Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 120-П12
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Лебедева В.М., членов Президиума - Давыдова В.А., Магомедова М.М., Нечаева В.И., Петроченкова А.Я., Тимошина Н.В., Хомчика В.В., - при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Казанцева на постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2010 года.
По приговору Челябинского областного суда от 9 ноября 2001 года
Казанцев Е.А., несудимый,
осуждён с применением ст. 62 УК РФ к лишению свободы: по п.п. "а", "ж", "к", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 15 лет, по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "ж", "к", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 12 лет, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний на 22 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По п. "в" ч. 3 ст. 162 УК РФ Казанцев Е.А. оправдан.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2002 года приговор в отношении Казанцева Е.А. оставлен без изменения.
Постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 23 ноября 2007 г., вынесенным в порядке ст.ст. 397, 399 УПК РФ, судебные решения изменены: из приговора исключён квалифицирующий признак убийства - "неоднократно"; постановлено считать Казанцева Е.А. осуждённым по п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ - к 12 годам лишения свободы и по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ - к 22 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 6 декабря 2010 г., вынесенным в порядке ст.ст. 397, 399 УПК РФ, постановлено считать Казанцева Е.А. осужденным по п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ - к 10 годам лишения свободы, по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ - к 21 году лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2010 года приговор Челябинского областного суда от 9 ноября 2001 года, определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2002 года, постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 23 ноября 2007 года в отношении Казанцева Е.А. изменены, наказание, назначенное ему по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, смягчено до 10 лет лишения свободы, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "а", "ж", "к", 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "а", "ж", "к" УК РФ, путём частичного сложения наказаний окончательно назначено 21 год 9 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По делу осуждены также Петров А.С. и Мелентьев В.А., оправданы Небылицын И.С. и Лутоенко Е.В., надзорное производство в отношении которых не возбуждено.
Осужденный Казанцев Е.А. в надзорной жалобе просит устранить неясность в части окончательного срока наказания, назначенного по совокупности преступлений.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Куменкова А.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание вынесенных судебных решений, мотивы надзорной жалобы, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Фридинского С.Н., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Казанцев признан виновным в совершении преступлений при следующих обстоятельствах.
Вечером 22 февраля 2001 года нетрезвые Петров, Казанцев, Небылицын и Лутоенко пришли в дом к А. по адресу: г. ... области, ул. ... чтобы выпить спиртного и выяснить, почему А., которая проходит свидетелем по уголовному делу Петрова, не является в суд, в связи с чем судебное заседание неоднократно откладывалось. Поскольку супруги А. и их гости - супруги Б. распивали спиртное, Петров и Казанцев присоединились к ним, и стали все вместе распивать спиртные напитки. В процессе этого между Петровым и А. возник скандал. В это время в дом к А. зашёл их знакомый У., который вмешался в конфликт. В связи с этим, Петров и, присоединившийся к нему, Казанцев стали избивать У. нанося ему удары кулаками, ногами, металлическим совком, гардиной и деревянным стулом по различным частям тела, причинив множественные ушибленные раны и кровоподтеки. В процессе избиения Петров имевшимся у него ножом умышленно нанёс У. несколько ударов по туловищу, причинив колото- резаные ранения груди и предплечья. Когда хозяин дома А. попытался пресечь преступные действия Петрова, последний умышленно тем же ножом нанёс скользящий удар в шею А., причинив ему резаное ранение. В драку вмешался находившийся там же Б., но Петров и Казанцев стали избивать и его, нанося удары кулаками, ногами, металлическим совком, гардиной и деревянным стулом по различным частям тела.
Поскольку жена А.- А. Н. заявила, что скоро домой должны прийти их дети из школы, Петров и Казанцев под угрозой применения насилия потребовали от супругов А. и Б. отвезти У. в дом, расположенный в пер. ..., где до этих событий Петров, Казанцев и другие распивали спиртные напитки.
Выйдя во двор дома по ул. ... Б. попытался убежать, но Петров и Казанцев догнали его и подвергли избиению, нанеся множество ударов руками и ногами по голове и телу, а Петров, кроме того, нанёс Б. не менее трех ударов ножом по телу, причинив ему колото-резаные ранения.
Затем по указанию Петрова и Казанцева избитых У. и Б. положили на санки, и А. повез их к дому ... в пер ...
