Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение об обществах с ограниченной ответственностью (далее - ООО) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время, согласно Положению, Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства Российской Федерации. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
1. В отношении количества учредителей в ООО.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 208-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) ООО может учреждаться одним лицом, которое становится его единственным участником. Таким образом, законодательно не запрещено создание ООО с одним участником (учредителем). Необходимо отметить, что создание "компаний одного лица" является нормальной коммерческой практикой во всех юрисдикциях, включая зарубежные.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 14-ФЗ"
Однако, в качестве одной из мер защиты прав кредиторов общества статьей 26 Закона об ООО установлен запрет на выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из общества.
2. В отношении уставного капитала ООО.
Статьей 14 Закона об ООО предусматривается, что размер уставного капитала ООО должен составлять не менее десяти тысяч рублей.
По мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России увеличение минимального размера уставного капитала в ООО не позволит обеспечить достаточных гарантий прав кредиторов, что обусловлено постоянным изменением стоимости имущества, составляющего уставный капитал.
Проблема недобросовестности ООО и неисполнения договорных обязательств, прежде всего, должна решаться повышением эффективности мер ответственности недобросовестных учредителей (участников) ООО.
Такие меры предусматриваются в рамках проекта федерального закона N 164018-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части совершенствования механизмов учреждения и ликвидации коммерческих организаций", готовящегося к рассмотрению в первом чтении в Государственной Думе Российской Федерации. Указанным законопроектом, в частности, предусматривается:
расширение перечня оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица и полномочий регистрирующего органа по проверке фактических сведений;
введение института размещения в электронном средстве массовой информации сообщения об изменении наименования и (или) места нахождения юридического лица, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и управляющей компании юридического лица, а также института предварительного размещения в электронном средстве массовой информации сообщений об уменьшении уставного капитала, о реорганизации и о ликвидации юридического лица;
усиление административно-правовой ответственности в виде расширения перечня составов правонарушений в области нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых может устанавливаться повышенный по сравнению с действующей редакцией размер штрафов, а также расширения перечня составов, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации;
детализация обязанностей членов ликвидационной комиссии, ликвидатора, в частности по подписанию заявления о ликвидации, публикации сведений о кредиторах и имуществе, распределению имущества среди кредиторов, подаче заявление о признании ликвидируемой организации банкротом при недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов, а также введение ответственности указанных лиц за нарушение данных обязанностей в форме возмещения убытков, причиненных в результате неисполнения обязательств ликвидированного юридического лица.
Кроме того, дополнительно сообщаем, что к настоящему времени в целях повышения гарантий прав кредиторов Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ внесены изменения в законодательство о банкротстве, предусматривающие упрощение процедуры аннулирования сделок в банкротстве, направленных на причинение вреда имущественным правам кредиторов (подозрительных сделок) и преференциальных (с предпочтительным удовлетворением) сделок и упрощение порядка доказывания по требованиям о привлечении директоров и "теневых директоров" должника, признанного банкротом, к ответственности.
Заместитель директора |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 сентября 2010 г. N Д06-2988 "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Текст письма официально опубликован не был