Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2012 г. N 36-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Смоленской области о признании недействующей статьи 13 Областного закона Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" по апелляционной жалобе Смоленской областной Думы на решение Смоленского областного суда от 17 мая 2012 г., которым заявление и.о. прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2007 г. Смоленской областной Думой принят и 29 ноября 2007 г. подписан Губернатором Смоленской области Областной закон Смоленской области N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (далее - Областной закон).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", 5 декабря 2007 г., N 11 (часть II), с. 6.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Областного закона Главе Администрации муниципального образования, замещающему данную должность не менее одного года, при оставлении им должности в день увольнения выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы. В указанной части под оставлением Главой Администрации муниципального образования должности понимается истечение срока действия контракта, а также досрочное прекращение полномочий в случае расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Главы Администрации муниципального образования в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти Смоленской области.
Частью 2 статьи 13 Областного закона установлено, что лицу, замещающему не менее одного года должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального образования, в день увольнения в связи с истечением срока действия срочного трудового договора, заключенного на срок полномочий Главы муниципального образования, выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы.
Исполняющий обязанности прокурора Смоленской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 13 Областного закона, ссылаясь на её противоречие статьям 6 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не представляющим субъекту Российской Федерации права устанавливать гарантии муниципальным служащим, после освобождения от занимаемых должностей.
По мнению прокурора, установленное в оспариваемой статье Областного закона правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации с превышением полномочий.
Представитель Смоленской областной Думы заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы, регулируемые оспариваемой нормой, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе был осуществить данное регулирование и принятые нормы федеральному законодательству не противоречат.
Решением Смоленского областного суда от 17 мая 2012 г. заявление и.о. прокурора удовлетворено, статья 13 Областного закона признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Смоленская областная Дума просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного Кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76).
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему (пункт 1).
При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации (пункт 2).
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (пункт 3).
Отдельные вопросы, связанные с поступлением на муниципальную службу в Смоленской области и прохождением муниципальной службы в Смоленской области урегулированы оспариваемым Областным законом.
Из анализа приведенного законодательства следует, что вопросы установления основных и дополнительных гарантий муниципальным служащим урегулированы Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, которыми не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для муниципальных служащих при увольнении с муниципальной службы.
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, статьи 6 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации, сопоставив их со статьей 13 Областного закона, предусматривающей дополнительные гарантии за счет средств местного бюджета в виде единовременной выплаты при освобождении от занимаемой должности Главы Администрации муниципального образования, а также лицу, замещающему не менее одного года должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального образования, введены с нарушением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в сфере правового регулирования муниципальной службы субъекта Российской Федерации.
При этом суд исходил из того, что установленные оспариваемыми нормами дополнительные гарантии предоставляются после увольнения с муниципальной службы, что не предусмотрено федеральным законодательством и создает преимущества определенным категориям муниципальных служащих, в данном случае Главе Администрации муниципального образования и лицу, замещающему не менее одного года должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального образования, и выходит за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации. Кроме того, оспариваемой нормой нарушен принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации), предусматривающий, в частности, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Полагая, что субъектом Российской Федерации правовое регулирование, содержащееся в статье 13 Областного закона, осуществлено с превышением полномочий, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Смоленского областного суда от 17 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленской областной Думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2012 г. N 36-АПГ12-3
Текст определения официально опубликован не был