Основы законодательства ЕврАзЭС об инвестициях (далее - Основы законодательства) - основополагающий правовой акт Евразийского экономического сообщества, устанавливающий единые начала правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности.
1. Принципы осуществления инвестиционной деятельности
Основами законодательства Евразийского экономического сообщества об инвестициях закрепляются принципы осуществления инвестиционной деятельности, к которым относятся:
- неприкосновенность права собственности;
- единство правовых условий осуществления инвестиционной деятельности;
- стабильность прав участников инвестиционной деятельности;
- свобода распоряжения прибылью и ее репатриации;
- свобода движения финансовых потоков;
- информационная открытость инвестиционной деятельности.
2. Основополагающие положения концепции Основ законодательства
2.1. Основы законодательства должны содержать общее понятие инвестиций, инвестиционной деятельности, субъектов инвестиционной деятельности, объектов и форм инвестиционной деятельности, источников инвестиций. При этом названные термины должны определяться с использованием понятийного аппарата, применяемого в гражданском праве.
2.1.1. Общее понятие инвестиции должно содержать детализацию предмета инвестиции (объекты гражданских прав - деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальная собственность) и целей инвестирования (получение не только коммерческого, но и иного значимого результата в виде объекта или части объекта инвестиционной деятельности).
В корреспонденции с инвестиционными преференциями следует классифицировать инвестиции на капитальные, инновационные и социальные.
Предусмотреть создание международных, национальных и региональных инвестиционных фондов, что позволит осуществлять коллективные инвестиции.
2.1.2. Общее понятие инвестиционной деятельности должно отражать последовательность юридически значимых действий иностранного инвестора по внесению инвестиций.
2.1.3. К субъектам инвестиционной деятельности следует относить инвесторов и иных лиц, участвующих в инвестиционной деятельности.
Инвестором признается лицо, осуществляющее вложение предмета инвестиций в объект инвестиционной деятельности, в формах, определенных Основами законодательства, для достижения целей инвестирования.
Инвесторы подразделяются на национальных и иностранных инвесторов. Из числа иностранных инвесторов следует выделить две категории: иностранный инвестор из государства - члена СНГ и иностранный инвестор из государства - участника ЕврАзЭС.
В качестве иностранных инвесторов и иных лиц, участвующих в инвестиционной деятельности, могут выступать физические и юридические лица, в том числе кредитные, страховые и иные финансовые организации.
Иностранным инвестором признается лицо, отвечающее следующим критериям:
- доля участия в уставном (складочном) капитале составляет более 25% и/или
- золотой эквивалент стоимости внесенных инвестиций удовлетворяет требованиям к минимальному размеру инвестиций, установленным по результатам совместных консультаций государств-участников ЕврАзЭС.
К иным лицам, участвующим в инвестиционной деятельности, относятся заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, кредиторы и иные лица. Допускается возможность совмещения функций субъектов инвестиционной деятельности.
Накопленный опыт политических, экономических и правовых взаимосвязей свидетельствует о нецелесообразности участия государства в инвестиционной деятельности в качестве иностранного инвестора, отводя ему регулятивные и контрольные функции.
Участие государства как иностранного инвестора в инвестиционном процессе должно осуществляться на основании соответствующих межгосударственных, межправительственных соглашений.
Правовой основой отношений между субъектами инвестиционной деятельности является инвестиционный договор (контракт), а также иные договоры, заключаемые в процессе осуществления инвестиционной деятельности.
2.1.4. В качестве объектов инвестиционной деятельности следует определить:
- недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
- права пользования природными ресурсами;
- право пользования недрами;
- ценные бумаги, доли участия, целевые банковские вклады, паи;
- интеллектуальная собственность.
2.1.5. Инвестиционная деятельность осуществляется в следующих формах:
- создание юридического лица;
- открытие филиала иностранного юридического лица и наделение его имуществом, необходимым для осуществления инвестиционной деятельности;
- приобретение имущества;
- приобретение имущественных прав;
- приобретение интеллектуальной собственности.
