Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 39-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Курской области о признании недействующими отдельных положений разделов V и VI Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области на 2012 год, утверждённой постановлением Администрации Курской области от 23 декабря 2011 года N 711-па по апелляционной жалобе Администрации Курской области на решение Курского областного суда от 18 апреля 2012 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Администрации Курской области по доверенности Лукьянчиковой С.А., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Администрации Курской области от 23 декабря 2011 г. N 711-па утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области на 2012 год (далее - Программа).
Раздел V Программы предусматривает нормативы объёма медицинской помощи по её видам в единицах объёма на одного человека в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - на одного застрахованное лицо, указывая их средние показатели отдельно для амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, а также для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, и для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях.
Абзацами 2, 3, 4, 5 раздела VI Программы предусмотрены нормативные финансовые затраты на единицу объёма медицинской помощи на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи); на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров; на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях.
В этом же разделе установлены подушевые нормативы финансового обеспечения, отражающие размер бюджетных ассигнований и средств обязательного медицинского страхования, необходимых для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчёте на одного человека в год, за счёт средств обязательного медицинского страхования на одно застрахованное лицо в год без учёта расходов федерального бюджета (абзацы 9, 10, 11).
Прокурор Курской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими приведённых положений Программы, ссылаясь на то, что установленные нормативы не соответствуют нормативам Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856, так как являются заниженными, что нарушает право граждан, проживающих в Курской области, на получение бесплатной медицинской помощи.
Обжалуемым решением Курского областного суда от 18 апреля 2012 г. заявленные прокурором Курской области требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Курской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, полагая, что субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учётом дефицита финансового обеспечения, а также особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта.
Относительно апелляционной жалобы прокурором Курской области поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 81 (пункт 1) Федерального закона от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2012 г., в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно пункту 18 статьи 100 названного Федерального закона реализация территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, определяющей содержание Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 (далее - Федеральная программа).
Разделами IV и V Федеральной программы установлены нормативы объёма медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.
Как следует из содержания раздела I Федеральной программы, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счёт доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) определять в территориальной программе дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи при условии финансового обеспечения территориальной программы с учётом предусмотренных названной Программой соответствующих нормативов.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью территориальной программы может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объёма финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Аналогичное положение содержится и в пункте 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Анализ указанных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, поскольку дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи определяются с учётом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов.
В связи с изложенным суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими нормативы объёма медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, сделал правильный вывод об установлении Администрацией Курской области перечисленных нормативов в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
При таком положении следует согласиться с выводом суда первой инстанции о противоречии оспариваемых норм Территориальной программы требованиям федерального законодательства.
Довод апелляционной жалобы Администрации Курской области о том, что субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учётом дефицита финансового обеспечения, а также особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций, не может явиться основанием к отмене решения суда, так как право такой корректировки предусмотрено только в отношении нормативов объёма медицинской помощи (последний абзац IV раздела), и не означает правомерность установления нормативов по оказанию бесплатной медицинской помощи в меньшем размере по сравнению с Федеральной программой.
Федеральная программа устанавливает средние нормативы оказания медицинской помощи бесплатно, которые как государственная гарантия равного права на получение всеми гражданами в Российской Федерации такой помощи не могут быть уменьшены субъектом Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, следовательно, также не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Курского областного суда от 18 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Пирожков В.Н. |
Судьи: |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 39-АПГ12-3
Текст определения официально опубликован не был