Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2012 г. N1 17/225-11
Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 января 2012 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия ФАС России) в составе: председатель Комиссии Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России, члены Комиссии: Грешнев А.А. - заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Брыкин Д.М. - начальник отдела машиностроения и оборонно - промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Мироненко П.С. - главный государственный инспектор отдела машиностроения и оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Хуснутдинова Е.В. - главный специалист - эксперт отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления, Линк Е.В. - заместитель начальника отдела судебной работы Правового управления, Фонарев Р.Ю. - главный специалист - эксперт отдела правовой экспертизы Правового управления,
в присутствии представителя ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ответчик по делу) Гаврикова Василия Вячеславовича, действующего на основании доверенности N Д-ЦА/183 от 21.12.2011 г., рассмотрев дело N 1 17/225-11 по признакам нарушения ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (Глухарев переулок, д.4/2, г.Москва, 129090) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
I. Основанием для возбуждения дела N 1 17/225-11 послужило поступившее в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) заявление ООО "ЧОП "ОСА" (ул. Губкина, д.16Б, кв.61, г. Белгород, 308034), с жалобой на действия ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра") при проведении открытого конкурса N 23895 на право заключения договора на строительно-монтажные (СМР) и пуско-наладочные работы (ПНР) и поставку оборудования для установки систем технологического телевидения для нужд ОАО "МРСК Центра" (филиала "Белгородэнерго") (далее - Конкурс; Договор).
По результатам рассмотрения указанного заявления ФАС России установлено следующее.
30 марта 2011 года ОАО "МРСК Центра" разместило на Торговой площадке Системы B2B-Energo в сети Интернет извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой Договора в размере 8 810 000 руб. 00 коп.
Заявки на участие в Конкурсе подали ООО "Роникс - Сервис", ООО "ЧОП "ОСА", ООО "АлАн секьюрити", ЗАО "Камсан Электронные системы", ЗАО "Электростройкомплекс" и ООО "Безопасность".
На состоявшемся 03 мая 2011 заседании конкурсной комиссии, по результатам проведения отборочной стадии оценки конкурсных заявок, было принято решение отклонить заявки поданные ООО "Роникс - Сервис", ЗАО "Камсан Электронные системы", ООО "ЧОП "ОСА" и ЗАО "Электростройкомплекс" как не отвечающие требованиям пункта 2.2.1. Конкурсной документации, а именно не соответствие заявок техническому заданию Конкурса. При этом, в чем конкретно выражено несоответствие указанных заявок техническому заданию, участникам Конкурса сообщено не было.
Для дальнейшей оценки были допущены конкурсные заявки ООО "АлАн секьюрити" и ООО "Безопасность". В соответствии с решением Конкурсной комиссии победителем была признана заявка ООО "Безопасность".
ООО "ЧОП "ОСА" обратилось в адрес ОАО "МРСК Центра" с просьбой разъяснить причины отклонения его конкурсной заявки, однако ответа не получило.
II. ФАС России направила в адрес ОАО "МРСК Центра" запрос информации от 29.08.2011 N АК/32877 (далее - Запрос), которым, в частности, потребовала разъяснить, в чем именно выражено несоответствие конкурсных заявок указанных участников требованиям Конкурсной документации.
В своем ответе от 21.09.2011 года N Ю-21/09 ОАО "МРСК Центра" сообщило следующее.
В представленной вместе с конкурсной заявкой ООО "Роникс - Сервис" в Сводной таблице стоимости работ не учтены к поставке провод ПВС 2х2,5 (300 м), провод ПВС 3х0,75 (60 м), коробка распаячная 100х100х50 (89 шт.), короб электротехнический 25х16 (20 м), короб электротехнический 40х25 (10м), считыватель - 2 под ТМ со светодиодом (1 шт.), ключ ТМ с держателем DS-1990F5 (10 шт.), блок релейный С-2000-СП1 (3 шт.).
