Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 32-АПГ12-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А., судей Корчашкиной Т.Е. и Задворнова М.В.
при секретаре Амбадыковой Г.А. рассмотрела в судебном заседании дело по иску Левина Н.В. к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 29 марта 2012 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Левин Н.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в период с 1 июля 1993 года по 18 марта 1999 года, то есть до увольнения в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, он проходил военную службу в должности начальника склада роты аэродромно-технического объединения войсковой части ... По мнению истца, занимаемая им в период прохождения службы должность и функциональные обязанности по занимаемой должности относятся ко второй группе работ с химическим оружием, что дает ему право на повышение тарифной ставки должностного оклада на коэффициент 1,5 и, следовательно, на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки с 1 января 2005 года с применением коэффициента 1,5.
Решением Саратовского областного суда от 29 марта 2012 года исковые требования Левина Н.В. удовлетворены в части. За Левиным Н.В. признано право на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 1 января 2005 года. На военный комиссариат Саратовской области возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии Левину Н.В. с 7 ноября 2000 года с учётом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" за период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года с применением коэффициента 1,5, за период с 1 января 2012 года по 29 марта 2012 года включительно- с применением коэффициента 1,25 и установить ему пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 30 марта 2012 года с применением коэффициента 1,25. С военного комиссариата Саратовской области в пользу Левина Н.В. взысканы судебные расходы в размере ... рублей.
В апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Стороны, извещённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части второй статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
Судом установлено, что Левин Н.В. проходил военную службу с 1 июля 1993 года по 11 апреля 1999 года в должности начальника склада роты аэродромно-технического обеспечения войсковой части ..., уволен с военной службы в запас с исключением из списков личного состава этой войсковой части по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Левин Н.В. состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Саратовской области и является получателем пенсии за выслугу лет с 12 апреля 1999 года, размер которой определен без учета надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, занимаемой на момент увольнения.
В соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом "б" статьи 49 указанного Закона установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 названного Федерального закона N 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительствам Российской Федерации.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.
Во исполнение Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25, введенным в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 910-49 в указанное выше постановление внесены изменения, согласно которым Список производств с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, дополнен включением в него войсковой части ..., а Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда дополнен должностью "начальник склада (всех наименований)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 573-27 в приведенное выше постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25 внесены изменения, согласно которым из Списка профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда исключена должность "начальник склада (всех наименований)" и в Список внесена должность "начальник (всех категорий и наименований)".
Согласно Перечню профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым дает право на социальные гарантии, утвержденному 30 апреля 2005 года Министром обороны Российской Федерации и Руководителем Федерального агентства по промышленности Российской Федерации, должность "командир отряда" отнесена ко второй группе работ. В аналогичном Перечне, утвержденном 30 декабря 2007 года, должность "начальник (всех категорий и наименований)" также отнесена ко второй группе работ.
Руководствуясь приведенными нормами, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Левин Н.В., занимавший перед увольнением с военной службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, приобрел право на указанные социальные гарантии с 1 января 2005 года, то есть с момента включения Правительством Российской Федерации войсковой части ... в Список производств с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал за Левиным Н.В. право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 1 января 2005 года и обязал военный комиссариат Саратовской области произвести перерасчёт пенсии Левину Н.В. с учетом повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химически м оружием" за период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года с применением коэффициента 1,5.
Учитывая, что с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствования и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" размер (коэффициент) повышения окладов по воинской (штатной) должности, относящийся ко второй группе работ с химическим оружием, с 1 января 2012 года составляет 1,25, суд обоснованно обязал ответчика произвести перерасчёт пенсии Левину Н.В. за период с 1 января 2012 года по 29 марта 2012 года включительно - с применением коэффициента 1,25 и установить ему пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 30 марта 2012 года с применением коэффициента 1,25.
Довод в апелляционной жалобе о том, что военные комиссариаты сведениями о привлечении военнослужащих в период прохождения ими военной службы к одному из видов деятельности, указанных в постановлении Правительства от 6 июня 2002 года N 386-25, не располагали, в связи с чем их вины в неправильном исчислении пенсии не имеется, не может служить правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Поскольку в силу статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 назначение и выплата пенсии осуществляется пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации, то на военный комиссариат Саратовской области независимо от наличия его вины возлагается обязанность по перерасчету пенсии в соответствии с требованиями законодательства.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Саратовского областного суда от 29 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Горохов Б.А. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Задворнов М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 32-АПГ12-7
Текст определения официально опубликован не был