Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ рассмотрела предложения Банка России по внесению изменений в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), разработанные с целью обеспечения развития перевода электронных денежных средств как формы безналичных расчетов, в том числе при использовании предоплаченных карт в качестве электронного средства платежа.
Предлагаемые изменения Закона N 161-ФЗ предоставят клиентам кредитных организаций дополнительные возможности по осуществлению переводов электронных денежных средств с использованием предоплаченных карт, которые в соответствии с Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (в редакции Указания Банка России от 10 августа 2012 года N 2862-У) относятся к категории электронных средств платежа, предназначенных для осуществления перевода электронных денежных средств.
Однако считаем возможным сообщить, что по тексту Законопроекта имеется ряд замечаний.
1. Из текста предложений Банка России о внесении изменений в часть 2 статьи 7 Закона N 161-ФЗ не представляется возможным определить, кем должны переводиться денежные средства клиенту - физическому лицу. Также неясен механизм такого перевода. Полагаем, что действующая редакция части 2 статьи 7 Закона N 161-ФЗ не запрещает клиенту самостоятельно предоставлять денежные средства оператору по переводу денежных средств, в том числе, и полученные им в порядке перевода от третьих лиц.
В этой связи предлагаем часть 2 статьи 7 Закона N 161-ФЗ изложить в следующей редакции:
"2. Клиент - физическое лицо может пополнять свой остаток электронных денежных средств следующими способами:
- путем внесения оператору электронных денежных средств наличных денег;
- путем перевода денежных средств с принадлежащего ему банковского счета, открытого у любого оператора перевода денежных средств;
- путем совершения перевода денежных средств без открытия счета;
- совершения перевода электронных денежных средств.
Остаток электронных денежных средств клиента - физического лица может быть пополнен также за счет средств, переводимых клиенту третьими лицами с их банковских счетов, путем совершения ими переводов денежных средств без открытия счета, а также путем совершения ими переводов электронных денежных средств.".
2. В случае принятия предлагаемых Банком России изменений в части 10 и 11 статьи 7 Закона N 161-ФЗ, в части исключения общего срока осуществления переводов электронных денежных средств, данная статья должна быть дополнена нормой о конкретных сроках его исполнения по аналогии с частью 5 статьи 5 Закона N 161-ФЗ.
3. Считаем, что нормы, содержащиеся в части 20 и 21 статьи 7 Закона N 161-ФЗ (в редакции предложений Банка России) о возможности выдачи наличных денежных средств физическому лицу, использующему неперсонифицированное электронное средство платежа, противоречат пункту 1.4 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), из которого следует, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводится при осуществлении только перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
Таким образом, указанное исключение не распространяется на выдачу наличных денежных средств.
Полагаем, что в случае выдачи наличных денег по предоплаченной карте, кредитная организация должна провести идентификацию клиента -физического лица.
В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в Закон N 115-ФЗ либо дополнить Закон N 161-ФЗ соответствующими правилами о порядке и условиях проведения идентификации в случае выдачи наличными остатка по неперсонифицированным электронным средствам платежа, и, соответственно, перехода в этом случае неперсонифицированного электронного средства платежа в режим персонифицированного.
4. Из предложенных Банком России изменений в части 4 и 5 статьи 10 Закона N 161-ФЗ не представляется возможным сделать вывод, на какую дату должен использоваться официальный курс Банка России при расчете возможной суммы остатка электронных денежных средств. По нашему мнению, в части 5 статьи 10 Закона N 161-ФЗ целесообразно установить, что в этом случае должен применяться официальный курс Банка России, установленный на дату уменьшения остатка электронных денежных средств клиента.
Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены Банком России при доработке изменений в Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 30 августа 2012 г. N А-02/5-511 "О предложениях Банка России о внесении изменений в Закон о национальной платежной системе"
Текст письма официально опубликован не был