Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минтранса РФ
от 21 августа 2012 г. N 327
Изменения,
вносимые в Нормы безопасности НБ ЖТ ТМ 02-98 "Металлопродукция для железнодорожного подвижного состава. Нормы безопасности":
1. Раздел 1 таблицы 1 изложить в следующей редакции:
2. Из пунктов 2.3 и 2.4 раздела 2 "Бандажи черновые для локомотивов и моторвагонного подвижного состава" исключить требования к стали марки 3.
3. В пункте 2.3 раздела 2 "Бандажи черновые для локомотивов и моторвагонного подвижного состава" в требованиях к стали марки 4 для показателя "ванадий" значение "0,03" заменить значением "0,15".
4. В пункте 2.6 раздела 2 "Бандажи черновые для локомотивов и моторвагонного подвижного состава" наименование сертификационного показателя изложить в виде "Стрела прогиба при копровом испытании или однократном статическом сдавливании, мм, не менее".
5. В разделе 3 "Оси для подвижного состава железных дорог" в графе 2 все ссылки на "ГОСТ 30272" и "ГОСТ 30237" заменить одной ссылкой на "ГОСТ 31334", в графе 4 ссылки на "СТ ССФЖТ ТМ 152" и "СТ ССФЖТ ТМ 153" заменить ссылкой "Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории)".
6. Пункт 3.1.2 раздела 3 изложить в следующей редакции:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.1.2 Химический состав, % |
|
|
|
|
углерод |
ГОСТ 4728 |
0,40-0,53 |
ГОСТ 22536.0 |
Измерительный контроль |
марганец |
То же |
0,55-1,00 |
То же |
|
кремний |
-"- |
0,10-0,40 |
-"- |
То же |
фосфор, не более |
-"- |
0,040 |
-"- |
-"- |
сера, не более |
-"- |
0,040 |
-"- |
-"- |
никель, не более |
-"- |
0,30 |
-"- |
-"- |
хром, не более |
-"- |
0,30 |
-"- |
-"- |
медь, не более |
-"- |
0,25 |
-"- |
-"- |
алюминий, не более |
-"- |
0,035 |
-"- |
-"- |
7. Пункт 3.1.5 раздела 3 изложить в следующей редакции:
8. Раздел 18 таблицы 1 изложить в следующей редакции:
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18. Центры колесные катаные для электровозов и тепловозов
| ||||
18.1 Геометрические размеры: |
|
|
|
|
разность ширины и разность толщины обода, не более, мм |
Устанавливается настоящими Нормами |
3 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Измерительный контроль |
разность толщины диска по периметру, не более, мм |
То же |
3 |
То же |
То же |
эксцентриситет ступицы, не более, мм |
-"- |
4 |
-"- |
-"- |
18.2 Химический состав, % |
|
|
|
|
марка М* |
|
|
|
|
углерод |
Устанавливается настоящими Нормами |
0,17-0,42 |
ГОСТ 22536.0 |
Измерительный контроль |
марганец |
0,60-1,60 |
То же |
||
кремний |
0,25-0,52 |
-"- |
То же |
|
фосфор, не более |
То же |
0,035 |
-"- |
-"- |
сера, не более |
-"- |
0,030 |
-"- |
-"- |
никель, не более |
-"- |
0,30 |
-"- |
-"- |
медь, не более |
-"- |
0,30 |
-"- |
-"- |
хром, не более |
-"- |
0,50 |
-"- |
-"- |
ванадий, не более |
-"- |
0,15 |
-"- |
-"- |
марка С* |
|
|
|
|
углерод |
Устанавливается настоящими Нормами |
0,42-0,56 |
ГОСТ 22536.0 |
Измерительный контроль |
марганец |
0,67-1,15 |
То же |
||
кремний |
0,28-0,53 |
-"- |
То же |
|
фосфор, не более |
То же |
0,030 |
-"- |
-"- |
сера |
-"- |
0,005-0,025 |
-"- |
-"- |
никель, не более |
-"- |
0,32 |
-"- |
-"- |
медь, не более |
-"- |
0,27 |
-"- |
-"- |
хром, не более |
-"- |
0,31 |
-"- |
-"- |
ванадий, не более |
-"- |
0,16 |
-"- |
-"- |
18.3 Механические свойства стали диска: |
|
|
|
|
марка М |
|
|
|
|
временное сопротивление, |
Устанавливается настоящими Нормами |
490 |
Испытания |
|
относительное удлинение, %, не менее |
20 |
То же |
То же |
|
относительное сужение, %, не менее |
То же |
30 |
-"- |
-"- |
ударная вязкость при температуре плюс 20°С, |
-"- |
50 |
-"- |
|
