Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке расчета арендной платы за земельный участок под офисным зданием и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Положениями пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137) установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной ласти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, устанавливается соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации или органами муниципального образования и не входит в компетенцию Минэкономразвития России.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), которым установлены основные принципы определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
При установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти должны руководствоваться постановлением N 582.
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса установлено, что при переходе права собственности на объект недвижимости, к другому лицу оно приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса, земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса.
Кроме этого считаем необходимым отметить, что предельный размер арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при переоформлении юридическими лицами в срок до 1 января 2012 г. права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленное им до вступление в силу Земельного кодекса, на право аренды этих земельных участков согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137.
Заместитель Директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 декабря 2010 г. N Д23-5040 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был