Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К03-103/12 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 18.05.2012 N 202-ОВ с изменениями, внесенными приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 15.06.2012 N 242-ОВ, в составе:
Председатель Комиссии:
Любимов К.Е. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Клименко И.В. - заместитель начальника юридического отдела;
рассмотрев дело N К03-103/12, возбужденное по заявлению ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" по признакам нарушения СПб ГУП "Горэлектротранс" (196105, Санкт-Петербург, Сызранская ул., 15), ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку трамвайных вагонов в количестве 3-х штук, установила:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление (вх. N 2816 от 01.03.2012) ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод", в котором указано на нарушения антимонопольного законодательства Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Горэлектротранс" (далее - СПб ГУП "Горэлектротранс") при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку трамвайных вагонов в количестве 3-х штук (далее - конкурс).
30 декабря 2011 на сайте http://electrotrans.spb.ru/17/page18.html/ опубликовано извещение о проведении конкурса.
Заказчик - СПб ГУП "Горэлектротранс".
Начальная (максимальная) цена договора: 157 980 000 руб.
Источник финансирования - собственные средства СПб ГУП "Горэлектротранс".
Обеспечение заявки : 7 899 000,000 руб.
Срок подачи заявок: 31.01.2012.
Вскрытие конвертов: 07.02.2012 в 16.00.
26.01.2012 опубликовано уведомление (от 25.01.2012 N 04-1/12) о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, в соответствии с которым:
Новый срок подачи заявок: 07.02.2012 до 11.00.
Новая дата вскрытия конвертов: 14.02.2012 в 16.00
При размещении заказа СПб ГУП "Горэлектротранс" руководствовался Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Положением о порядке размещения заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд СПб ГУП "Горэлектротранс", утвержденным приказом директора СПб ГУП "Горэлектротранс" от 01.09.2009 г. N 938.
Нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не учитывались, поскольку источником финансирования заказа являлись собственные средства СПб ГУП "Горэлектротранс".
Заявитель указал, что конкурсная документация на официальном сайте заказчика не размещалась, доступ к ней был возможен только в помещении заказчика. Производители и поставщики трамвайных вагонов, в том числе находящиеся за пределами Санкт-Петербурга, желающие участвовать в торгах, должны потратить время и денежные средства для поездки в Санкт-Петербург для получения конкурсной документации в помещении СПб ГУП "Горэлектротранс". Ограничение доступа к конкурсной документации, по мнению заявителя, могло привести к ограничению конкуренции при проведении конкурса.
Данный довод подтверждается извещением о проведении конкурса, согласно которому "подробное описание условий договора и предъявляемых к участникам требований, а также процедур конкурса содержится в конкурсной документации, которая будет предоставлена по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15, каб. 413 в рабочие дни с 10-00 до 16-00, перерыв на обед с 12-20 до 13-00 часов, на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме. Конкурсная документация предоставляется со дня опубликования настоящего извещения заинтересованным лицам при предъявлении ими документов, удостоверяющих личность, представителю заинтересованного лица - также доверенности на право получения конкурсной документации".
Вместе с тем, согласно п. 4 ч. 3 раздела 1 тома 1 конкурсной документации, предусмотрено размещение конкурсной документации на официальном сайте заказчика (www.electrotrans.spb.ru).
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 14.02.2012 N 13-О, комплект конкурсной документации получили: ООО "ТрансМаш Групп" (12.01.2012) и ООО "Торговый дом Усть-Катавский вагоностроительный" (13.01.2012) (ни одна организация участия в конкурсе не принимала). В материалы дела СПб ГУП "Горэлектротранс" представило письмо ООО "ТрансМаш Групп" (исх. N 264/01 от 12.01.2012) с просьбой о направлении в адрес ООО "ТрансМаш Групп" документации по конкурсу. По пояснениям представителя СПб ГУП "Горэлектротранс", конкурсная документация направлялась в электронном виде по запросам, полученным по средствам электронной почты. Данные действия СПб ГУП "Горэлектротранс" нарушают порядок предоставления конкурсной документации, установленный в извещении о проведении конкурса. Единственным участником конкурса явилось ОАО "Электротехническая корпорация", которое не обращалось за конкурсной документацией по установленной процедуре, подало заявку и стало победителем конкурса, что может свидетельствовать о возможном альтернативном доступе ОАО "Электротехническая корпорация" к конкурсной документации.
Создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации в приоритетном порядке является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Заявителем указано на нарушение сроков проведения конкурса, которое заключается в следующем: 26.01.2012 заказчик внес изменения в извещение, продлив срок подачи заявок с 31.01.2012 до 07.02.2012 (на 7 дней) и изменив срок вскрытия конвертов с 07.02.2012 на 14.02.2012 (на 7 дней), что, по мнению заявителя, нарушило ч. 2 ст. 448 ГК РФ, согласно которой "извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения". По мнению заявителя, уменьшение срока подачи заявок, наряду с ограниченным доступом к конкурсной документации, могло осуществляться в интересах лиц, которые имели возможность подготовить и подать документацию в короткий период и воспрепятствовало ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" подать заявку на участие в конкурсе в установленный срок.
Письмом от 29.03.2012 вх. N 4378 (исх. N 1.28-529 от 28.03.2012) СПб ГУП "Горэлектротранс" представило в Санкт-Петербургское УФАС России конкурсную документацию (дата утверждения не установлена, год - 2012), согласно п. 3 раздела 1 тома 1 которой установлено, что "при внесении изменений срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования изменений до даты проведения конкурса срок составлял не менее чем тридцать дней", что соответствует ч. 2 ст. 448 ГК РФ. При этом письмом от 07.06.2012 вх. N 8399 (исх. N 1.26-508 от 06.06.2012) СПб ГУП "Горэлектротранс" представило в Санкт-Петербургского УФАС России иную конкурсную документацию (дата утверждения 29.12.2011), согласно п. 3 раздела 1 тома 1 которой установлено, что "при внесении изменений срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования изменений до даты проведения конкурса срок составлял не менее чем десять дней".
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что фактически срок подачи заявок был продлен на 7 дней, что не соответствует требованиям конкурсной документации, противоречит ч. 2 ст. 448 ГК РФ и может ограничить число участников конкурса, а, следовательно, конкуренцию при проведении конкурса, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Заявитель указал, что в извещении не были указаны место и дата рассмотрения заявок, что нарушило ч. 2 ст. 448 ГК РФ, согласно которой "извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения". Данные действия заказчика, по мнению заявителя, ограничивают возможность потенциальных участников торгов получить беспрепятственный доступ к информации о конкурсе.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса "место и дата рассмотрения заявок и подведения торгов конкурса будут определены конкурсной комиссией в сроки, установленные законодательством". Уведомление (от 25.01.2012 N 04-1/12) о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию также не содержит указаний на время и место проведения торгов.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что отсутствие указаний на время и место проведения торгов противоречит ч. 2 ст. 448 ГК РФ и ограничивает доступ к информации о проведении конкурса, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Об ограничении конкуренции свидетельствуют результаты конкурса. Так согласно протоколу от 17.02.2012 N 14-О заседания конкурсной комиссии СПб ГУП "Горэлектротранс" по рассмотрению, оценке и сопоставлению конкурсных заявок участников размещения заказа и определения победителя открытого конкурса на право заключения договора на поставку 3-х трамвайных вагонов для нужд СПб ГУП "Горэлектротранс", на участие в конкурсе подана одна заявка от ОАО "Электротехническая корпорация", с которой заключен договор поставки от 22.03.2012 N 12/66.
В связи с неисполнением обязательств по договору СПб ГУП "Горэлектротранс" направило в адрес ОАО "Электротехническая корпорация" требование об исполнении обязательств по договору поставки от 22.03.2012 N 16/22 (исх. N 1.28-1035 от 18.05.2012).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать в действиях СПб ГУП "Горэлектротранс" нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в
создании участнику торгов ОАО "Электротехническая корпорация" преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации (конкурсной документации) в приоритетном порядке (порядке, отличном от установленного извещением),
установлении даты проведения торгов менее чем за тридцать дней со дня опубликования извещения,
отсутствии указаний на время и место проведения торгов,
что ограничило доступ к информации о проведении конкурса и имело своим результатом ограничение конкуренции при проведении конкурса, так как воспрепятствовало участию ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" в конкурсе.
2. Предписание не выдавать, связи с тем, что по итогам размещения заказа заключен договор.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Председатель Комиссии |
К.Е. Любимов |
Члены Комиссии |
Е.И. Асташенкова |
|
И.В. Клименко |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2012 г. N К03-103/12 "О нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП "Горэлектротранс"
Текст решения официально опубликован не был