Методические рекомендации
по порядку действий судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительных документов, взыскателем по которым является ФССП России
(утв. Федеральной службой судебных приставов 10 мая 2012 г.)
7 июля 2014 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях оказания практической помощи судебным приставам-исполнителям и старшим судебным приставам при исполнении судебных актов и актов других органов и должностных лиц, взыскателями по которым являются ФССП России и ее территориальные органы.
1.2. В соответствии с положениями статей 112, 113, 114, 116 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) Федеральная служба судебных приставов в лице территориальных органов является взыскателем по следующим видам исполнительных документов:
1.2.1. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора;
1.2.2. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий;
1.2.3. Постановления должностных лиц Федеральной службы судебных приставов о взыскании штрафов, вынесенных на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных судебными приставами-исполнителями.
Изменениями утвержденными ФССП России 7 июля 2014 г. в пункт 1.3 внесены изменения
1.3. В соответствии с приложением N 4 Перечня главных администраторов доходов федерального бюджета к Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Федеральная служба судебных приставов в лице территориальных органов также является взыскателем по постановлениям судебных органов:
1.3.1. О возмещении федеральному бюджету расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;
1.3.2. О взыскании штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о суде и судоустройстве, об исполнительном производстве и судебных штрафов.
II. Порядок предъявления к исполнению исполнительных документов
2.1. В силу положений процессуального законодательства по судебному постановлению судом выдается исполнительный лист либо постановление, срок, порядок предъявления и исполнения которых регулируется соответствующим процессуальным законодательством и Законом.
2.2. По видам исполнительных документов порядок предъявления территориальным органом ФССП России (как взыскателем или представителем ФССП России, являющимся взыскателем) исполнительных документов к принудительному исполнению организуется следующим образом:
2.2.1. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
Согласно части 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
2.2.2. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и о взыскании исполнительского сбора предъявляются к принудительному исполнению в срок, установленный частью 7 статьи 47 Закона.
2.3. При исчислении сроков предъявления исполнительных документов, выдаваемых судами, следует руководствоваться нормами частей 1, 7 статьи 21 Закона, согласно которым данные категории исполнительных документов могут быть предъявлены к исполнению:
в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения;
в течение двух лет со дня вступления судебного акта в законную силу - для судебных актов по делам об административных правонарушениях.
III. Порядок возбуждения отдельных исполнительных производств
3.1. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий имеют статус самостоятельного исполнительного документа и подлежат принудительному исполнению на общих основаниях в порядке, предусмотренном Законом.
3.2. В случае, если денежных средств должника достаточно для погашения требований основного исполнительного документа, а также исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, указанные требования погашаются в рамках основного исполнительного производства. При этом возбуждение отдельных исполнительных производств по постановлениям судебного пристава-исполнителя не требуется.
Изменениями утвержденными ФССП России 7 июля 2014 г. пункт 3.3 изложен в новой редакции
3.3. Судебный пристав-исполнитель в соответствии с частью 7 статьи 47 Закона одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства возбуждает отдельные исполнительные производства по неисполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий в следующих случаях:
3.3.1. При окончании основного исполнительного производства по основаниям:
3.3.1.1. Фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (пункты 1, 2 части 1 статьи 47 и пункт 1 части 15 статьи 103 Закона).
3.3.1.2. Возвращение взыскателю исполнительного документа в порядке пункта 3 части 1 статьи 47 Закона во взаимосвязи с основаниями, предусмотренными пунктами 1, 2, 5, 6 части 1 статьи 46 Закона.
3.3.1.3. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (пункт 8 части 1 статьи 47 Закона).
3.3.1.4. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (пункт 9 части 1 статьи 47 Закона).
3.3.2 При прекращении основного исполнительного производства по основаниям:
3.3.2.1. Смерть взыскателя-гражданина, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства (пункт 1 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 43 Закона).
3.3.2.2. Утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), если возможность исполнения утрачена после истечения срока для добровольного исполнения (пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 43 Закона).
3.3.2.3. Отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю (пункт 3 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 43 Закона).
