1. Утвердить прилагаемую Программу поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" (далее - Программа).
2. Вице-президенту Шаханову Д.С., начальнику Департамента управления персоналом Васиной Л.И. и начальникам железных дорог принять Программу к руководству и исполнению.
3. Старшему вице-президенту Михайлову В.В., начальникам Департамента планирования бюджетирования Рящину И.П. и Департамента корпоративных финансов Гнедковой О.Э. предусматривать ежегодно средства на финансирование мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Шаханова Д.С.
Президент ОАО "РЖД" |
В.И. Якунин |
Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 23 апреля 2012 г. N 813р)
Введение
Идея необходимости реализации поликультурного воспитания связана с провозглашением ЮНЕСКО и ООН новой культурной и образовательной политики, основывающейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей.
Поликультурность присуща человеческому сообществу на протяжении всей его истории. Однако в наши дни, главным образом благодаря глобализации и сопутствующим ей процессам, поликультурность проявилась как острая проблема общемировой значимости.
Проблема развития поликультурного образования актуальна для Российской Федерации в силу целого ряда причин. Во-первых, в связи с распадом СССР и утратой прежде привычной идентичности "советского народа" происходит сложный поиск и формирование российской идентичности. Во-вторых, отмечается значительный масштаб миграции в Российскую Федерацию из стран ближнего и дальнего зарубежья. В-третьих, возросла роль Российской Федерации в мировой политике с присущей ей проблемой недопущения столкновения цивилизаций и необходимостью налаживания диалога культур.
Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития российского общества, которое исторически объединило и интегрировало в своей структуре культурные традиции многочисленных народов. Создание целостной эффективной системы поликультурного образования позволит приобщить ребенка - носителя родной культуры к культуре общероссийской и мировой, способной воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога.
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" провозглашает в числе основных целей образования "национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов", "формирование культуры мира и межличностных отношений", "развитие культуры межэтнических отношений".
Современная система российского образования должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры.
ОАО "РЖД" осуществляет свою деятельность практически на всей территории Российской Федерации. Образовательная система ОАО "РЖД" включает в себя 236 дошкольных образовательных и 53 общеобразовательных учреждения. Участниками образовательного процесса (учащиеся и их семьи, работники образовательных учреждений, законные представители ребенка и заинтересованные лица) являются около 100 тыс. человек разных национальностей, так или иначе связанных с профессиональной деятельностью компании. Таким образом, формирование культуры межэтнических отношений становится одним из необходимых условий реализации профессиональных целей и задач ОАО "РЖД".
Актуальность современных условий поликультурности социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, необходимость развития культуры межэтнических отношений, опыт организации и реализации поликультурного образования детей и подростков в образовательных учреждениях ОАО "РЖД" определили необходимость создания "школ диалога культур", реализующих комплексную Программу поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО "РЖД" (далее - Программа).
Программа создана для обеспечения эффективной системы поликультурного образования и несет в себе следующие характеристики:
- отражает цели, задачи и основные направления развития поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО "РЖД";
- направлена на подготовку подрастающего поколения к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба, формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах;
- формируется, функционирует и развивается как открытая система, призванная удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы граждан;
- учитывает актуальные интересы общественного развития и исходит из стратегии сохранения культурного многообразия;
- учитывает государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности и интересы населения, условия межкультурного диалога;
- предусматривает непрерывность и преемственность целей и задач поликультурного образования детей от дошкольного до старшей ступени общего образования;
- обеспечивает содержание, формы и виды деятельности в процессе реализации Программы в соответствии с психолого-физиологическими и возрастными особенностями обучающихся;
- учитывает корпоративные интересы профориентационной работы с молодежью и обеспечивает качество поликультурного образования, его системность, фундаментальность и практическую ориентацию;
- предусматривает активные формы и виды реализации Программы в образовательном процессе: проектная, исследовательская деятельность, тренинги, ИКТ, выставки, конкурсы, практикумы и т.д. Открытость образования обеспечивается на каждой ступени использованием межкультурных диалоговых методов обучения;
- предусматривает формирование системной модели научно-методической и организационной помощи реализации Программы.