2.1.6. Источниками инвестиций могут являться:
- собственные средства иностранных инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном капитале юридического лица;
- привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитных организаций, иных финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.
3. Единый подход государств к регулированию инвестиционной деятельности
3.1. Единые формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности возможно в следующих формах:
- принятие государственных инвестиционных программ;
- определение приоритетных отраслей экономики для привлечения иностранных инвестиций, на паритетных началах между заинтересованными государствами-участниками ЕврАзЭС;
- предоставление государственных гарантий;
- предоставление концессий;
- заключение с иностранными инвесторами инвестиционных и иных договоров, в том числе в рамках государственных инвестиционных программ;
- защита прав инвесторов;
- проведение эффективной финансовой (бюджетной, налоговой), денежно-кредитной, внешнеэкономической и валютной политики, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат;
- контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении инвестиционной деятельности.
Средства, необходимые для осуществления платежей по выданным государственным гарантиям, предусматриваются в национальном законе о бюджете на очередной финансовый год.
3.2. Создание благоприятного инвестиционного климата осуществляется путем предоставления иностранным инвесторам единых инвестиционных преференций.
К инвестиционным преференциям относятся:
- льготы по уплате налоговых и таможенных платежей;
- льготный таможенный режим;
- государственные натурные гранты.
Система единых инвестиционных преференций носит трехуровневый характер и ориентирована на создание режима наибольшего благоприятствования иностранному инвестору из государства - участника ЕврАзЭС.
I Уровень - иностранный инвестор;
II Уровень - иностранный инвестор из государства - члена СНГ;
III Уровень - иностранный инвестор из государства - участника ЕврАзЭС.
В качестве приоритетных инвестиций признаются инвестиции в инновационные программы, а также инвестиции в развитие IТ-технологий. Государства-участники ЕврАзЭС вправе определять приоритетные направления инвестиционной деятельности на паритетных началах между заинтересованными сторонами.
3.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, разработка государственных инвестиционных программ, заключение концессионных, инвестиционных и иных договоров осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти, наделенным правом государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Орган государственной власти, наделенный правом государственного регулирования инвестиционной деятельности, обеспечивает мониторинг инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов, а также статистический учет иностранных инвесторов на основании их уведомлений, представленных по единой форме.
Орган государственной власти, наделенный правом государственного регулирования инвестиционной деятельности:
- обеспечивает связь между государственными органами и субъектами инвестиционной деятельности;
- консультирует потенциальных иностранных инвесторов по юридическим, экономическим и иным вопросам инвестиционной деятельности;
- предоставляет иностранным инвесторам необходимую информацию, относительно разрешительного порядка осуществления отдельных видов деятельности;
- участвует в разработке предложений по совершенствованию инвестиционного законодательства;
- осуществляет иные функции.
4. Гарантии прав иностранных инвесторов
Основные принципы осуществления инвестиционной деятельности реализуются через систему гарантий прав иностранных инвесторов.
Государство обеспечивает иностранному инвестору неприкосновенность права собственности и гарантирует иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.
Данное обязательство государства означает обеспечение собственникам - иностранным инвесторам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании.
Изъятие имущества в публичных интересах допускается лишь в прямо установленных национальным законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Компенсация стоимости изъятого имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества иностранному инвестору выплачивается в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу национальной валюты по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактического изъятия имущества до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).
Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых иностранным инвесторам, независимо от их формы собственности. Равенство прав выражается в признании за всеми равной правоспособности, соответствующей целям их деятельности.
При осуществлении иностранными инвесторами инвестиционной деятельности признается их специальная правоспособность, основанная на лицензиях, иных правоустанавливающих документах, выданных иностранным государством-участником ЕврАзЭС.
Государство гарантирует стабильность прав иностранного инвестора, что выражается в том, что новая норма инвестиционного законодательства, ухудшающая положение иностранного инвестора, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Иностранный инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе и правом на репатриацию прибыли (дохода) от инвестиционной деятельности.
