Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 августа 2012 г. N 03-04-06/4-233
Вопрос: Банк просит дать разъяснения о практическом применении положений статей 214.1 и 214.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Указанные статьи определяют особенности налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС) в зависимости от вида операции и вида инструмента сделок (вида торгуемого актива).
Статья 214.3 НК РФ устанавливает порядок исчисления налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами. Согласно п. 6 ст. 214.3 НК РФ налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные по операциям РЕПО, уменьшенные на расход в виде процентов по займам, уплаченных по операциям РЕПО. Таким образом, порядок исчисления налоговой базы по операциям РЕПО также однозначно определен.
Одновременно в пп. 12-14 ст. 214.3 НК РФ устанавливаются особенности исчисления доходов и расходов по операциям, связанным с открытием короткой позиции по ценным бумагам в рамках операции РЕПО, а также указывается, что эти доходы и расходы учитываются в порядке, установленном ст. 214.1. Статья 214.3 НК РФ не содержит порядка исчисления отдельной налоговой базы по операциям, связанным с короткой позицией.
Банк полагает, что операции по открытию и закрытию коротких позиций (в рамках сделок РЕПО) в целях исчисления налога на доход физических лиц квалифицируются как операции купли-продажи ценных бумаг. Следовательно, доходы и расходы по коротким позициям, а также финансовый результат по ним учитываются при определении налоговой базы в порядке, установленном ст. 214.1 НК РФ (в разрезе соответствующих категорий ценных бумаг), т.е. отдельная налоговая база по коротким позициям не рассчитывается.
Прошу подтвердить правомерность позиции Банка применительно к финансовым результатам по коротким позициям, исчисляемым с 01.01.2012 г., т.е. после вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 г. N 330-ФЗ, а также к порядку исчисления налоговой базы (в части коротких позиций) в 2011 году.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Банка о применении положений статей 214.1 и 214.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в соответствии со статьей 34.2 Кодекса разъясняет следующее.
Пунктом 14 статьи 214.3 Кодекса установлено, что по операциям, связанным с открытием (закрытием) короткой позиции, определяется налоговая база.
При этом доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются в порядке, установленном статьей 214.1 Кодекса, на дату закрытия короткой позиции.
Применение порядка, установленного статьей 214.1 Кодекса, означает, что при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 14 статьи 214.3 Кодекса используются те же правила, что и установленные в статье 214.1 Кодекса с учетом их применения на дату закрытия короткой позиции.
Таким образом доходы (расходы) при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются при определении отдельной налоговой базы по данным операциям, и не могут включаться в налоговую базу по операциям с ценными бумагами, предусмотренную в статье 214.1 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.