Нормативное обеспечение Программы
Программа поликультурного образования разработана на основании:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона Российской Федерации "Об образовании";
- Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации";
- Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;
- Национальной доктрины образования в Российской Федерации (на период до 2025 года);
- Концепции развития поликультурного образования;
- Комплексной программы развития поликультурного образования;
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС);
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС).
Цель Программы
Целью Программы поликультурного образования является превращение образовательных учреждений ОАО "РЖД" в "школы диалога культур", создание системы поликультурного образования, способной обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности.
Программа призвана создать условия для формирования позитивного восприятия воспитанниками и обучающимися иных культур и религий; формировать способность объективно оценивать события в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе; дать возможность объективного восприятия ими места и роли народов России и зарубежных стран в истории; повысить роль самих учащихся в формировании толерантного отношения среди своих сверстников, семьи и социального окружения; способствовать профилактике конфликтов в молодежной среде.
Поликультурное образование представляет собой институт целенаправленной социализации воспитанников и обучающихся, призванный обеспечить:
- на познавательном уровне - освоение образцов и ценностей национальной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
- на ценностном уровне - культуры коммуникации и обмена национальным опытом, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
- на оценочном уровне - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
- на деятельностном уровне - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции на всех ступенях образования;
- нa социально-психологическом уровне - формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания.
Целями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- воспроизводство и развитие национальных культур народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;
- формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;
- эффективная подготовка выпускников школы к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;
- воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;
- приобщение к основам мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов;
- формирование культуры межнациональных отношений учащихся в полиэтническом коллективе;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания необходимости поддержания и развития культуры мира;
- обеспечение единого федерального культурного и образовательного пространства, равноправия и сохранения всех языков народов России защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культур.
В соответствии с конструкцией российской идентичности этнокультурное наследие и национальные культуры народов России транслируются в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте по общей формуле "регион - Россия - мир".
Содержание Программы поликультурного образования формируется для всех уровней российского образования.
Содержание поликультурного образования сохраняет общий принцип единства и системности российского образования и соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
- к структуре основной общеобразовательной программы, соотношению ее обязательной части с частью, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы;
- к результатам освоения обучающимися основной общеобразовательной программы.
В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм, национальных и мировых ценностей.
Совмещение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включение необходимого этнокультурного и регионального содержания в федеральный государственный образовательный стандарт строится на принципах идейно-тематического единства и системности содержания, значимости и научной объективности, воспитательного воздействия и учета личного опыта обучающихся.
Базовыми учреждениями поликультурного образования являются дошкольные образовательные учреждения и одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями - начального (1-4-е классы), основного общего (5-9-е классы) и полного общего (10-11-е классы) образования.
Задачи Программы
Задачами Программы являются:
- создание ресурсных центров ("школ диалога культур") для методической и организационной поддержки Программы поликультурного образования для образовательной системы ОАО "РЖД";
- формирование системной модели научно-методического и организационного обеспечения Программы поликультурного образования для образовательной системы ОАО "РЖД";
- разработка содержания, методики, технологий, форм и видов (проектная, исследовательская деятельность, тренинги, ИКТ, выставки, конкурсы, практикумы и т.д.), требований к результатам, условиям реализации Программы поликультурного образования для образовательной системы ОАО "РЖД" в соответствии с Федеральными государственными требованиями дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования с привлечением участников образовательного процесса, общественности, всех заинтересованных лиц;
- создание экспериментальных моделей поликультурного образования для детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ на всех ступенях общего образования (начальное, общее, общее полное), принимая во внимание опыт и наработки ЮНЕСКО в этом вопросе;
- обеспечение учебными и учебно-методическими материалами, пособиями, квалифицированными педагогическими кадрами процесс поликультурного образования дошкольников и учащихся школ системы образования ОАО "РЖД";
- апробация экспериментальных моделей поликультурного образования для детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ на всех ступенях общего образования (начальное, общее, общее полное);
- проведение мониторинга и анализа результатов учебного и воспитательного процесса в экспериментальных и контрольных школах и дошкольных образовательных учреждениях с использованием экспериментальных учебных пособий и материалов;
- создание инициативных групп педагогов по проблеме поликультурного образования, разработке подходов к реализации поликультурного образования и повышения интеллектуального потенциала педагогов;
- создание системы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений ОАО "РЖД", используя опыт поликультурного высшего образования первой и единственной в РФ кафедры ЮНЕСКО по философии "Философия в диалоге культур" при Институте философии Российской Академии наук;
- создание эффективной информационной поддержки реализации Программы поликультурного образования с использованием ИКТ, интернет-ресурсов, официального сайта ОАО "РЖД".
