Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 августа 2012 г. N 03-05-06-01/39
Вопрос: 31 мая 2011 г. было подписано постановление Правительства Москвы N 238 "Об установлении коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". Данное постановление грубо нарушает мои права как налогоплательщика, поскольку вносит изменения для расчета налога на имущество физических лиц в сторону его увеличения задним числом (с 1 января 2011 года), т.е. распространяется на правоотношения, возникшие до вступления данного нормативного акта в законную силу.
Прошу дать однозначную позицию Минфина РФ по данному вопросу.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц осуществляется законодательством о налогах и сборах, а также нормативными правовыми актами гражданского законодательства и иных отраслей законодательства Российской Федерации, используемыми для целей налогообложения, с соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации гарантий прав налогоплательщиков.
На основании статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Сведения об инвентаризационной стоимости, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, должны представляться в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта.
Расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости осуществляется БТИ исходя из восстановительной стоимости, определенной по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен текущего года по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденный приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 г. N 87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности").
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, в компетенцию Минфина России не входит проведение экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Одновременно обращается внимание, что Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 февраля 2010 г. N 165-О-О выражена правовая позиция о распространении статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации на нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.