ударная вязкость при температуре минус 60°С, |
-"- |
25 |
То же |
-"- |
марка С |
|
|
|
|
временное сопротивление, |
Устанавливается настоящими Нормами |
720 |
Испытания |
|
относительное удлинение, %, не менее |
Устанавливается настоящими Нормами |
15 |
Испытания |
|
относительное сужение, %, не менее |
То же |
25 |
То же |
То же |
ударная вязкость при температуре плюс 20°С, |
-"- |
35 |
-"- |
|
ударная вязкость при температуре минус 60°С, |
-"- |
25 |
То же |
-"- |
18.4 Макроструктура |
|
|
|
|
флокены, расслоения, трещины, завернувшиеся и утонувшие корочки, остатки усадочной раковины, недопустимая ликвация |
Устанавливается настоящими Нормами |
Не допускаются |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Визуальный контроль |
18.5 Неметаллические включения в стали обода, средний балл, не более |
|
|
|
|
сульфиды |
Устанавливается настоящими Нормами |
2,5 |
ГОСТ 1778 (метод Ш1) |
Визуальный контроль с применением оптических средств |
силикаты хрупкие |
То же |
2 |
-"- |
|
силикаты пластичные |
-"- |
2 |
-"- |
|
оксиды строчечные |
-"- |
1 |
-"- |
|
оксиды точечные |
-"- |
2 |
-"- |
|
силикаты недеформирующиеся |
-"- |
2,5 |
-"- |
|
18.6 Число циклов нагружения без образования усталостной трещины в центре при нагрузке 650 кН, не менее |
Устанавливается настоящими Нормами |
( |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
* Допускается изготовление центров из стали с другим химическим составом при условии соответствия требованиям пунктов 18.3-18.6 настоящих Норм |
9. Раздел 19 таблицы 1 изложить в следующей редакции:
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19. Колеса для пассажирских локомотивов, моторных и немоторных вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава
| ||||
19.1 Геометрические размеры и качество поверхности |
|
|
|
|
разность толщины диска по периметру колеса, мм, не более |
ГОСТ 10791 |
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Измерительный контроль |
для |
|
2 |
|
|
для |
|
1 |
То же |
|
отклонение от круглости по кругу катания, мм, не более |
То же |
|
|
|
для |
|
0,25 |
То же |
То же |
для |
|
0,1 |
-"- |
-"- |
шероховатость поверхностей (кроме поверхности отверстия ступицы) Rz/Ra, мкм, не более |
-"- |
|
|
|
для |
|
80/12,5 |
-"- |
Визуальный контроль |
для |
|
40/6,3 |
-"- |
|
19.2 Химический состав, %* |
Устанавливается настоящими Нормами |
|
|
|
углерод, не более |
0,66 |
ГОСТ 22536.0 |
Измерительный контроль |
|
марганец, не более |
1,25 |
То же |
||
кремний, не более |
То же |
0,68 |
-"- |
То же |
фосфор, не более |
-"- |
0,035 |
-"- |
-"- |
сера, не более |
-"- |
0,030 |
-"- |
-"- |
никель, не более |
-"- |
0,32 |
-"- |
-"- |
медь, не более |
-"- |
0,33 |
-"- |
-"- |
хром, не более |
-"- |
0,32 |
-"- |
-"- |
ванадий, не более |
-"- |
0,17 |
-"- |
-"- |
молибден, не более |
-"- |
0,08 |
-"- |
-"- |
19.3 Макроструктура |
|
|
|
|
флокены, расслоения, трещины, завернувшиеся и утонувшие корочки, остатки усадочной раковины, недопустимая ликвация |
ГОСТ 10791 |
Не допускаются |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Визуальный контроль |
19.4 Остаточные напряжения (сходимость обода после радиальной разрезки), мм |
ГОСТ 10791 |
1-5 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
19.5 Механические свойства |
|
|
|
|
временное сопротивление стали обода, |
Устанавливается настоящими Нормами |
880-1110 |
Испытания |
|
относительное удлинение стали обода, %, не менее |
То же |
8 |
То же |
То же |
относительное сужение стали обода, %, не менее |
|
14 |
-"- |
-"- |
твердость обода на глубине 30 мм от поверхности катания, НВ, не менее |
-"- |
248 |
-"- |
|
