Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2012 г. N 74-АПГ12-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим (в части) Закона Республики Саха (Якутии) от 10 ноября 2011 г. 976-З N 837-IV "О Счётной палате Республики Саха (Якутия)" по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2012 г., которым признаны недействующими ч. 5 ст. 7, ст. 17 названного нормативного акта. В остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими ч. 5 ст. 7, ст. 17, ч. 1 ст. 20 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2011 г. 976-З N 837-IV "О Счётной палате Республики Саха (Якутия)", сославшись на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части признания недействующими ч. 5 ст. 7, ст. 17 оспариваемого нормативного правового акта и принятии в этой части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), указывая на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Судом установлено, что отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Также установлено, что 10 ноября 2011 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) 976-З N 837-IV "О Счётной палате Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия), опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости" 30 ноября 2011 г., N 82.
Частью 5 ст. 7 этого Закона установлено, что председатель Счётной палаты, заместитель председателя Счётной палаты, аудиторы Счётной палаты Республики Саха (Якутия) досрочно освобождаются от должности на основании решения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в случае: вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении их; признания их недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; подачи письменного заявления об отставке; нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на них должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении проголосует большинство от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия); выявления обстоятельств, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 6 данного Закона.
Суд, признавая недействующей ч. 5 ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия), пришёл к правильному выводу о несоответствии приведённой нормы п. 6 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ, как не содержащей одного из предусмотренных федеральным актом оснований досрочного освобождения от должности - достижения предельного возраста пребывания в ней.
Нельзя согласиться с утверждением о том, что указанное основание досрочного освобождения от должности не распространяется на председателя, заместителя, аудиторов Счётной палаты Республики Саха (Якутия). Как правильно отмечено судом в решении, нормы права, приведённые в поддержку представителем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) этого довода, регламентируют иные, не являющиеся предметом спора по данному делу отношения.
Статьёй 17 Закона Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что проверяемые органы и организации обязаны представлять в Счётную палату по её запросам информацию, необходимую для обеспечения деятельности Счётной палаты (ч. 1). Органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, организации, в отношении которых Счётная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностные лица в десятидневный срок обязаны представлять в Счётную палату по её запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ч. 2). При осуществлении Счётной палатой контрольных мероприятий проверяемые органы и организации должны обеспечить должностным лицам Счётной палаты возможность ознакомления с управленческой и иной отчётностью и документацией, документами, связанными с формированием и исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия), использованием государственной собственности Республики Саха (Якутия), информационными системами, используемыми проверяемыми организациями, и технической документацией к ним, а также иными документами, необходимыми для выполнения Счётной палатой её полномочий (ч. 3). Непредставление или несвоевременное представление в Счётную палату по её запросу информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объёме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) (ч. 4).
Признавая недействующей ст. 17 Закона Республики Саха (Якутия), суд правомерно исходил из вывода о том, что данная норма противоречит ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ, в соответствии с которой контрольно-счётные органы не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если ранее таковые уже были им представлены. В оспариваемой норме регионального акта такой запрет отсутствует.
Суд проверил и признал несостоятельным довод о том, что нет необходимости в законе субъекта Российской Федерации приводить норму федерального законодательства в полном объёме. Как правильно указал суд, частичное воспроизведение федеральных положений приводит к иному правовому регулированию на региональном уровне, что не допускается законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
Судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Что касается решения суда об отказе в признании недействующей ч. 1 ст. 20 Закона Республики Саха (Якутия), то с этой частью судебного постановления стороны согласны и его не обжалуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2012 г. N 74-АПГ12-10
Текст определения официально опубликован не был