Реализация Программы
Реализация поликультурного компонента может осуществляться через:
- обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению воспитанников и обучающихся вне зависимости от их национальной принадлежности;
- введение специальных курсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: "Введение в этнологию"; "Культура и искусство народов мира", "Психология общения";
- организацию воспитательной работы в образовательном учреждении;
- обеспечение деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении;
- организацию обучения национальному языку групп детей этнической принадлежности;
- создание в образовательном учреждении поликультурной среды через использование предметов национального искусства, быта культурного наследия этносов региона в создании предметно-развивающего пространства, создание мини-музеев, экспозиций;
- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России путем внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, участие молодежи в проектах возрождения национальной культуры и языков.
Дошкольное образование
Реализация Программы поликультурного образования в дошкольном возрасте направлена на:
- становление основ мировоззрения;
- становление основ национально-культурной и гражданской идентичности;
- духовно-нравственное развитие;
- эффективную адаптацию детей - беженцев, мигрантов, детей - вынужденных переселенцев, в новой среде;
- воспитание на основе региональной этнопедагогики, демонстрирующей тра- диции в данном регионе с учетом населяемых этносов, особенностей регионального подхода к построению воспитательного процесса;
- становление психологии национальностей, позволяющей выявить и изучить сходства и различия в психологии детей, принадлежащих к разным культурам, религиям и этносам установить их биологические, социокультурные, экологические, психологические особенности;
- формирование основ национального самосознания;
- создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к России и мировой цивилизации, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Задачи Программы по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей ("Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание" "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка") наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений предполагается реализовывать через развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу путем проведения воспитательных мероприятий духовно-нравственной и национально-культурной направленности.
Начальное общее образование
1-3-е (4-е) классы. Реализация Программы поликультурного образования в данном возрасте направлена на:
- расширение кругозора учащихся;
- выработку умения видеть взаимосвязь, взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности; самобытности этнокультур;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.
Введение специальных курсов гуманитарного характера: "История народа", "Национальная литература", "Искусство", "Мировая литература и искусство", "Введение в этнологию", "Психология общения".
Проведение внеклассных и внешкольных мероприятий с расширенным компонентом традиционной российской культуры. Знакомство с важнейшими именами и направлениями истории и культуры, музыкой, литературой, живописью, архитектурой. Проведение мероприятий с элементами кросс-культурной психологии.
Основное общее образование
5-9-е классы. Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на:
- формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления;
- развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия;
- формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности, расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов.
Комплексное включение компонента традиционной российской культуры в различные предметы: литературу, историю и др., расширение перечня мероприятий внеурочной воспитательной работы, проведение классных часов, бесед, направленных на раскрытие духовных и культурно-исторических ценностей в художественных произведениях российских писателей и поэтов, устном народном творчестве, освоение школьниками традиций российской художественной школы, народных ремесел, промыслов, изучение истории традиционного народного костюма, быта, кухни. Продолжение и расширение тематики спецкурсов гуманитарного цикла: "История российских народов", "Национальные языки России", "Национальная литература", "Искусство", "Мировая литература и искусство", "Введение в этнологию", "Психология общения".
Использование в образовательном процессе исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии российского многонационального государства.
Среднее (полное) общее образование
10-11-е классы. Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- эффективную подготовку выпускников школы к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
Изучение духовно-нравственных особенностей философии России, ее место в мировой философии, продолжение изучения курса "Основы нравственности".
Опыт взаимодействия национальных культур богат, поскольку он складывался веками. Обучающимся необходимо освоить культурные пласты истории и современности разных народов и приобщиться к богатому культурному наследию и народов нашей страны. Школа должна приобщить обучающихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов, праздников.