разница твердости обода на глубине 30 мм по периметру колеса, НВ, не более |
-"- |
30 |
То же |
-"- |
ударная вязкость KCU стали обода при температуре плюс 20°С, |
-"- |
|
|
|
для |
|
20 |
-"- |
|
для |
|
30 |
То же |
-"- |
ударная вязкость KCU стали диска при температуре плюс 20°С, |
-"- |
|
|
|
для |
|
20 |
-"- |
-"- |
для |
|
30 |
-"- |
-"- |
ударная вязкость KCU стали диска при температуре минус 60°С, |
-"- |
|
|
|
для |
|
15 |
-"- |
-"- |
для |
|
20 |
-"- |
-"- |
19.6 Неметаллические включения в стали обода, средний балл, не более |
|
|
|
|
сульфиды |
|
|
|
|
для |
ГОСТ 10791 |
2 |
ГОСТ 1778 (метод Ш1) |
Визуальный контроль с применением оптических средств |
для |
То же |
1,5 |
То же |
|
силикаты хрупкие |
|
|
|
|
для |
-"- |
2 |
-"- |
|
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
То же |
силикаты пластичные |
|
|
|
|
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
оксиды строчечные |
|
|
|
|
для |
-"- |
1 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
1 |
-"- |
-"- |
оксиды точечные |
|
2,5 |
|
|
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
|
-"- |
-"- |
силикаты недеформирующиеся |
|
|
|
|
для |
-"- |
2,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
2 |
-"- |
-"- |
19.7 Предел выносливости диска при усталостных испытаниях с циклическим радиальным нагружением на базе 5 млн циклов, кН, не менее |
Устанавливается настоящими Нормами |
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
|
|
|
400 |
Испытания |
|
|
|
510 |
То же |
|
19.8 Вязкость разрушения стали обода на расстоянии 20 мм от поверхности катания, |
|
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
|
|
ГОСТ 10791 |
50 |
Испытания |
|
|
-"- |
70 |
То же |
|
* Допускается изготовление колес из стали с другим химическим составом при условии соответствия требованиям пунктов 19.3-19.8 настоящих Норм |
10. Раздел 20 таблицы 1 изложить в следующей редакции:
Наименование сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие требования к сертификационному показателю |
Нормативное значение сертификационного показателя |
Нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля, испытаний) сертификационного показателя |
Регламентируемый способ подтверждения соответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20. Чистовые оси и полуоси для пассажирских локомотивов, моторных и немоторных вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава
| ||||
20.1 Геометрические размеры и качество поверхности |
Устанавливается настоящими Нормами |
Не допускаются |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Визуальный контроль |
риски и волосовины на галтелях | ||||
шероховатость подступичной части, шейки, зон посадки зубчатых колес и редукторных подшипников (кроме заходного конуса) Ra, мкм, не более | ||||
для |
То же |
1,6 |
То же |
То же |
для |
-"- |
0,8 |
-"- |
-"- |
шероховатость средней части Ra, мкм, не более |
|
|
|
|
для |
-"- |
3,2 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
2,5 |
-"- |
-"- |
20.2 Химический состав, %* |
Устанавливается настоящими Нормами |
|
|
|
углерод, не более |
0,53 |
ГОСТ 22536.0 |
Измерительный контроль |
|
марганец, не более |
1,00 |
То же |
||
кремний, не более |
То же |
0,40 |
-"- |
То же |
фосфор, не более |
-"- |
0,040 |
-"- |
-"- |
сера, не более |
-"- |
0,040 |
-"- |
-"- |
хром, не более |
-"- |
1,20 |
-"- |
-"- |
медь, не более |
-"- |
0,30 |
-"- |
-"- |
молибден, не более |
-"- |
0,30 |
-"- |
-"- |
никель, не более |
-"- |
0,30 |
-"- |
-"- |
ванадий, не более |
-"- |
0,06 |
-"- |
-"- |
20.3 Макроструктура |
|
|
|
|