Подойдя к дому, вся группа лиц, а именно: А. его жена А. Б., его жена А. Петров, Казанцев и, присоединившийся к ним, Мелентьев зашли в дом, где уже находился Небылицын. У. занесли на руках и положили на кровать. При этом А. войдя в дом, провалился в открытый подпол, крышку которого закрыл Петров, и А. в течение полутора-двух часов находился там. Находясь в доме по указанному адресу, все присутствовавшие стали распивать принесенный с собой самогон, а когда он закончился, А. у которой было ... рублей, вместе с Казанцевым сходила еще за самогоном и принесла с собой пол литровую бутылку, которую затем совместно распивали. В процессе этого Лутоенко обратила внимание на то, что У. не дышит, и все убедились в том, что У. скончался.
Услышав это, Мелентьев тайно похитил зимние ботинки У. стоимостью ... рублей и убежал из дома.
После смерти У. Петров и Казанцев с целью скрыть совершённое преступление решили убить и остальных потерпевших.
Осуществляя свой преступный умысел, Петров и Казанцев отвели Б. в другую комнату, где с целью убийства совместно умышленно сдавили ему руками шею. В результате возникшей асфиксии наступила смерть потерпевшего.
Продолжая реализовывать умысел на убийство двух и более лиц, Петров и Казанцев нанесли А. не менее 6 ударов руками и ногами по голове и туловищу, после чего Казанцев разбил стеклянную бутылку и с целью причинения смерти потерпевшей, действуя согласованно с Петровым, нанёс горлышком бутылки не менее 2 ударов А. в шею, что привело к смерти потерпевшей.
Продолжая преступные действия, направленные на убийство всех потерпевших, Петров и Казанцев, действуя совместно и согласованно, с целью причинения смерти А. нанесли ей не менее 8 ударов по голове руками, ногами и металлической трубкой, а также осколком бутылки не менее 5 ударов в голову, шею, грудную клетку и конечностям. После этого Петров и Казанцев, вооружившись взятым там же электрическим проводом, обмотали его вокруг шеи А. При этом Казанцев удерживал А. за руки над открытой крышкой в подпол, а Петров затянул концы провода. Когда провод вырвался из рук Петрова и А. упала в подполье, Петров спрыгнул туда же и с целью убийства нанес А. металлической трубкой не менее 1 удара по голове и не менее 3 ударов в шею осколком стеклянной бутылки.
Находившийся в подполе, А. пресекая преступные действия Петрова, защищая свою и жены жизни, нанес Петрову по голове 3-4 удара металлической кочергой. На крики Петрова к нему на помощь в подпол спрыгнул Казанцев, вооружённый горлышком от стеклянной бутылки и металлической трубой, которой он нанёс А. не менее 14 ударов по голове и телу, отчего тот потерял сознание.
Б., А., А. от полученных повреждений скончались. Преступный умысел на убийство А. не был доведён до конца по не зависящим от воли виновных причинам, так как потерпевшему была своевременно оказана медицинская помощь.
Осужденный Казанцев Е.А. в надзорной жалобе просит устранить неясность в части окончательного срока наказания, назначенного по совокупности преступлений, указывая, что на основании постановления судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 6 декабря 2010 г. ему назначен 21 год лишения свободы, а на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2010 года - 21 год 9 месяцев лишения свободы.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе осужденного, находит постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2010 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
Постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 6 декабря 2010 г., вынесенным в порядке ст.ст. 397, 399 УПК РФ до рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора, Казанцеву Е.А. по совокупности преступлений, предусмотренных п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 21 год.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2010 года наказание Казанцеву Е.А. по совокупности тех же преступлений назначено в виде лишения свободы на срок 21 год 9 месяцев лишения свободы.
Таким образом, в отношении Казанцева Е.А. вынесено два судебных постановления, вступивших в законную силу, в соответствии с которыми назначены различные сроки наказания по одному делу по совокупности одних и тех же преступлений, что является недопустимым и подлежит устранению.
Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации в части назначения наказания Казанцеву Е.А., вынесенное после постановления судьи Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области, подлежит изменению, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 февраля 1996 года, ограничения на пересмотр в порядке надзора постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации не исключают возможности исправления судебных ошибок при повторном рассмотрении дела той же судебной инстанцией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 ч. 1 п. 6 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорную жалобу осужденного Казанцева Е.А. удовлетворить.
2. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2010 года в отношении Казанцева Е.А. изменить, смягчить наказание, назначенное на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п.п. "а, ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, до 21 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения в отношении Казанцева Е.А. оставить без изменения.
Председательствующий |
Лебедев В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 120-П12
Текст постановления официально опубликован не был