Постановление Верховного Суда РФ от 24 июля 2012 г. N 19-АД12-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу Дашдамира о.А. на постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 9 сентября 2011 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 4 октября 2011 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении Дашдамира о.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 9 сентября 2011 г., оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 4 октября 2011 г., Дашдамир о.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Постановлением заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2011 г. жалоба Дашдамира о.А. на указанные судебные постановления оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Дашдамир о.А. просит изменить постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 9 сентября 2011 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 4 октября 2011 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении его по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив из них указание на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Дашдамира о.А. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии со статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечёт назначение административного наказания.
По общему правилу, предусмотренному частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 8 сентября 2011 г. в 11 часов 10 минут в г. Ессентуки в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства было установлено, что гражданин Республики ... Дашдамир о.А. осуществляет трудовую деятельность в качестве продавца, не имея разрешения на работу в Российской Федерации.
В связи с этим 8 сентября 2011 г. инспектором ОУФМС России по Ставропольскому краю в г. Ессентуки в отношении Дашдамира о.А. составлен протокол А N 102039 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом А N 102039 об административном правонарушении (л.д. 3), объяснениями Дашдамира о.А. (л.д. 4), копией паспорта на имя Дашдамира о.А. (л.д. 6), которым дана оценка в совокупности с другими
материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Дашдамира о.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Дашдамир о.А., не оспаривая факта совершения им административного правонарушения, предусмотренного статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылается на то, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его право на уважение семейной жизни.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьёзного вмешательства со стороны государства в осуществление Дашдамиром о.А. права на уважение семейной жизни.
Санкция статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Мотивы, свидетельствующие о действительной необходимости назначения Дашдамиру о.А. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, судьёй Ессентукского городского суда Ставропольского края в постановлении от 9 сентября 2011 г. не приведены.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что на территории Российской Федерации Дашдамир о.А. проживает и ведёт совместное хозяйство с гражданкой Российской Федерации Алиевой И.Э. (л.д. 19). Согласно представленной в Верховный Суд Российской Федерации копии свидетельства о рождении ... у Дашдамира о.А. и Алиевой И.Э. ... г. родилась дочь - Алиева М.А.
Из представленных документов также следует, что 8 октября 2011 г. между Дашдамиром о.А. и Алиевой И.Э. заключён брак.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дашдамира о.А. судьёй Ессентукского городского суда Ставропольского края в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сведения о личности лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно не исследовались.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
С учётом таких обстоятельств постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 9 сентября 2011 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 4 октября 2011 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении Дашдамира о.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путём исключения из них указания на назначение Дашдамиру о.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу Дашдамира о.А. удовлетворить.
Постановление судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 9 сентября 2011 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 4 октября 2011 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении Дашдамира о.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить путём исключения из них указания на назначение Дашдамиру о.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части данные судебные постановления оставить без изменения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 24 июля 2012 г. N 19-АД12-7
Текст постановления официально опубликован не был