Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2012 г. N 4503/12
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ухтинского филиала о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2012 по делу N А82-3433/2011 Арбитражного суда Ярославской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ухтинского филиала (истца) - Кузьмин О.А., Филонов А.В.;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северной железной дороги (ответчика) - Беркалиева А.Ж., Елисеева К.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ухтинского филиала (далее - общество "Газпромтранс", грузополучатель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала - Северной железной дороги (далее - общество "РЖД", перевозчик) о взыскании 52 691 рубля 94 копеек пеней за просрочку доставки порожних вагонов по транспортным железнодорожным накладным N ЭЙ 342241, ЭЙ 646672, ЭЙ 807772, ЭЙ 915052.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2011 в удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у общества "РЖД" (перевозчика) просрочки в доставке порожних вагонов по спорным транспортным железнодорожным накладным, поскольку договорами от 01.03.2010 N 350/8 (далее - договор от 01.03.2010), заключенным между обществом "РЖД" и открытым акционерным обществом "Кольская горно-металлургическая компания" (грузоотправителем; далее - общество "Кольская ГМК"), и от 31.12.2009 N 3-0ГК6-06/10-0078 (далее - договор от 31.12.2009), заключенным между обществом "РЖД" и открытым акционерным обществом "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в лице директора филиала ОАО "ОГК-6" Череповецкая ГРЭС (грузоотправителем; далее - общество "ОГК-6"), увеличены сроки доставки вагонов на три и шесть суток соответственно.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 решение от 15.06.2011 отменено; с общества "РЖД" в пользу общества "Газпромтранс" взыскано 52 691 рубль 94 копейки пеней.
При этом суд исходил из того, что грузоотправители и перевозчик не могут изменять нормативный срок доставки порожних вагонов, которые им не принадлежат, без согласования с грузополучателем (собственником вагонов).
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 25.01.2012 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
Суд указал, что договор перевозки по своей правовой природе является двусторонним договором в пользу третьего лица. В силу пункта 1 статьи 420, пункта 4 статьи 421, статьи 432, пункта 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) грузополучатель не может быть признан стороной договора перевозки грузов. Право согласования сроков доставки груза, отличных (больших) от установленных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), согласно пункту 11 названных Правил предоставлено грузоотправителю и перевозчику.
В подпункте 2.1.1 договора от 31.12.2009, подпункте 1.1.1 договора от 01.03.2010 предусмотрено, что грузоотправитель согласовывает с перевозчиком договорный срок доставки порожних вагонов.
Таким образом, грузоотправители и перевозчик заключили договоры перевозки порожних вагонов с установлением увеличенного срока доставки на три и шесть суток.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество "Газпромтранс" просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
В отзыве на заявление общество "РЖД" просит оставить решение от 15.06.2011 и постановление от 25.01.2012 без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Обществом "РЖД" заключен договор от 31.12.2009 с обществом "ОГК-6" и договор от 01.03.2010 с обществом "Кольская ГМК", согласно условиям которых перевозчик оказывает услуги по перевозке порожних вагонов грузоотправителей в сроки, установленные названными договорами.
На основании подпункта 2.1.1 договора от 31.12.2009 и подпункта 1.1.1 договора от 01.03.2010 грузоотправитель согласовывает с перевозчиком договорный срок доставки груза.
Согласно пункту 3.1 договора от 31.12.2009, пункту 2.1 договора от 01.03.2010 срок доставки на условиях этих договоров между перевозчиком и грузоотправителем определяется из расчета увеличения рассчитанного в соответствии с Правилами N 27 срока доставки.
Судами первой и кассационной инстанций не учтено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передать имущество третьим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом (статья 209 и глава 34 Гражданского кодекса).
Между тем спорные вагоны не принадлежали перевозчику, а грузоотправители (общества "ОГК-6", "Кольская ГМК") также не обладали никакими законными правами на спорный подвижной состав, следовательно, распоряжаться им или передавать к перевозке на условиях, определенных ими самостоятельно, не могли.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса, статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 11 Правил N 27 перевозчик обязан доставить грузы по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Таким образом, грузоотправители и перевозчик могли заключить соглашение по увеличению срока доставки порожних вагонов (груз на колесах), принадлежащих грузоотправителям или перевозчику.
В данном случае имел место возврат порожних вагонов и грузоотправители, а также перевозчик не являлись их владельцами, поэтому они не вправе были заключать соглашение по увеличению сроков доставки не принадлежащих им вагонов.
При названных обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2012 по делу N А82-3433/2011 Арбитражного суда Ярославской области отменить.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Грузополучатель предъявил к перевозчику иск, чтобы взыскать пени за просрочку доставки порожних вагонов. Первая инстанция не удовлетворила требование. Она сослалась на то, что договорами, заключенными между перевозчиком и грузоотправителями, были увеличены сроки доставки вагонов.
Президиум ВАС РФ оставил в силе решение апелляционной инстанции, удовлетворившей иск.
Вагоны не принадлежали перевозчику. Грузоотправители также не обладали никакими законными правами на подвижной состав. Следовательно, они не могли распоряжаться им или передавать к перевозке на условиях, определенных ими самостоятельно.
Перевозчик обязан доставить грузы по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Таким образом, грузоотправители и перевозчик могли заключить соглашение по увеличению срока доставки порожних вагонов (груз на колесах), принадлежащих грузоотправителям или перевозчику.
В спорном случае возвращались порожние вагоны. Грузоотправители и перевозчик не являлись их владельцами. Поэтому они не вправе были заключать соглашение по увеличению сроков доставки не принадлежащих им вагонов.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2012 г. N 4503/12
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 11
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 18.08.2012
Номер дела в первой инстанции: А82-3433/2011
Истец: ООО "Газпромтранс", ООО "Газпромтранс" в лице Ухтинского филиала
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ОАО *Российские железные дороги*
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1963/13
10.07.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 4503/12
14.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4503/12
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5933/11
30.09.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4858/11
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1963/13
10.07.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 4503/12
14.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4503/12
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5933/11
30.09.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4858/11