В представленном вместе с конкурсной заявкой ЗАО "Камсан Электронные системы" техническом предложении указано меньшее количество материалов к поставке, а именно, по позиции коробка протяжная соединительная TYCO 100х100х50 указано 7 шт. вместо 10 шт, по позиции кабель коаксиальный RG-59 указано 0,025 км. вместо 250 м., по позиции F разъем RG-59 указано 6 шт. вместо 8, по позиции Считыватель-2 под ТМ со светодиодом не учтен к поставке.
В Сводной таблице стоимости работ, представленной вместе с заявкой ООО "ЧОП "ОСА", не учтен к поставке короб электротехнический 25х16 (20 м).
Конкурсная заявка ЗАО "Электростройкомплекс" не соответствует требованиям технического задания по причине указания в представленном вместе с ней техническом предложении меньшего количество материалов к поставке, а именно, по позиции провод ПВС 2х1,5 указано 2680 м. вместо 2880 м., по позиции коробка распаячная 100х100х50 указано 86 шт. вместо 89 шт. Кроме того, ЗАО "Электростройкомплекс" не представило вместе с заявкой договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков, представление которого предусмотрено пунктом 4.5.1.1. подраздела 4.5 раздела 4 конкурсной документации.
Данные выводы также содержатся в Отчете об оценке Конкурсных заявок от 20.05.2011 г. N 545 (далее - Отчет об оценке заявок), составленном и подписанным членами конкурсной комиссии. Иных оснований для отклонения указанных заявок в Отчете об оценке заявок не указано.
III. В результате проведенного ФАС России анализа всех представленных ОАО "МРСК Центра" в соответствии с Запросом документов и сведений по Конкурсу, установлено следующее.
Пунктом 1.1.5. раздела 1 Конкурсной документации установлено, что подробные требования к выполняемым работам изложены в разделе 2 Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2.2.1. подраздела 2.2. раздела 2 Конкурсной документации техническое задание на выполнение СМР, ПНР и поставку оборудования для установки систем технологического телевидения на объектах (ПС 110 кВ) для нужд ОАО "МРСК Центра" (филиала "Белгородэнерго") (далее - Техническое задание) приведено в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью Конкурсной документации и предоставляется вместе с ней в виде отдельного приложения.
Техническим заданием, в частности, установлено, что работы по Конкурсу должны быть выполнены в соответствии с ГОСТами, Пособиями, Правилами и Рекомендациями, а также приказами и директивами ОАО "МРСК Центра".
Кроме того, в Техническом задании определены требования к системе технологического телевидения, а также приведен перечень оборудования, которое данная система должна в себя включать, а именно: видеорегистратор (ПО Видео-7), стационарные телевизионные камеры наружного и внутреннего исполнения, поворотные скоростные купольные видеокамеры, устройства отображения видеоинформации.
Других требований к перечню оборудования, а также требований по количеству и наименованиям материалов, которые претендент на участие в Конкурсе обязан указать в своей конкурсной заявке (приложениях к ней) и использовать (поставить) для выполнения работ по Договору, в случае признания его заявки победившей, в Техническом задании, а равно как и в других частях и приложениях Конкурсной документация, не выявлено.
Вместе с документами по Конкурсу, размещенными ОАО "МРСК Центра" на Торговой площадке Системы B2B-Energo в сети Интернет, были размещены Локальные сметные расчеты на монтаж и наладку системы охранного телевидения (далее - Сметные расчеты) в количестве 20 штук (равно количеству объектов, на которых планируется выполнение работ по Договору), в которых, в том числе, содержится перечень материалов и оборудования.
При этом в извещении о проведении Конкурса, Конкурсной документации и приложениях к ней отсутствуют какие-либо ссылки или указания на данные Сметные расчеты, их значение организатором Конкурса не разъяснено. Сметные расчеты не отмечены как приложения или дополнения к Конкурсной документации, на них отсутствуют отметки об утверждении их организатором Конкурса.
Таким образом, Сметные расчеты не являются частью конкурсной документации, какие-либо ссылки или указания на них в Конкурсной документации, в том числе в Техническом задании также отсутствуют. Статус данных Сметных расчетов организатором Конкурса не определен, в связи с чем приведенный в них перечень материалов и оборудования не может рассматриваться как обязательный.
