Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N 51-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судьи Борисовой Л.В., Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Рыжака Е.Н. и окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 на решение Алтайского краевого суда от 29 февраля 2012 года, которым заявление Рыжака Е.Н. удовлетворено в части: отменено решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного собрания по одномандатному избирательному округу N 19 от 3 декабря 2011 года N 7/26 "О мерах по обеспечению вычеркивания из избирательных бюллетеней сведений о кандидате в депутаты Алтайского краевого Законодательного собрания по одномандатному избирательному округу N 19 Рыжаке Е.Н."; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Рыжака Е.Н. Кузьменко Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Рыжака Е.Н., представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 Пономаренко А.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы окружной избирательной комиссии, представителей Избирательной комиссии Алтайского края Акимовой И.Л. и Пономаренко А.Г., поддержавших позицию окружной избирательной комиссии, заключение представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., не согласившегося с позицией окружной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Алтайского края и полагавшего, что решение суда является законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Рыжак Е.Н. обратился в Алтайский краевой суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 от 3 декабря 2011 года N 7/26 "О мерах по обеспечению вычеркивания из избирательных бюллетеней сведений о кандидате в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 Рыжаке Е.Н."; отмене пункта 1 решения Избирательной комиссии Алтайского края от 9 декабря 2011 года N 26/241-6 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва" в части признания состоявшимися и действительными выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19; признании недействительными выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19.
В обоснование требований заявитель указал, что решение окружной избирательной комиссии от 3 декабря 2011 года N 7/26 принято на основании решения Алтайского краевого суда от 15 ноября 2011 года, которое не предписывало совершения в отношении Рыжака Е.Н. каких-либо действий. Решением суда лишь признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии от 29 октября 2011 года N 5/16 о регистрации Рыжака Е.Н. кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания. Согласно мотивировочной части решения окружной избирательной комиссии от 3 декабря 2011 года N 7/26 комиссия рассмотрела представленные Рыжаком Е.Н. для регистрации документы и установила нарушения требований закона к их оформлению, но не приняла решения по результатам рассмотрения документов (зарегистрировать или отказать в регистрации), несмотря на то, что на день вступления в силу решения Алтайского краевого суда от 15 ноября 2011 года (28 ноября 2011 года) у комиссии сохранялась обязанность по проведению процедуры регистрации Рыжака Е.Н.
По утверждению заявителя, его рейтинг значительно превышал рейтинг избранного кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания Лоора И.И., поэтому вычеркивание сведений о нем (Рыжаке Е.Н.) из избирательных бюллетеней, осуществленное на основании оспариваемого решения окружной избирательной комиссии от 3 декабря 2011 года N 7/26, не позволило выявить подлинное волеизъявление избирателей, повлияло на результаты выборов и привело к нарушению его избирательных прав, в частности, права быть избранным в Алтайское краевое Законодательное Собрание.
Решением Алтайского краевого суда от 29 февраля 2012 года заявление Рыжака Е.Н. удовлетворено в части: отменено решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 от 3 декабря 2011 года N 7/26, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Рыжака Е.Н. ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении его требований и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. Решение суда оспаривается как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе окружной избирательной комиссии ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований Рыжака Е.Н. как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований Рыжака Е.Н.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 от 29 октября 2011 года N 5/16 Рыжак Е.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 19.
Решением той же избирательной комиссии от 3 декабря 2011 года N 7/26 соответствующим территориальным избирательным комиссиям и участковым избирательным комиссиям поручено обеспечить вычеркивание в избирательном бюллетене для голосования по одномандатному избирательному округу N 19 сведений о кандидате в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 Рыжаке Е.Н.
Из содержания решения комиссии от 3 декабря 2011 года N 7/26 следует, что оно принято в целях исполнения вступившего в законную силу 28 ноября 2011 года решения Алтайского краевого суда от 15 ноября 2011 года, которым признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 от 29 октября 2011 года N 5/16 "О регистрации кандидата в депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 Рыжака Е.Н.", после рассмотрения представленных Рыжаком Е.Н. документов для регистрации и выявления нарушений требований закона к их оформлению.
Разрешая заявление Рыжака Е.Н. в части отмены решения окружной избирательной комиссии от 3 декабря 2011 года N 7/26, суд установил, что основанием для его принятия явилось решение Алтайского краевого суда от 15 ноября 2011 года. Недостатки представленных Рыжаком Е.Н. документов для регистрации, названные в решении комиссии, основанием для принятия ею решения не явились.
Поскольку решение окружной избирательной комиссии от 29 октября 2011 года N 5/16 о регистрации Рыжака Е.Н. было отменено судом как принятое неправомочным составом, на день вступления в силу решения суда (28 ноября 2011 года) у окружной избирательной комиссии сохранялась обязанность по проведению проверки представленных Рыжаком Е.Н. документов для регистрации и принятию решения о его регистрации или отказе в регистрации, и эта обязанность не была исполнена, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Рыжака Е.Н.
С учетом того, что окружная избирательная комиссия в правомочном составе не рассматривала вопрос о регистрации Рыжака Е.Н., суд обоснованно не согласился с ее доводом о невозможности повторного рассмотрения вопроса о регистрации Рыжака Е.Н.
Суд правильно указал в решении, что выбытие из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмена или аннулирование регистрации кандидата после изготовления бюллетеней, о которых речь идет в пункте 17 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 11 статьи 92 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (на эти нормы ссылалась окружная избирательная комиссия в оспариваемом решении от 3 декабря 2011 года N 7/26), в данном случае места не имели, поскольку вопрос о регистрации Рыжака Е.Н. в качестве кандидата в депутаты рассмотрен не был.
По изложенным выше обстоятельствам Судебная коллегия не может согласиться с аналогичными доводами окружной избирательной комиссии, изложенными в апелляционной жалобе в качестве оснований к отмене решения суда.
Судебная коллегия находит правильным решение суда и по требованиям Рыжака Е.Н. об отмене решения Избирательной комиссии Алтайского края от 9 декабря 2011 года N 26/241-6 в части признания состоявшимися и действительными выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19; признании недействительными выборов депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19.
Основаниями для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов являются установленные судом обстоятельства, перечисленные в пункте 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Кроме того, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае незаконного отказа в регистрации кандидата, признанного таковым после дня голосования, другие нарушения избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года).
Отказывая в удовлетворении заявления Рыжака Е.Н. в этой части, суд исходил из того, что им не приведено конкретных обстоятельств, могущих явиться основаниями к отмене решения суда в соответствии с нормами пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Незаконное отстранение Рыжака Е.Н. от участия в выборах суд таковым обстоятельством не признал, правильно указав, что это обстоятельство при отсутствии количественных характеристик степени влияния допущенного нарушения на волеизъявление на выборах нельзя признать свидетельствующим о невозможности выявления подлинного волеизъявления избирателей. При этом суд исходил из того, что избиратели проголосовали за законно зарегистрированных кандидатов в депутаты.
При отсутствии доказательств, о которых говорилось выше, не представляется возможным согласиться с доводом апелляционной жалобы Рыжака Е.Н. о том, что вычеркивание сведений о нем из избирательных бюллетеней по правовым последствиям равнозначно отказу в регистрации кандидата.
Полагая, что выводы суда основаны на законе и соответствуют установленным обстоятельствам дела, не опровергаются доводами апелляционных жалоб, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Рыжака Е.Н. и окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 19 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N 51-АПГ12-4
Текст постановления официально опубликован не был