Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 78-АПГ12-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Анишиной В.И.
при секретаре Завражнове М.Ю.
по докладу судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., рассмотрев в судебном заседании от 18 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Сергеева Д.В. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 3 мая 2012 года, которым его заявление о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 129-3 от 4 декабря 2011 года оставлено без удовлетворения, установила:
Сергеев Д.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с вышеуказанным заявлением.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что 4 декабря 2011 года, в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва, ему был вручен избирательный бюллетень неустановленной формы: другого цвета, качества печати, с меньшим числом степеней защиты от подделок, без специальной металлизированной марки, данных о тираже и т.д. Выдача такого бюллетеня была произведена участковой избирательной комиссией на основании оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, что лишило его активного избирательного права.
Санкт-Петербургский городской суд, признав оспариваемое решение избирательной комиссии законным и обоснованным, решением от 3 мая 2012 года в удовлетворении требований заявителю отказал.
Согласившись с выводами суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым вместе с этим отметить следующее.
Согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям.
В соответствии с пунктом 12 статьи 63 этого же Федерального закона комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
Как следует из материалов настоящего дела, в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва на ряде избирательных участков до окончания времени для голосования закончились избирательные бюллетени, что создало угрозу массового нарушения активного избирательного права граждан, включая заявителя, и вызвало их справедливое возмущение.
В целях предотвращения таких нарушений в день голосования Санкт-Петербургской избирательной комиссией было принято решение о выдаче территориальным избирательным комиссиям дополнительного количества бюллетеней с защитной сеткой, но без специальных знаков (марок), что и повлекло обращение заявителя в суд.
При этом в ходе судебного разбирательства было установлено, что подобная ситуация сложилась в результате ненадлежащего распределения территориальными избирательными комиссиями бюллетеней для голосования, в нарушение требований пункта 9 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга от 15 июня 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" не сформировавших соответствующих резервов бюллетеней, а также отсутствия соответствующего контроля за таким распределением со стороны Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает важным обратить внимание Санкт-Петербургской избирательной комиссии на необходимость неукоснительного исполнения ею, нижестоящими избирательными комиссиями установленной федеральным законом (п. 3 ст. 20 67-ФЗ) обязанности по обеспечению реализации и защиты избирательных прав граждан и принятие соответствующих мер, исключающих наступление приведённых выше обстоятельств.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
председателю Санкт-Петербургской избирательной комиссии обратить внимание на необходимость неукоснительного соблюдения ею, избирательными комиссиями Санкт-Петербурга норм избирательного законодательства в целях недопущения впредь нарушений прав и законных интересов граждан.
О принятых мерах предлагается сообщить в Верховный Суд Российской Федерации в месячный срок.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 78-АПГ12-14
Текст определения официально опубликован не был