Приморский край |
25 |
Ставропольский край |
26 |
Хабаровский край |
27 |
Амурская область |
28 |
Архангельская область |
29 |
Астраханская область |
30 |
Белгородская область |
31 |
Брянская область |
32 |
Владимирская область |
33 |
Волгоградская область |
34 |
Вологодская область |
35 |
Воронежская область |
36 |
Ивановская область |
37 |
Иркутская область |
38 |
Калининградская область |
39 |
Калужская область |
40 |
Камчатский край |
41 |
Кемеровская область |
42 |
Кировская область |
43 |
Костромская область |
44 |
Курганская область |
45 |
Курская область |
46 |
Ленинградская область |
47 |
Липецкая область |
48 |
Магаданская область |
49 |
Московская область |
50 |
Мурманская область |
51 |
Нижегородская область |
52 |
Новгородская область |
53 |
Новосибирская область |
54 |
Омская область |
55 |
Оренбургская область |
56 |
Орловская область |
57 |
Пензенская область |
58 |
Пермский край |
59 |
Псковская область |
60 |
Ростовская область |
61 |
Рязанская область |
62 |
Самарская область |
63 |
Саратовская область |
64 |
Сахалинская область |
65 |
Свердловская область |
66 |
Смоленская область |
67 |
Тамбовская область |
68 |
Тверская область |
69 |
Томская область |
70 |
Тульская область |
71 |
Тюменская область |
72 |
Ульяновская область |
73 |
Челябинская область |
74 |
Забайкальский край |
75 |
Ярославская область |
76 |
г. Москва |
77 |
г. Санкт-Петербург |
78 |
Еврейская автономная область |
79 |
Ненецкий автономный округ |
83 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
86 |
Чукотский автономный округ |
87 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
89 |
Приложение В
Коды видов объектов размещения отходов
Вид объекта размещения отходов |
Код |
Полигон захоронения твердых коммунальных отходов |
01 |
Полигон захоронения промышленных отходов |
02 |
Выработанная шахта, штольня, используемая для захоронения отходов |
03 |
Шламохранилище (кроме шламового амбара) |
04 |
Шламовый амбар |
05 |
Хвостохранилище |
06 |
Отвал горных пород, террикон |
07 |
Отработанный карьер, используемый для захоронения отходов |
08 |
Шлакозолоотвал |
09 |
Навозохранилище |
10 |
Пометохранилище |
11 |
Открытая площадка с грунтовым покрытием |
12 |
Открытая площадка с водонепроницаемым покрытием |
13 |
Крытая площадка (под навесом) с грунтовым покрытием |
14 |
Крытая площадка (под навесом) с водонепроницаемым покрытием |
15 |
Производственное помещение (или его часть) |
16 |
Другой специально оборудованный объект хранения отходов |
98 |
Другой специально оборудованный объект захоронения отходов |
99 |
Заброшенные здания, заводы, строения и сооружения, и иные объекты |
01-1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 апреля 2012 г. N 193 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба"
Текст приказа опубликован в журнале "Экологические ведомости", октябрь 2012 г., N 10
Приказом Росприроднадзора от 8 октября 2014 г. N 619 настоящий приказ признан утратившим силу