Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 244/12
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Витрянского В.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью лесозаготовительно-строительный участок "Южное" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2011 по делу N А29-10454/2010, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.2011 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми - Бабикова Ю.П., Бутырев А.Л., Назарова Е.П.
Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью лесозаготовительно- строительный участок "Южное" (далее - общество) за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 26.08.2010 N 11-07/6 (далее - решение инспекции), которым обществу предложено, в числе прочего, уплатить 2473447 рублей доначисленного налога по упрощенной системе налогообложения за 2007 и 2008 годы, 396060 рублей 91 копейку начисленных пеней и 3594 рубля 69 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Инспекция установила, что в 2007 и 2008 годах на расчетный счет общества, применявшего в проверяемый период упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", поступили 48055207 рублей от государственного учреждения Республики Коми "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми" (далее - государственное учреждение) за выполненные строительно-монтажные работы и приобретение, поставку и монтаж оборудования по государственному контракту от 22.10.2007 N 2, которые не были отражены в книгах учета доходов и расходов за 2007 и 2008 годы.
Признав названную денежную сумму доходом, инспекция сделала вывод о занижении обществом налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 и 2008 годы, что явилось основанием для доначисления налога по упрощенной системе налогообложения, начисления пеней и взыскания штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми решением от 21.10.2010 N 423-А оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения, решение инспекции - без изменения.
Не согласившись с решением инспекции в указанной части, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его частично недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2011 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 решение от 02.03.2011 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 28.09.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении его требования.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить упомянутые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами, государственное учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 22.10.2007 N 2 на выполнение строительно-монтажных работ, приобретение, поставку и монтаж оборудования на объекте "Реконструкция молочного завода на 10 тонн в смену в селе Талица Прилузского района Республики Коми" (далее - объект).
За выполненные строительно-монтажные работы, приобретенное оборудование государственное учреждение в 2007 году перечислило на расчетный счет общества 20000000 рублей, в 2008 году - 28055207 рублей.
Полагая, что указанные поступления носят целевой характер, общество не учитывало их в качестве дохода, облагаемого налогом по упрощенной системе налогообложения.
Инспекция, принимая оспариваемое решение, исходила из того, что полученные обществом в рамках государственного контракта денежные средства не являются средствами целевого финансирования, перечень которых установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Кодекса, в связи с чем подлежат включению в налогооблагаемую базу периодов их получения.
Суды, отказывая в удовлетворении требования общества, признали позицию инспекции обоснованной.
Подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком и использованного им по назначению в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Следовательно, целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.
Как усматривается из материалов дела, работы по реконструкции молочного завода включены в утвержденные постановлениями правительства Республики Коми от 23.01.2007 N 6 и от 26.12.2007 N 328 перечни строек и объектов, подлежащих строительству в 2007-2008 годах по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в республиканском бюджете на 2007, 2008 годы.
Указанными постановлениями правительства Республики Коми Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми определено главным распорядителем средств республиканского бюджета, государственное учреждение - заказчиком-застройщиком (получателем средств республиканского бюджета).
При заключении государственного контракта на выполнение работ по реконструкции объекта общество выступало в роли подрядчика.
Выполненные строительно-монтажные работы, а также приобретение, поставка и монтаж оборудования на объекте оформлялись актами о приемке выполненных работ и затрат формы N КС-2, справками о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, актами приемки- передачи оборудования в монтаж формы N ОС-15; на оплату выполненных работ и оборудования общество выставляло государственному учреждению счета-фактуры.
Государственное учреждение на основании представленной обществом документации произвело расчет за выполненные строительно-монтажные работы, приобретенное оборудование в пределах утвержденного лимита капитальных вложений, путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества.
Таким образом, денежные средства, полученные обществом за выполненные по государственному контракту работы, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса), ни в качестве поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 Кодекса), поскольку общество являлось исполнителем работ (услуг), а не приобретало их на целевые бюджетные средства. Указанные поступления в целях применения упрощенной системы налогообложения являются доходом от реализации этих работ и в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса подлежат учету при определении объекта налогообложения.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2011 по делу N А29-10454/2010, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.2011 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление общества с ограниченной ответственностью лесозаготовительно-строительный участок "Южное" оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация, применявшая УСН с объектом обложения "доходы", была подрядчиком по госконтракту. За выполненные работы, приобретенное оборудование заказчик перечислил на ее счет определенные суммы. Полагая, что эти поступления носят целевой характер, организация не учитывала их в доходах при УСН.
Президиум ВАС РФ опроверг эти доводы.
При УСН не учитываются в т. ч. целевые поступления и доходы в виде имущества, полученного и использованного по назначению в рамках целевого финансирования.
Целевой характер выплат проявляется в том, что на получателя средств возлагается обязанность расходовать их в соответствии с определенными целями.
Суммы, полученные организацией за работы, выполненные по госконтракту, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве поступлений из бюджета. Ведь она являлась исполнителем работ (услуг), а не приобретала их на целевые бюджетные средства. Указанные поступления в целях применения УСН являются доходом от реализации. Они должны учитываться при определении объекта налогообложения.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 244/12
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 9
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 01.08.2012
Номер дела в первой инстанции: А29-10454/2010
Истец: ООО ЛСУ Южное
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N1 по РК
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 244/12
29.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-244/12
16.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-244/12
28.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3481/11
19.08.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-10454/2010
16.05.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2302/11
02.03.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10454/10