С этой целью создаются исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов.
Обеспечивается привлечение практического местного материала на уроках истории и математики, биологии и географии, литературы и языка (задачи, упражнения, факты и явления национально-этнической, региональной культуры) и во внеурочной работе, дополнительном образовании (краеведение, школьные музеи, кружки, общества, экспедиции, приглашение представителей разных этносов, художественная и техническая самодеятельность), организации самоуправления.
Психолого-педагогическая поддержка школьников в ходе реализации Программы поликультурного образования включает: создание социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира; анкетирование участников образовательного процесса "Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций"; помощь детям в разрешении конфликтных ситуаций с друзьями, родителями, учителями; разработку и внедрение методов прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений в образовательной среде; обучение неконфликтному поведению в среде сверстников; создание благоприятных условий для адаптации ребенка в коллективе и установление правильных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых.
Важным направлением в реализации Программы является активизация проектной деятельности обучающихся по воспитанию культуры мира.
При реализации Программы используется система дополнительного образования.
Содержание дополнительного образования должно быть определено с учетом следующих факторов:
- свободный выбор учащимися области знаний в соответствии с его склонностями и интересами;
- создание условий для расширения и углубления знаний и умений по избранным направлениям;
- необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, обусловленного открытостью культур и обеспечивающего выход за рамки национальной замкнутости в интересах гармонизации и гуманизации межнациональных отношений в мегаполисе.
Этапы реализации Программы
Первый этап - экспериментальный - 2012-2014 годы
В целях обобщения, закрепления и дальнейшего совершенствования имеющихся достижений в области поликультурного образования на данном этапе реализации Программы планируется:
- создание экспериментальных моделей поликультурного образования младшей группы дошкольных образовательных учреждений и первого класса общеобразовательной школы и первоначальная апробация моделей поликультурного образования;
- подготовка к созданию экспериментальных систем поликультурного образования в ряде образовательных учреждений.
Экспериментальный этап развития системы поликультурного образования предполагает последовательное развертывание в образовательных учреждениях образовательных моделей:
- дошкольного образования - в 2012-2014 гг.;
- начального образования (с 1-го по 4-й класс) - в 2012-2014 гг.;
- основного общего образования (с 1-го по 9-й класс) - в 2014-2018 гг.;
- среднего (полного) общего образования (с 10-го по 11-й класс) - в 2019-2020 гг.
Одновременно с экспериментальной апробацией планируется создание в 2012-2014 гг. системы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений по проблемам поликультурного образования.
Экспериментальный этап реализации Программы включает:
- анализ состояния этнокультурного образования и перспектив его развития в ряде образовательных учреждений ОАО "РЖД" (оценка обеспеченности учебниками и учебно-методическими материалами, квалифицированными педагогическими кадрами; анализ этнокультурных параметров учебных планов; оценка уровня знаний в области этнокультурного образования воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся общеобразовательных учебных заведений; социолингвистическое обследование населения с целью установления социальной востребованности этнокультурного образования);
- разработку полилингвальных моделей, методик и образовательных технологий для системы поликультурного образования (разработка предложений по совершенствованию методики преподавания русского языка как неродного в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах; разработка предложений по совершенствованию методики преподавания языков народов Российской Федерации как родных в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах);
- разработку психолого-педагогических технологий формирования идентичности в системе дошкольного и общего образования (разработка психолого-педагогических рекомендаций по тематической стратегии содержания образовательных программ, призванной содействовать формированию общенациональных культурных ценностей; разработка предложений по формам и способам гармоничного сопряжения общечеловеческих, общегосударственных и национально-культурных ценностей в учебном пространстве; создание Программы поликультурного воспитания);
- разработку технологий диагностики педагогических рисков поликультурной образовательной модели, включая разработку диагностического инструментария для проведения исследований в учреждениях дошкольного и общего образования (подготовка методических указаний по диагностированию педагогических рисков поликультурной образовательной модели; разработка диагностического инструментария для проведения исследований в учреждениях дошкольного и общего образования);
- разработку методических рекомендаций по экспериментальной апробации методик и технологий поликультурного образования (на основе анализа и обобщения опыта теоретических исследований и практических разработок в области поликультурного образования);
- проведение для педагогических и руководящих работников обучающих семинаров и научно-практических конференций по проблемам и перспективам поликультурного образования;
- подготовку экспериментальных моделей поликультурного образования в первом классе общеобразовательной школы (учебно-методические комплексы по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, музыке) и в младшей группе дошкольного образовательного учреждения (учебные материалы по развитию математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, музыке, изобразительному искусству, развитию речи);
- апробацию моделей поликультурного образования в первом классе общеобразовательной школы (мониторинг и анализ результатов учебного и воспитательного процесса в экспериментальных и контрольных школах и дошкольных образовательных учреждениях с использованием экспериментальных учебников и учебных материалов; организация обсуждения моделей поликультурного образования в открытых источниках информации).