остатки усадочной раковины, рыхлости, флокены, расслоения, трещины, пузыри, инородные металлические и шлаковые включения |
ГОСТ 31334 |
Не допускаются |
ГОСТ 10243 |
Визуальный контроль |
20.4 Микроструктура |
Устанавливается настоящими Нормами |
5 |
Визуальный контроль с применением оптических средств |
|
средний размер зерна, балл, не менее | ||||
20.5 Неметаллические включения в стали оси, средний балл, не более |
Устанавливается настоящими Нормами |
|
|
Визуальный контроль с применением оптических средств |
сульфиды |
|
|
||
для |
То же |
2,5 |
ГОСТ 1778 (метод Ш1) |
|
для |
|
1,5 |
То же |
То же |
силикаты хрупкие |
|
|
|
|
для |
-"- |
2,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
силикаты пластичные |
|
|
|
|
для |
-"- |
2,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
оксиды строчечные |
|
|
|
|
для |
-"- |
2,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
оксиды точечные |
|
|
|
|
для |
-"- |
2,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
силикаты недеформирующиеся |
|
|
|
|
для |
-"- |
2,5 |
-"- |
-"- |
для |
-"- |
1,5 |
-"- |
-"- |
20.6 Механические свойства стали оси |
Устанавливается настоящими Нормами |
|
|
|
временное сопротивление, |
580-800 |
Испытания |
||
относительное удлинение, %, не менее |
18 |
То же |
То же |
|
предел текучести, |
То же |
300 |
-"- |
-"- |
ударная вязкость KCU в продольном направлении при температуре плюс 20°С, |
-"- |
|
|
|
для |
-"- |
34 |
-"- |
|
для |
-"- |
40 |
То же |
-"- |
20.7 Прозвучиваемость оси в продольном направлении (затухание ультразвуковых волн на частоте 2,5 МГц), дБ, не более** |
ГОСТ 31334 |
46 |
ГОСТ 31334 |
Неразрушающий контроль |
20.8 Предел выносливости оси в зоне галтели шейки при симметричном циклическом нагружении на базе 5 млн циклов, МПа, не менее |
Устанавливается настоящими Нормами |
195 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
20.9 Циклическая вязкость разрушения (живучесть) стали оси при испытании на изгиб, |
Устанавливается настоящими нормами |
|
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
|
для |
60 |
Испытания |
||
для |
80 |
То же |
||
20.10 Увеличение поверхностной твердости после накатки по сравнению с исходной твердостью, %, не менее (при наличии требований в нормативных документах) |
Устанавливается настоящими нормами |
15 |
Аттестованная методика аккредитованного испытательного центра (лаборатории) |
Испытания |
* Допускается изготовление осей из стали с другим химическим составом при условии соответствия требованиям пунктов 20.3-20.9 настоящих Норм ** Для полых осей и полуосей значение сертификационного показателя устанавливается до выполнения отверстия в теле оси |
11. В таблице 2 слово "б/о" заменить словами "Без ограничения".
12. В таблице 2 ссылки на "ГОСТ 10791-89 и ГОСТ 9036-88", "ГОСТ 398-96", "ГОСТ 4728-96", "ГОСТ 30272-96 и ГОСТ 302737-96" заменить соответственно на следующие ссылки:
Обозначение НД |
Наименование НД |
Кем утверждена, год утверждения |
Срок действия |
ГОСТ 10791-2011 |
Колеса цельнокатаные. Технические условия |
ЕАСС, 2011 |
Без ограничения |
Бандажи черновые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия |
ЕАСС, 2010 |
Без ограничения |
|
Заготовки осевые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия |
ЕАСС, 2010 |
Без ограничения |
|
ГОСТ 31334-2007 |
Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия |
МГС, 2007 |
Без ограничения |
Приказом Росстандарта от 5 июня 2015 г. N 564-ст взамен ГОСТ 31334-2007 с 1 ноября 2015 г. введен в действие ГОСТ 33200-2014 "Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия" для добровольного применения в РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.