В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов государственные заказчики и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
Исходя из указанной нормы, необходимый годовой объем размещаемых заказов у субъектов малого предпринимательства определяется в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов от общего объема средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, входящих в Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 237 "Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства" установлен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (далее - Перечень).
Объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не учитывается в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.
При этом в случае, если годовой объем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, составляет менее установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (ста тысяч рублей), государственные и муниципальные заказчики не обязаны осуществлять процедуры, предусмотренные статьей 15 Закона о размещении заказов при условии, что данные заказчики не осуществляют размещение заказа путем проведения торгов, запроса котировок. В случае, если такие заказчики осуществляют размещение заказа путем проведения торгов, запроса котировок, следовательно, соблюдение требований статьи 15 Закона о размещение заказов является обязательным.
По вопросу соответствия товаров, работ, услуг, указанных в Перечне с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг, утвержденным постановлением Госстандарта от 06.08.93 N 17 (далее - ОКДП 004-93) необходимо отметить следующее.
Класс 2200000 "Полиграфическая и печатная продукция" входит в указанный Перечень.
Таким образом, размещение заказов на товары, работы, услуги для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в соответствии с Перечнем возможно на все подклассы, включенные в класс 2200000 ОКДП 004-93.
Вместе с тем, подкласс 5200020 "Обслуживание покупателей при розничной торговле", входящий в класс 5200000 "Услуги по розничной торговле" ОКДП 004-93 не входит в Перечень, следовательно, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика, размещать указанные услуги у субъектов малого предпринимательства неправомерно.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов предмет товаров (работ, услуг) определяется заказчиком самостоятельно, исходя из товаров, работ, услуг входящих в состав размещаемого заказа, в том числе определяется код закупки в соответствии с ОКДП 004-93.
Таким образом, действия заказчика осуществляющего закупку печатной продукции путем указания класса 2200000 "Полиграфическая и печатная продукция" у субъектов малого предпринимательства не является нарушением Закона о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с ОКДП 004-93 в класс 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства" входят такие подклассы как: 4510000 "Услуги по подготовке строительного участка, предшествующие строительству", 4520000 "Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений", 4530000 "Услуги по монтажу оборудования", 4540000 "Услуги по завершению строительства", 4550000 "Услуги по аренде оборудования для строительства и сноса зданий и сооружений с оператором", 4550010 "Аренда грузовых транспортных средств с водителем", 4550020 "Аренда строительных машин и оборудования с оператором", 4560000 "Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции", 4560010 "Технические характеристики строительной продукции [4560100] - [4560487]" ,4560020 "Экономические характеристики строительной продукции [4560500] - [4560624]", 4590000 "Строительные материалы и комплектующие изделия, не включенные в другие группировки", 4590010 "Посыпки, наполнители, прокладки и материалы листовые уплотняющие [4590100] - [4590121]", 4590020 "Средства подмащивания для строительства; опалубка, приспособления для герметизации и замоноличивания стыков и швов [4590200] - [4590220]", а также входящие в вышеуказанные подклассы виды, согласно Перечню.
Таким образом, размещение заказа у субъектов малого предпринимательства на услуги по проведению капитальных ремонтов: кровли здания, системы электроснабжения, системы теплоснабжения, система подачи питьевой воды и водоотведения входят в класс 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства" ОКДП 004-93.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в связи с чем заказчики при определении общей суммы начальных (максимальных) цен размещаемых заказов, подлежащих у субъектов малого предпринимательства, обязаны включать в указанную сумму начальные (максимальные) цены заказов, размещаемых в период с 1 января по 31 декабря текущего года.
Кроме того, при определении объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, заказчик рассчитывает из объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, исходя из общей суммы средств, первоначально выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень, без учета экономии бюджетных средств, полученной после проведения торгов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 15 Закона о размещении заказов начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размещение заказчиком государственных (муниципальных) заказов, начальная (максимальная) цена которых превышает 15 миллионов рублей, если при этом у субъектов малого предпринимательства таким заказчиком размещается менее 1% годового объема товаров, работ, услуг, входящих в Перечень, является нарушением положения статьи 15 Закона о размещении заказов, в связи с чем заказчик подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При заключении многолетнего контракта по итогам размещения заказа у субъектов малого предпринимательства в общем годовом объеме поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг учитывается сумма, указанная в документации о торгах на текущий финансовый год, то есть при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства с суммарным объемом финансирования 15 миллионов на три года с разбивкой по 5 миллионов в год, в общем годовом объеме учитывается только первый год, в котором проведено размещение заказа, а именно: 5 миллионов. Последующие суммы, потраченные на исполнение данного контракта в общем годовом объеме последующих финансовых годов, не учитываются.
