Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 июля 2012 г. N 03-04-08/4-234
Вопрос: Федеральная налоговая служба в связи с поступившей из Министерства внутренних дел Российской Федерации нотой Посольства Республики Ирак в Российской Федерации от 18.01.2012 г. N 17-60 - по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц заработной платы сотрудников Посольства Республики Ирак в Российской Федерации, являющихся гражданами Российской Федерации, сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что под территорией Российской Федерации и иными территориями, находящимися под ее юрисдикцией, понимается территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии со статьей 67 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Согласно пункту 1 статьи 21 Венской конвенции о дипломатических сношениях, заключенной в г. Вене 18.04.1961 г., государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории согласно своим законам помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем.
Таким образом, посольства иностранных государств в Российской Федерации, располагаясь на территории Российской Федерации, находятся под юрисдикцией иностранного государства, что, в свою очередь, не позволяет однозначно отнести, полученные доходы в виде заработной платы сотрудников Посольства Республики Ирак в Российской Федерации, являющихся гражданами Российской Федерации, к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
В этой связи, ФНС России на основании пп. 5 п. 1 статьи 32 и пункта 4 статьи 208 Кодекса просит согласовать проект ответа на ноту Посольства Республики Ирак в Российской Федерации от 18.01.2012 г. N 17-60, либо высказать позицию Министерства финансов Российской Федерации по поставленному вопросу.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо МИД России с приложенной нотой Посольства Республики Ирак в Российской Федерации по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц заработной платы сотрудников Посольства Республики Ирак в Российской Федерации, являющихся гражданами Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса для целей главы 23 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Поскольку Посольство Республики Ирак в Российской Федерации расположено в Москве, соответственно оно находится в Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного вознаграждение, получаемое российскими гражданами за работу по найму в Посольстве Республики Ирак в Российской Федерации, относится к доходам от источников в Российской Федерации.
Статьей 226 Кодекса установлено, что налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи.
Поскольку посольства иностранных государств не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий лиц, они не являются налоговыми агентами для целей главы 23 Кодекса и, соответственно, не имеют обязанностей по удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации сумм налога на доходы физических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктами 2 и 3 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Таким образом граждане Российской Федерации, получающие заработную плату за работу в Посольстве Республики Ирак в Российской Федерации, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц.
По вопросу уплаты страховых взносов следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.