Этап внедрения - 2014-2020 годы
Этап внедрения целостной системы поликультурного образования предполагает последовательное выведение прошедших успешную апробацию образовательных моделей на уровень массового применения в образовательных учреждениях ОАО "РЖД":
- дошкольного и начального образования (по 4-й класс) - с 2014 г.;
- основного общего образования (по 9-й класс) - с 2019 г.;
- среднего (полного) общего образования (по 11-й класс) - с 2021 г.
Этап внедрения начинается после завершения экспериментальной апробации поликультурных моделей дошкольного и начального образования и разворачивается параллельно продолжению эксперимента по следующим уровням общего образования.
В 2016-2020 гг. создается система повышения квалификации - педагогических работников для поликультурной школы в образовательных учреждениях ОАО "РЖД".
Система программных мероприятий
Экспериментальный этап развития системы поликультурного образования включает следующие мероприятия, планируемые на 2012-2014 гг.:
- подготовку экспериментальных моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе;
- апробацию моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе;
- создание системы научно-методической поддержки поликультурного образования;
- создание системы информационного сопровождения поликультурного образования;
- апробацию и рекомендацию полилингвальных моделей, методик и образовательных технологий для системы поликультурного образования;
- апробацию и рекомендацию психолого-педагогических технологий формирования российской идентичности в системе дошкольного и общего образования;
- апробацию и рекомендацию технологий диагностики педагогических рисков поликультурной образовательной модели, включая разработку диагностического инструментария для проведения исследований в учреждениях дошкольного и общего образования;
- апробацию, рекомендацию и издание методических рекомендаций по экспериментальной апробации методик и технологий поликультурного образования;
- апробацию, рекомендацию и издание программных и учебно-методических материалов для подготовки и переподготовки педагогических работников по технологиям психолого-педагогического сопровождения реализации Программы поликультурного образования;
- апробацию, рекомендацию и издание программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования;
- анализ состояния этнокультурного образования и перспектив его развития в образовательных учреждениях ОАО "РЖД";
- проведение для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений семинаров по проблемам и перспективам поликультурного образования;
- подготовку экспериментальных моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе;
- апробацию моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе.
Этап внедрения целостной системы поликультурного образования включает следующие мероприятия, планируемые с 2014 г.:
- поэтапное создание системы дошкольного и общего поликультурного образования;
- экспертизу, рекомендации и издание программных и учебно-методических комплектов, разработанных для системы поликультурного образования;
- создание системы профессионального образования, предназначенной для подготовки педагогических кадров для поликультурной школы;
- создание системы научно-методической поддержки поликультурного образования;
- создание системы информационного сопровождения поликультурного образования.
Одновременно с 2012/2013 учебного года в ресурсных "школах диалога культур" в качестве пилотных проектов начнется реализация Программы на всех уровнях образования.
Ресурсное обеспечение и контроль реализации Программы
Финансирование Программы осуществляется в рамках бюджетного финансирования ОАО "РЖД".
Координацию и контроль реализации Программы осуществляет Департамент управления персоналом ОАО "РЖД", который анализирует ход выполнения действий по реализации Программы, вносит предложения по их коррекции, осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Программы, координирует взаимодействие заинтересованных сторон по развитию системы поликультурного образования и ежегодно информирует президента ОАО "РЖД" о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 23 апреля 2012 г. N 813р "Об утверждении Программы поликультурного образования"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2012 г., N 7