Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Золотых О.А.,
при участии представителей ООО "Цифровая Лаборатория" Макеева С.А., Зиновьева В.Н., представителя Министерства образования Ставропольского края Емцовой О.А., представителей ООО "Группа компаний "Школьный проект" Денисюка М.Е., Суворовой О.А., представители ОАО "Единая электронная торговая площадка", Комитета Ставропольского края по государственному заказу на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Цифровая Лаборатория" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования Ставропольского края (далее - Заказчик), Комитета Ставропольского края по государственному заказу (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку комплектов учебно-наглядных пособий, оборудования учебного для образовательных учреждений Ставропольского края в 2012 году в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования для государственных нужд Ставропольского края (номер извещения 0121200002812002753) (далее - Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
1. Объединение Заказчиком, Уполномоченным органом в один лот поставки функционально и технологически несвязанных между собой товаров, а именно: учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для кабинетов химии, физики, биологии и начальных классов, приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в документации об Аукционе в электронной форме требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта.
3. Размещенное Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в электронной форме содержит ограничения для ознакомления с ним участниками размещения заказа.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в электронной форме, документацией об Аукционе в электронной форме:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 417 100 000 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 11.07.2012;
3) на заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что на участие в Аукционе в электронной форме подано 3 заявки от участников размещения заказа.
1. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объединение в один лот комплектов учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для кабинетов химии, физики, биологии и начальных классов функционально и технологически взаимосвязаны. Основная часть комплекта, состоит из взаимосвязанного и однотипного оборудования: интерактивные доски, компьютеры, штативы, лабораторное оборудование. При формировании объема поставки Заказчик исходил из потребностей организации и ведения процесса обучения в образовательных учреждениях Ставропольского края.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие, что объединение в один лот комплектов для поставки для кабинетов физики, химии, биологии и начальных классов ограничивают количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что объединение Заказчиком, Уполномоченным органом в один лот поставки функционально и технологически несвязанных между собой товаров, а именно: учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для кабинетов химии, физики, биологии и начальных классов, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что согласно приложению N 2 к техническому заданию документации об Аукционе в электронной форме и пункту 3.6 проекта контракта участник размещения заказа должен в течение 20 дней обеспечить поставку товаров, являющихся предметом Аукциона в электронной форме в адрес 417 учебных учреждений, что, по мнению Заявителя, является излишним требованием к наличию у участника размещения заказа производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 3.6 проекта контракта и приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе в электронной форме требования являются требованиями к наличию у участника размещения заказа производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов и ограничивают количество участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в документации об Аукционе в электронной форме требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
Частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов установлено, что официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является Официальный сайт.
В соответствии с частями 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положений, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
При этом пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 (далее - Требования), установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что размещенное Заказчиком на Официальном сайте приложение N 1 к техническому заданию содержит фоновый рисунок, ограничивающий возможность участникам размещения заказа ознакомления с указанным приложением к техническому заданию, что является нарушением части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
При этом согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказа запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем 13.08.2012 на адрес электронной площадки направлен запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Вместе с тем, размещенное Заказчиком, Уполномоченным органом 13.08.2012 на Официальном сайте разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не содержит информативного разъяснения по существу вопроса, содержащегося в указанном запросе Заявителя, что является нарушением части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, оператор электронной площадки, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Вместе с тем Заказчиком, Уполномоченным органом не представлена на заседание Комиссии документация об Аукционе в электронной форме, утвержденная Заказчиком, Уполномоченным органом в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов, что является нарушением части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Цифровая Лаборатория" обоснованной в части размещения Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте приложения N 1 к техническому заданию, содержащему ограничения для ознакомления с ним участниками размещения заказа.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 7 статьи 16, части 4 статьи 41.7, части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об аннулировании торгов.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю материалы дела от 16.08.2012 N К-1580/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
члены Комиссии: |
Д.С. Рахмедов |
|
Ю.А. Черкасова |
|
M.К. Крылова |
|
О.А. Золотых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2012 г. N К-1580/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 21 августа 2012 г. N ГЗ/02699)
Текст решения официально опубликован не был