Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N 78-АПГ12-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ерёменко Т.И., Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сорокина Ю.П. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2012 года,
которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против апелляционной жалобы представителя губернатора Санкт-Петербурга Ксензова А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 20 мая 2009 года принят и губернатором Санкт-Петербурга 21 мая 2009 года подписан Закон Санкт-Петербурга N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", который официально опубликован в издании "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" от 1 июня 2009 года N 12 и в издании "Санкт- Петербургские ведомости" N 97 от 1 июня 2009 года.
Согласно преамбуле к данному закону им определяется форма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге.
Пунктом 1 статьи 1 данного закона установлено, что формой предоставления мер социальной поддержки категориям граждан, указанным в пункте 2 этой же статьи, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге является денежная выплата.
Согласно абзацам 1 и 3 пункта 2 названной статьи указанного закона денежные выплаты предоставляются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Сорокин Ю.П., полагая нарушенными свои права как инвалида, обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного Закона. В обоснование своих требований ссылался на то, что вышеназванные положения Закона Санкт-Петербурга противоречат статьям 17, 28.1, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также не соответствуют определению "социальная поддержка", установленному этим же Федеральным законом.
По мнению заявителя, оспариваемые положения нарушают правила базовой отрасли поведения гражданина по оплате услуг (статьи 452, 779, 781 Гражданского кодекса РФ), а также не соответствуют социальным гарантиям, предусмотренным статьей 400 Гражданского кодекса РФ, и мерам социальной поддержки, установленным статьей 16 Гражданского кодекса РФ.
Также Сорокин Ю.П. считал, что оспариваемые положения противоречат подпунктам "б" и "в" пункта 1 и пункту 5 статьи 1 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из содержания оспариваемого акта, он определяет форму предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге.
Пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 5 этого же Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 17 Федерального закона N 181-ФЗ предоставляет инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидку не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Пунктом 1 Методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861 установлено, что распределение субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных тем же Постановлением Правительства Российской Федерации, форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Проанализировав положения приведенных нормативных правовых актов в их системной взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о том, что форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, исходя из чего законодатель Санкт-Петербурга, приняв оспариваемый акт, предоставленную ему федеральным законом компетенцию не нарушил.
В этой связи является несостоятельным указание в жалобе на нарушение субъектом Российской Федерации своих полномочий принятием названного закона.
Утверждение в жалобе о неправильном толковании судом понятия "социальная поддержка", содержащегося в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не влечет отмену оспариваемого решения.
В статье 2 названного закона термин "социальная поддержка инвалидов" определен как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Законом Санкт-Петербурга от 20 мая 2009 года N 228-45 установлена форма предоставления мер социальной поддержки определенным категориям граждан, имеющим соответствующие социальные гарантии, в том числе инвалидам, что направлено на обеспечение и защиту прав таких граждан, и приведенной норме Федерального закона не противоречит.
Ссылка в жалобе на статью 400 Гражданского кодекса РФ не может быть принята во внимание, поскольку гражданским законодательством спорные отношения не регулируются.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных к спорным отношениям, и не влекут отмену принятого судебного решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сорокина Ю.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ерёменко Т.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. N 78-АПГ12-10
Текст определения официально опубликован не был