Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 48-АПГ12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Беспаловой З.Д. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талевлина А.А. о признании недействующими (в части) постановлений Законодательного Собрания Челябинской области от 23 июня 2011 г. N 461 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" и от 29 сентября 2011 г. N 584 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" и признании утратившими силу некоторых постановлений Законодательного Собрания Челябинской области" по апелляционной жалобе Талевлина А.А. на решение Челябинского областного суда от 26 марта 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Талевлина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Законодательного Собрания Челябинской области Бовиной Л.В., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1969 г. N 29 "Об охране памятников природы в области" Челябинский городской лесопарк объявлен памятником природы областного значения.
В приложении N 2 к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 57 "О порядке использования памятников природы Челябинской области" в Список памятников природы Челябинской области Челябинский лесопарк включён как Челябинский (городской) бор, расположенный на территории г. Челябинска.
Постановлением губернатора Челябинской области от 15 мая 2001 г. N 252 "Об установлении охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" созданы охранные зоны памятников природы - Челябинского (городского) и Каштакского боров.
Границы памятника природы - Челябинского (городского) бора и его охранные зоны установлены постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 171 "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) (приложение 1) и Каштакского (приложение 2) боров". В соответствии с данным актом (в редакции постановлений Законодательного Собрания Челябинской области от 25 марта 2004 г. N 1164, от 27 сентября 2007 г. N 836, от 24 апреля 2008 г. N 1142, от 29 октября 2009 г. N 2008) общая площадь в границах памятника природы Челябинского (городского) бора составила 1179,64 га, площадь охранной зоны - 225,39 га.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 24 декабря 2009 г. N 2091 "О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" изменена площадь охранной зоны памятника природы - Челябинского (городского) бора, определена её площадь - 224 га, а также изменены её границы.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2010 г. N 2132 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" утверждён перечень координат характерных точек границ памятника природы - Челябинского (городского) бора и его охранной зоны, изменены его границы, в результате чего площадь памятника природы уменьшена с 1179,64 га до 1166,96 га, а площадь его охранной зоны увеличена с 224 га до 233,48 га. Законность этого акта подтверждена вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 21 мая 2010 г.
23 июня 2011 г. Законодательным Собранием Челябинской области принято постановление N 461 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров", официально опубликованное в газете "Южноуральская панорама" 2 августа 2011 г., N 191 (спецвыпуск N 51).
Названным актом внесены следующие изменения в постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2001 г. N 171 "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров":
1) пп. 1-2 исключены;
2) в п. 3 слова "памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров и их охранных зон" заменены словами "памятника природы Челябинской области Каштакского бора и его охранной зоны";
3) приложение 4 исключено.
29 сентября 2011 г. Законодательным Собранием Челябинской области принято постановление N 584 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" и признании утратившими силу некоторых постановлений Законодательного Собрания Челябинской области", официально опубликованное в газете "Южноуральская панорама" 15 октября 2011 г., N 252 (спецвыпуск N 59).
Указанным документом внесены изменения в постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28 июня 2011 г. N 171, а именно исключено приложение 1 (подп. 4 п. 1) и признаны утратившими силу:
п. 1 постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 25 марта 2004 г. N 1164 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" и приложение 1 к указанному постановлению;
п. 3 постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 27 сентября 2007 г. N 836 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон и режима использования территорий охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров";
постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24 декабря 2009 г. N 2091 "О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров";
постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2010 г. N 2132 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" (п. 2).
Талевлин А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пп. 1 и 3 постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 23 июня 2011 г. N 461 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров", подп. 4 п. 1, п. 2 постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 29 сентября 2011 г. N 584 "О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Челябинской области "Об установлении границ, охранных зон памятников природы Челябинской области - Челябинского (городского) и Каштакского боров" и признании утратившими силу некоторых постановлений Законодательного Собрания Челябинской области", сославшись на то, что оспариваемые нормы противоречат п. 4 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 4 ст. 12, п. 4 ст. 18, ст. 25 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 30 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 г. N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" и нарушают его право на благоприятную окружающую среду.
Челябинским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение просит в апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Суд, отказывая в признании недействующими оспариваемых норм региональных актов, пришёл к выводу, что они приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и не противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющим большую юридическую силу.
Этот вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Отношения в вышеуказанной сфере регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).
На основании ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (ст. 25). Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 2). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по объявлению природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения, утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (п. 3 ст. 26).
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного ст. 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Судом установлено, что 29 сентября 2011 г. Законодательным Собранием Челябинской области также принято постановление N 610 "Об утверждении границ памятника природы Челябинской области Челябинского (городского) бора и его охраной зоны". В связи с этим доводы заявителя о том, что оспариваемыми постановлениями отменены границы памятника природы и размер его охранной зоны и, таким образом, юридически памятник природы "Челябинский городской бор" упразднён, признаны несостоятельными.
Установлено, что принятие упомянутых выше актов обусловлено необходимостью выполнения законодательства Российской Федерации. Отделом кадастрового учёта земельных участков и государственного земельного контроля по г. Челябинску и Сосновскому району Управления Росреестра по Челябинской области при проведении кадастрового учёта выявлены расхождения и ошибки, не позволившие провести кадастровый учёт по утверждённым ранее границам. После принятия оспариваемых по данному делу актов, а также постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 29 сентября 2011 г. N 610 сведения о Челябинском (городском) боре внесены в государственный кадастр недвижимости решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 декабря 2011 г. И это обстоятельство заявителем не оспаривается.
В ходе разбирательства по делу судом не установлено нарушений федерального и регионального законодательства при принятии оспариваемых постановлений. Доводы апелляционной жалобы о наличии таких нарушений не нашли своего подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом (ст. 330 ГПК РФ) в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 26 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Талевлина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Беспалова З.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 48-АПГ12-2
Текст определения официально опубликован не был