Разделом 6 Конкурсной документации утверждены образцы основных форм документов, включаемых в конкурсную заявку, а также инструкции по их заполнению.
Пунктом 6.2.2. подраздела 6.2. Конкурсной документации установлена форма Технического предложения на выполнение работ. В соответствии с инструкцией по заполнению указанной формы, пункт 6.2.2.3., в техническом предложении описываются все позиции раздела 2 Конкурсной документации (техническое задание на выполнение работ) с учетом предлагаемых условий Договора (раздел 3).
Техническое предложение ЗАО "Камсан Электронные системы" оформлено в соответствии с инструкцией по его заполнению и содержало все установленные в ней требования.
В соответствии с инструкцией по заполнению Сводной таблицы стоимости работ (далее - Инструкция), подраздел 6.4. Конкурсной документации, при заполнении данной таблицы необходимо указать наименование выполняемых работ, единицу измерения объема работ, объем работ в указанных единицах измерения, единичную расценку и общую стоимость выполнения работ, полученную путем умножения объема работ на единичную расценку.
Сводные таблицы стоимости работ, представленные ООО "ЧОП "ОСА" и ООО "Роникс - Сервис" вместе с их конкурсными заявками, оформлены в соответствии с Инструкцией и удовлетворяли всем установленным в ней требованиям.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что предложения, содержащиеся в конкурсных заявках ООО "ЧОП "ОСА", ООО "Роникс-Сервис" и ЗАО "Камсан Электронные системы" в полном объеме удовлетворяли всем требованиям, установленным Техническим заданием по Конкурсу.
При этом в своих конкурсных заявках ООО "ЧОП "ОСА", ООО "Роникс-Сервис" и ЗАО "Камсан Электронные системы" сообщили, что принимают установленные в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации требования и условия, а также предложили ОАО "МРСК Центра" заключить Договор по Конкурсу на условиях и в соответствии с Техническим предложением, Графиком выполнения работ, Сводной таблицей стоимости работ и Графиком оплаты выполнения работ, являющихся неотъемлемой частью конкурсных заявок.
В результате проведенного ФАС России анализа оснований, по которым были отклонены конкурсные заявки ООО "Роникс - Сервис", ЗАО "Камсан Электронные системы", ООО "ЧОП "ОСА" установлено, что ОАО "МРСК Центра" при проведении их проверки на соответствие требованиям Конкурсной документации, руководствовалась Сметными расчетами, в том числе приведенными в них перечнями материалов и оборудования, как обязательными для поставки, что не предусмотрено условиями проводимого Конкурса.
В тоже время конкурсная комиссия допустила к участию в Конкурсе заявку ООО "АлАн секьюрити", в которой, в том числе в Техническом предложении и Сводной таблице стоимости работ, вообще не был представлен перечень и количество материалов и оборудования, планируемых к использованию (поставке) при выполнении работ по Договору, аналогичный тем перечням, что были представлены остальными претендентами на участие в Конкурсе.
На основании изложенного Комиссия ФАС России пришла к выводу, что отклонение ОАО "МРСК Центра" конкурсных заявок ООО "ЧОП "ОСА", ООО "Роникс-Сервис" и ЗАО "Камсан Электронные системы" является необоснованным.
Действия ОАО "МРСК Центра" по необоснованному отклонению конкурсных заявок ООО "ЧОП "ОСА", ООО "Роникс-Сервис" и ЗАО "Камсан Электронные системы" привели к ограничению конкуренции, что подтверждается следующим.
Предложения ООО "ЧОП "ОСА", ООО "Роникс-Сервис" и ЗАО "Камсан Электронные системы" по предлагаемой цене договора, заключаемого по итогам проведения Конкурса, были ниже цены, предложенной ООО "Безопасность", признанное по итогам проведения Конкурса победителем (см. таблицу 1).
Таблица 1. Свод ценовых предложений претендентов/участников Конкурса.
