Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 51-АПГ12-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гурова В.В. на решение Алтайского краевого суда от 9 апреля 2012 г. об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 4 раздела II краевой целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 г., утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 590 (в редакции постановления Администрации Алтайского края от 27 декабря 2011 г. N 773).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного постановления N 590 следует читать как "от 29 декабря 2010 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гуров В.В. обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим абзаца 4 раздела II краевой целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 г., утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 590 (в редакции постановления Администрации Алтайского края от 27 декабря 2011 г. N 773), изложенного в следующей редакции:
"Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют многодетные молодые семьи, воспитывающие трёх и более детей, и молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетной организации не менее пяти лет и продолжают свою деятельность в этих организациях.".
Противоречие приведённого положения Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Гуров В.В. усматривал в том, что региональный законодатель неправомерно установил по данной программе преимущества работникам бюджетной сферы.
Администрация Алтайского края возражала против удовлетворения заявления Гурова В.В.
Решением Алтайского краевого суда от 9 апреля 2012 г. заявление Гурова В.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гуров В.В. просит решение отменить, как вынесенное с нарушением материального и процессуального права, вынести новое решение, которым удовлетворить его заявление в полном объёме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу положений подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путём предоставления им социальных выплат (разделы 1-6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы).
Согласно приведённым федеральным правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
В целях федеральных правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункты 21-22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учётом объёма субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утверждённого списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 24).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утверждённом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утверждённые списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой (пункт 26).
Таким образом, основными принципами реализации данной подпрограммы являются добровольность участия в этой подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы, возможность для молодых семей реализовать своё право на получение поддержки за счёт средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий только один раз.
В целях реализации задач данной подпрограммы субъект Российской Федерации осуществляет исключительно организационные полномочия - сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту Российской Федерации; определение ежегодно объёма бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы; отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике, утверждаемой нормативными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям; отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников подпрограммы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья (при необходимости); определение исполнителей подпрограммы в субъектах Российской Федерации; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией подпрограммы на региональном и муниципальном уровнях; обеспечение освещения цели и задач подпрограммы в региональных средствах массовой информации; проведение мониторинга реализации подпрограммы на региональном уровне, подготовку информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику подпрограммы.
Анализ оспариваемых Гуровым В.В. положений во взаимосвязи с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (с последующими изменениями), приводит к выводу о том, что региональный законодатель, утверждая краевую долгосрочную программу "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 г. и в этой связи предусматривая преимущественное право на получение социальной выплаты, тем самым поставил в неравное положение участников данной подпрограммы, что свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом, что означает одинаковый подход, правовое равенство при решении вопроса о правах граждан, а также об условиях реализации приобретённых прав, одинаковое позитивное действие системы законодательства.
Очевидно, что при таком положении Судебная коллегия находит доводы заявителя о незаконности оспариваемой им региональной нормы обоснованными, а выводы суда о соответствии федеральному законодательству оспариваемого положения, напротив, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорное правоотношение и имеющего большую юридическую силу.
Поскольку неправильное применение материального права является основанием для отмены решения в апелляционном порядке, Судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Гурова В.В. в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 9 апреля 2012 г. отменить, вынести новое решение, которым заявление Гурова В.В. удовлетворить, признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего определения абзац 4 раздела II краевой целевой программы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 г., утверждённой постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 590 (в редакции постановления Администрации Алтайского края от 27 декабря 2011 г. N 773), изложенного в следующей редакции: "Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют многодетные молодые семьи, воспитывающие трёх и более детей, и молодые семьи, в которых оба супруга или один из них являются работниками бюджетной сферы, имеют стаж работы в бюджетной организации не менее пяти лет и продолжают свою деятельность в этих организациях".
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 51-АПГ12-8
Текст определения официально опубликован не был