Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 августа 2012 г. N 03-03-06/1/441
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики во исполнение поручения рассмотрел письмо по вопросу учета расходов в виде процентов и сообщает следующее.
В целях совершенствования финансового климата в отечественной экономике предлагается рассмотреть вопрос об отмене в целях налогообложения прибыли нормирования процентов по займам и кредитам, полученным в иностранной валюте, либо по уравниванию системы нормирования для рублевых и валютных займов и кредитов.
Следует отметить, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что к внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 269 НК РФ в целях главы 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом принимается с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
С 1 января 2013 года при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ.
Следует отметить, что коэффициенты, установленные статьей 269 НК РФ для целей определения предельного размера расходов в виде процентов, должны учитывать проводимую денежно-кредитную политику.
При этом основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрено рассмотрение вопроса об изменении порядка учета расходов в виде процентов с учетом совершенствования норм о контроле за трансфертным ценообразованием.
В связи с этим вопрос о совершенствовании порядка учета расходов в виде процентов как по долговым обязательства, выраженным в рублях, так и по долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте, будет рассмотрен в рамках вышеуказанных основных направлений налоговой политики Российской Федерации.
Директор Департамента |
И.B. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Во внереализационные расходы включаются затраты в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. К последним относятся кредиты (в т. ч. товарные и коммерческие), займы, банковские вклады и счета, другие заимствования.
Указанные проценты признаются расходом, если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Для плательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли размер процентов сравнивается с процентами по обязательствам, выданным в том же месяце.
По выбору организации, а также при отсутствии других долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предусматривается следующая предельная величина процентов, признаваемых расходом. С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. она признается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза (для долговых обязательств в рублях). По обязательствам в инвалюте предельная величина процентов равна произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 (с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г).
С 1 января 2013 г. при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предусматривается следующая предельная величина процентов, признаваемых расходом. По долговым обязательствам в рублях она принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза. По обязательствам в инвалюте указанная величина составляет 15%.
Отмечается, что названные коэффициенты должны учитывать проводимую денежно-кредитную политику.
Основными направлениями налоговой политики России на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. предусмотрено рассмотрение вопроса об изменении порядка учета расходов в виде процентов с учетом совершенствования норм о контроле за трансфертным ценообразованием.
Разъяснено, что в рамках данных направлений будет рассмотрен вопрос о совершенствовании порядка учета процентов как по долговым обязательствам в рублях, так и в инвалюте.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 августа 2012 г. N 03-03-06/1/441
Текст письма официально опубликован не был