При учете размещенных заказов у субъектов малого предпринимательства в общем годовом объеме в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов, необходимо ориентироваться на дату размещения извещения о проведении торгов или запроса котировок.
Заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в перечень (например, общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50 млн. рублей). Исходя из 50 млн. рублей заказчик определяет объем (min объем средств - 10% и max объем средств - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, min объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн. рублей и max объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн. рублей. Следовательно, объем рассчитывается в денежном выражении.
Частью 2 статьи 15 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2 - 4 Закона о размещении заказов, с учетом положений статьи 15 Закона о размещении заказов. Главы 2-4 Закона о размещении заказов содержат, в том числе, порядок действий заказчика в случае признания торгов несостоявшимися.
При этом, в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.05.2006 N 124 "Об утверждении порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)" и положениями Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником торгов, с которым заключается контракт, заявке на участие в торгах и в документации о торгах и при условии, что данное лицо соответствует предусмотренным в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме требованиям частей 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов, а также требованиям к предмету и условиям контракта, в том числе, такое лицо должно соответствовать требованиям документации о торгах о принадлежности его к субъекту малого предпринимательства.
Таким образом, в случае признания торгов, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, несостоявшимися заказчик вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов направить документы на согласование заключения контракта в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти с единственным исполнителем, соответствующим требованиям документации о торгах, в том числе, являющимся субъектом малого предпринимательства.
Частью 2 статьи 45 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлено, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 Закона о размещении заказов.
При этом статьей 44 Закона о размещении заказов установлены требования предъявляемые к котировочной заявке.
В случае размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, извещение о запросе котировок, кроме требований установленных частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, также должно содержать требование о том, что участниками запроса котировок могут быть исключительно лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.
При этом подача котировочной заявки является одной из форм акцепта и означает подтверждение участником размещения заказа своего соответствия требованиям, установленным в извещении о запросе котировок.
Необходимо обратить внимание, что Законом о размещении заказов не предусмотрено дополнительного декларирования участником размещения заказа в составе котировочной заявки на участие в запросе котировок своего соответствия указанным выше требованиям.
Следовательно, извещение о запросе котировок не должно содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе котировочной заявки своего соответствия требованиям установленным к котировочной заявке в статье 44 Закона о размещении заказов, а также подтверждения об отнесении участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства.
Установление в извещении о запросе котировок требований о необходимости декларации участниками размещения заказа в составе котировочной заявки своего соответствия указанным выше требованиям является нарушением статьи 44 Закона о размещении заказов, а также является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Вместе с тем, если при проведении запроса котировок заказчиком, уполномоченным органом, котировочной комиссией будет установлен факт несоответствия участника требованиям, установленным статьей 44 Закона о размещении заказов, данный участник размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов должен быть отстранен от участия в запросе котировок.
Также, в случае, если при проведении запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства будет установлено, что участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, не является субъектом малого предпринимательства, котировочная заявка данного участника размещения заказа подлежит отклонению на основании части 4 статьи 15 Закона о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые вопросы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства. В частности, обращается внимание на следующее.
Закон о госзакупках обязывает заказчиков размещать заказы у субъектов малого бизнеса в размере от 10 до 20% общего годового объема поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для этого проводятся торги, запросы котировок, в которых участвуют такие субъекты.
При этом перечень товаров, работ и услуг для государственный и муниципальных нужд, заказы на которые размещаются у названных субъектов, установлен Правительством РФ.
Необходимый годовой объем размещаемых заказов рассчитывается от общей суммы средств, первоначально выделенных на закупку соответствующих товаров (работ, услуг).
При этом объем товаров (работ, услуг), заказы на поставки (выполнение, оказание) которых размещаются у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не учитывается в общем годовом объеме для вышеназванной цели.
Однако если годовой объем поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащий размещению у субъектов малого бизнеса, менее 100 тыс. руб., заказчики не обязаны учитывать установленные законом особенности участия таких субъектов в размещении заказа. Условие - торги, запрос котировок не проводятся.
Если торги, проводимые среди субъектов малого предпринимательства, признаны несостоявшимися, заказчик вправе направить документы в ФАС России на согласование заключения контракта с единственным исполнителем, отвечающим требованиям документации о торгах (в т. ч. с субъектом малого бизнеса).
Обзор разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2012 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России