3.3.2.4. Принятие судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства (пункт 4 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 43 Закона).
3.3.2.5. Утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником (пункт 3 части 2 статьи 43 Закона).
3.3.2.6. Прекращение по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ (пункт 6 части 2 статьи 43 Закона).
3.3.2.7. Замена наказания в виде штрафа за совершенное преступление другим видом наказания (пункт 2 части 14 статьи 103 Закона).
3.3.3. Заявление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с должника исполнительского сбора или расходов по совершению исполнительных действий не требуется.
3.4. Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения по отдельно возбужденным исполнительным производствам, а также окончание таких исполнительных производств осуществляется в общем порядке и в сроки, установленные Законом.
IV. Хранение и учет возбужденных судебными приставами-исполнителями исполнительных производств, взыскателем по которым является ФССП России и ее территориальные органы
4.1. Организация учета, хранения и контроля за повторным возбуждением исполнительных документов, выданных ФССП России, и исполнительных документов, по которым ФССП России выступает взыскателем (главным администратором доходов бюджета), возлагается на начальника отдела - старшего судебного пристава. Общий контроль по данному направлению деятельности осуществляется заместителем руководителя Управления, курирующим вопросы принудительного исполнения,
4.2. Исполнительные производства указанной категории подлежат отдельному учету в Книге учета исполнительных производств, взыскателем по которым является ФССП России (далее - Книга учета).
4.3. Начальник отдела - старший судебный пристав с полугодовой периодичностью проводит мониторинг сведений, указанных в Книге учета, с целью контроля необходимости повторного возбуждения исполнительных производств данной категории.
4.4. Оконченные исполнительные производства указанной категории должны находиться в отдельном месте архивной комнаты, предназначенном для хранения исполнительных производств.
Изменениями утвержденными ФССП России 7 июля 2014 г. Раздел V изложен в новой редакции
V. Возобновление или возбуждение исполнительного производства (если отдельное исполнительное производство ранее не возбуждалось)
5.1. Возобновление (отмена постановления об окончании, прекращении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора или расходов по совершению исполнительных действий) или возбуждение исполнительного производства по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора или расходов по совершению исполнительных действий (если отдельное исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора или расходов по совершению исполнительных действий ранее не возбуждалось) производится в случаях:
5.1.1. Повторного предъявления взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России основного исполнительного документа, по которому ранее велось исполнительное производство.
5.1.2. Возобновления основного исполнительного производства по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя при отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства (часть 3 статьи 43 Закона).
5.1.3. Поступления сведений об изменении имущественного положения должника.
VI. Иные вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов
6.1. При окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель делает на исполнительном документе отметку о взыскании (невзыскании) исполнительского сбора. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 112 Закона исполнительский сбор не взыскивается при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Изменениями утвержденными ФССП России 7 июля 2014 г. пункт 6.2 изложен в новой редакции
В соответствии с частью 3 статьи 44 и частью 5 статьи 47 Закона ограничения, установленные для должника в рамках основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
По аналогии с указанным нормами закона ограничения, установленные для должника в рамках основного исполнительного производства, могут быть сохранены судебным приставом-исполнителем при окончании основного исполнительного производства на основании пункта 1 части 15 статьи 103 Закона и пункта 2 части 14 статьи 103 Закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 80 Закона наложение новых арестов на имущество должника по постановлению о взыскании исполнительского сбора или расходов по совершению исполнительных действий не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3 тыс. рублей.
6.3. При указании ФССП России в исполнительных документах в качестве взыскателя представление интересов ФССП России на стадии исполнительного производства обеспечивают руководители территориальных органов ФССП России, при этом направление в центральный аппарат ФССП России соответствующих процессуальных документов не требуется.
Управление организации
исполнительного производства
Директор Федеральной службы |
А.О. Парфенчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по порядку действий судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительных документов, взыскателем по которым является ФССП России (утв. Федеральной службой судебных приставов 10 мая 2012 г.)
Текст методических опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., N 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения утвержденные ФССП России 7 июля 2014 г.