Реализация этого положения заключается в том, что иностранный инвестор после уплаты предусмотренных национальным законодательством налогов и сборов имеет право на свободное использование прибыли (доходов), в том числе беспрепятственный перевод за пределы Государства прибыли (дохода), полученной на его территории в результате осуществления инвестиционной деятельности.
Государство обеспечивает свободу движения финансовых потоков, что означает беспрепятственный перевод используемых в инвестиционных целях денежных средств и финансовых инструментов в национальной и иностранной валюте на территории Государства и за его пределы без каких-либо ограничений.
Иностранные инвесторы вправе открывать на территории Государства счета в национальной и иностранной валюте.
Иностранные инвесторы в отношении всех платежей, относящихся к инвестированию, имеют право на свободную конвертацию национальной валюты в любую другую валюту.
Все связанные с инвестициями денежные переводы иностранной валюты в Государство и из него осуществляются свободно и беспрепятственно.
Изменения в законодательстве Государства, ограничивающие возможности иностранных инвесторов по денежным переводам в иностранной валюте в Государство и за его пределы могут быть введены только на основании закона с целью предотвращения операций по финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Трудовые отношения в предприятиях с иностранными инвестициями регулируются национальным законодательством. Иностранные инвесторы из государств-участников ЕврАзЭС имеют преимущественное право на привлечение иностранной рабочей силы.
Иностранным инвесторам и привлеченным ими специалистам гарантируются свобода передвижения и упрощенный визовый режим. Иностранный инвестор имеет право на участие в приватизации государственного имущества.
Иностранный инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги, в том числе государственные ценные бумаги, а также осуществлять вложения в иные финансовые инструменты, обращающиеся на территории государств - членов ЕврАзЭС.
Иностранный инвестор вправе обжаловать действие (бездействие) государственных органов и их должностных лиц.
5. Информационная открытость инвестиционной деятельности
Орган государственной власти, наделенный правом государственного регулирования инвестиционной деятельности, обеспечивает доступ к нормативным правовым актам, в том числе ведомственным, регламентирующим или иным образом затрагивающим интересы субъектов инвестиционной деятельности, а также предоставляет им информацию об инвестиционных возможностях и условиях инвестиционной деятельности в Государстве.
Иностранные инвесторы - юридические лица публикуют в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, информацию, обязательную к раскрытию, к которой относятся:
- устав, со всеми внесенными изменениями;
- сведения о составе акционеров (участников);
- списки аффилированных лиц;
- годовая бухгалтерская отчетность.
Субъекты инвестиционной деятельности обеспечивают использование современных IТ-технологий в собственном инвестиционном процессе и текущей хозяйственной деятельности, а также обеспечивают использование электронных средств связи при обмене информацией с органом государственной власти, наделенным правом государственного регулирования инвестиционной деятельности.
6. Рассмотрение инвестиционных споров
При рассмотрении инвестиционных споров действует принцип, согласно которому все неразрешимые разногласия и несоответствия международных и национальных правовых актов толкуются в сторону, благоприятную для иностранного инвестора.
При рассмотрении инвестиционных споров с участием иностранных инвесторов Государство отказывается от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного или арбитражного решения.
Споры между субъектами инвестиционной деятельности, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, подлежат рассмотрению в соответствии с арбитражной оговоркой международным коммерческим арбитражем, находящемся в третьем государстве - участнике ЕврАзЭС, либо в судебных органах по месту нахождения объекта инвестиций в соответствии с национальным процессуальным законодательством или по соглашению сторон третейским судом, в том числе расположенным за пределами Государства.
7. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
Органы государственной власти и их должностные лица несут административную и имущественную ответственность за необеспечение гарантий прав иностранных инвесторов.
Иностранные инвесторы и иные участники инвестиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств в рамках осуществления инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность (обязаны возместить причиненные убытки).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об инвестициях (одобрена постановлением Бюро Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС от 6 апреля 2010 г. N 9)
Текст Концепции официально опубликован не был