Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2012 г. N 36-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Смоленской области о признании недействующей части 3 статьи 14 Областного закона Смоленской области от 3 мая 2005 г. N 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" по апелляционной жалобе Смоленской областной Думы на решение Смоленского областного суда от 17 мая 2012 г., которым заявление и.о. прокурора Смоленской области удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 апреля 2005 г. Смоленской областной Думой принят и 3 мая 2005 г. подписан Главой администрации Смоленской области Областной закон Смоленской области N 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" (далее - Областной закон).
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Смоленская газета" 12 мая 2005 г., N 19; "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 25 мая 2005 г., N 5 (часть II), с. 27.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Областного закона лицу, замещающему не менее одного года должность государственной гражданской службы Смоленской области категории "Б", в день увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта выплачивается единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности государственной гражданской службы Смоленской области.
Исполняющий обязанности прокурора Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 3 статьи 14 Областного закона, ссылаясь на статьи 4, 6, 52 и 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающие принципы гражданской службы, в том числе принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, и предусматривающие взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; пункт 9 статьи 31 названного Федерального закона, предусматривающий выплату гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, без выплаты выходного пособия; статью 53 этого же Закона, предусматривающую возможность установления гражданским служащим дополнительных государственных гарантий только в период прохождения государственной гражданской службы.
Поскольку оспариваемой нормой Областного закона установлена дополнительная гарантия гражданских служащих Смоленской области после прекращения государственной гражданской службы, она, по мнению прокурора, не соответствует федеральному законодательству.
Представитель Смоленской областной Думы заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы, регулируемые оспариваемой нормой, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, норма принята субъектом в рамках собственных полномочий и федеральному законодательству не противоречит.
Решением Смоленского областного суда от 17 мая 2012 г. заявление и.о. прокурора Смоленской области удовлетворено, часть 3 статьи 14 Областного закона признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Смоленской областной Думы просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного Кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 32 часть 4) граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Предметом регулирования указанного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ).
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 5, статья 2 Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Особенности организации и правового регулирования государственной гражданской службы Смоленской области определяются оспариваемым Областным законом, частью 3 статьи 14 которого предусмотрено, что лицу, замещающему не менее одного года должность государственной гражданской службы Смоленской области категории "Б", в день увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта выплачивается единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности государственной гражданской службы Смоленской области.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером осуществляемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять посредством специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы.
Необходимость предоставления государственным гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта, определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя.
Вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Как следует из положений статьи 53 указанного Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на: 1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; 2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ; 4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 5) иные государственные гарантии.
Из правового анализа указанного выше законодательства следует, что дополнительные государственные гарантии предоставляются только в период прохождения службы гражданским служащим.
Оспариваемой нормой Областного закона предусмотрена дополнительная государственная гарантия в виде единовременной выплаты лицу, в связи с увольнением с государственной гражданской службы Смоленской области в виду с истечения срока действия срочного служебного контракта, т.е. после прекращения государственной гражданской службы.
Однако, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих при увольнении с гражданской службы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что правовое регулирование, содержащее в части 3 статьи 14 Областного закона осуществлено субъектом Российской Федерации с превышением предоставленной компетенции. При этом суд исходя из единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения, принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, установленных статьями 4, 6 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, пришел к правильному выводу о том, что установление Областным законом единовременной выплаты лицу, в связи с увольнением с государственной гражданской службы Смоленской области в виду с истечения срока действия срочного служебного контракта, противоречит федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Смоленского областного суда от 17 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленской областной Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2012 г. N 36-АПГ12-4
Текст определения официально опубликован не был