Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение ОАО по вопросу о реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и сообщает.
Федеральный закон N 159-ФЗ призван урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. В Законе отражены особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, определены последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества.
Таким образом, режим приобретения арендуемого имущества распространяется только на государственную и муниципальную собственность субъектов Российской Федерации.
Основная цель Федерального закона N 159-ФЗ - оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4.1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 4.2 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Вместе с тем в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России необходимо подготовить пакет предложений, направленных на предоставление в пользование недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественно на долгосрочной основе и по льготным ставкам арендной платы.
Также представляется целесообразным предоставить право выкупа добросовестным арендаторам помещений, включенных в региональные и муниципальные перечни, ограничив при этом площадь выкупаемых помещений, и установить норму, в соответствии с которой устанавливаемые субъектами Российской Федерации площадь и сроки рассрочки не могут быть менее определенных Правительством Российской Федерации.
В настоящее время в Минэкономразвития России ведется работа по исполнению указанного поручения Правительства Российской Федерации.
Дополнительно отмечаем, что по состоянию на 26 июня 2010 г. в Российской Федерации заключено 12332 договора о выкупе арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений общей площадью свыше 2 млн. кв. метров.
Заместитель директора |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 августа 2010 г. N Д05-2627 "О реализации положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был