Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 июля 2011 г. N ОГ-Д06-312
Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу увеличения кадастровой стоимости земельного участка и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Государственная кадастровая оценка земель Московской области проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с ранее действующей редакцией пункта 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводилась не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Действующей редакцией пункта 3 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Государственная кадастровая оценка земель первого и второго туров садоводческих, огороднических и дачных объединений в Московской области осуществлялась с применением методов массовой оценки в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307, предполагающей использование рыночных данных при определении кадастровой стоимости.
Результаты первого тура проведения работ по массовой оценке земельных участков Московской области, входящих в состав садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 г. N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Результаты второго тура проведения работ по массовой оценке земельных участков Московской области, входящих в состав садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 г. N 122-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "N 121-РМ"
При определении расхождения результатов государственной кадастровой оценки одного и того же земельного участка следует учитывать периодичность проведения работ по массовой оценке земель, поскольку величины кадастровых стоимостей такого земельного участка, определенные в разные периоды, могут существенно отличаться вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
В дополнение к указанному выше направляем копию письма Росреестра от 24 июня 2011 г. N 15-4028-ВА, содержащего разъяснения по вопросу увеличения кадастровой стоимости земельного участка, а также копию письма ФНС России от 20 июня 2011 г. N 311-3-11/2097 по вопросу об исчислении земельного налога на указанный земельный участок.
Следует также отметить, что статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Во исполнение положений Федерального закона N 135-ФЗ Минэкономразвития России приказом от 22 февраля 2011 г. N 69 утверждены Типовые требования к порядку создания и работы комиссии, которые вступят в силу после государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На настоящий момент указанный приказ Минэкономразвития России проходит процедуру государственной регистрации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
В свою очередь, пунктом 12 Правил установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного, в частности, до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Кроме того, важно отметить, что согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты указанного налога.
При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой указанным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой нагрузки по земельному налогу определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса при установлении налогов учитывается также фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения налоговой ставки по земельному налогу представляется целесообразным обращаться в представительные органы муниципальных образований.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Заместитель директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 июля 2011 г. N ОГ-Д06-312
Текст письма официально опубликован не был