Наименование претендента/участника Конкурса |
Ценовое предложение |
Разница в ценовом предложении с победителем по Конкурсу |
Разница с начальной (максимальной) ценой Договора (8 810 000 руб. 00 коп.) |
ООО "Роникс-Сервис" |
6 119 841 руб. 17 коп. |
меньше на 1 667 828 руб. 18 коп. |
2 690 158 руб. 83 коп. |
ЗАО "Камсан Электронные системы" |
7 494 460 руб. 14 коп. |
меньше на 293 209 руб. 21 коп. |
1 315 539 руб. 86 коп. |
ООО "ЧОП "ОСА" |
7 575 600 руб. |
меньше на 212 069 руб. 35 коп. |
1 234 400 руб. 00 коп. |
ООО "Безопасность" |
7 787 669 руб. 35 коп. |
Победитель |
1 022 330 руб. 65 коп. |
ООО "АлАн секьюрити" |
8 045 236 руб 46 коп. |
больше на 257 567 руб.11 коп. |
764 763 руб. 54 коп. |
В случае допуска к участию в Конкурсе ООО "ЧОП "ОСА", ООО "Роникс-Сервис" и ЗАО "Камсан Электронные системы", заявки данных хозяйствующих субъектов могли составить реальную конкуренцию предложениям ООО "АлАн секьюрити" и ООО "Безопасность", что могло повлиять на результат торгов.
Кроме того, ценовое предложение допущенного к участию в Конкурсе ООО "АлАн секьюрити" значительно превышало ценовые предложения других претендентов/участников Конкурса. При этом отсутствие в составе конкурсной заявки данного участника перечня материалов, оборудования, их наименования и количества, планируемых к использованию (поставке) при выполнении работ по Договору, не могло способствовать присвоению высоких оценок данной заявке. В тоже время, как ценовое, так и техническое предложение ООО "АлАн секьюрити" стало известно конкурсной комиссии на этапе проведения отборочной стадии оценки конкурсных заявок, что в условиях отклонения заявок других претендентов, в том числе имеющих лучшие ценовые и технические предложения, фактически предопределило победителя по Конкурсу.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия конкурсной комиссии ОАО "МРСК Центра" по необоснованному отклонению заявок ООО "Роникс - Сервис", ЗАО "Камсан Электронные системы", ООО "ЧОП "ОСА" создали преимущественные условия участия в торгах как ООО "АлАн секьюрити", так и ООО "Безопасность", признанному в последствии победителем по Конкурсу.
Кроме того, при проведении Конкурса ОАО "МРСК Центра" не в полной мере раскрыло порядок определения победителя.
Так, в соответствии с пунктом 4.8.1.1. раздела 4 Конкурсной документации, оценка конкурсных заявок осуществляется Конкурсной комиссией и иными лицами (экспертами и специалистами), привлеченными Конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 4.8.3.1. раздела 4 Конкурсной документации, в рамках оценочной стадии Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные заявки и проводит их предварительное ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с утвержденным Регламентом Конкурсной комиссии исходя из следующих критериев:
a) стоимость конкурсной заявки;
b) технологические и организационно-технические предложения по выполнению работ;
c) надежность Участника (опыт, ресурсные возможности, деловая репутация и т.д.);
d) условия и график выполнения работ;
e) условия и график оплаты выполнения работ.
При этом ни в извещении о проведении Конкурса, ни в Конкурсной документации, а также приложениях к ней, не представлены сведения о том, какой весовой коэффициент (количество баллов) присваивается соответствующему критерию, а также по какой формуле (каким образом) будет проводиться подсчет набранных участниками баллов.
IV. После полного и всестороннего изучения обстоятельств дела, а также имеющихся в нем документов и сведений, Комиссия ФАС России пришла к выводу о наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт совершения ОАО "МРСК Центра" при проведении Конкурса действий, которые привели к ограничению конкуренции путем создания ООО "АлАн секьюрити" и ООО "Безопасность" преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, заслушав позиции сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России, решила:
Признать ОАО "МРСК Центра" (Глухарев переулок, д.4/2, г. Москва, 129090) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части создания отдельным участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, что привело к ограничению конкуренции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 января 2012 г. N1 17/225-11
Текст решения официально опубликован не был