Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2011 г. N Д05-1016
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
За последние годы (2006-2009) был принят ряд мер, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности в России.
В дальнейшем основным вектором налоговой политики должно являться реализация стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, модернизацию существующих и повышение инновационной активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов. Меры налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их востребованности экономическими субъектами, а также возможностью эффективного администрирования.
В частности, предлагаются следующие меры:
- распространение льготной ставки страховых платежей в размере 14% на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи России), проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов технико-внедренческих особых экономических зон;
- освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации компаний и использования современного энергоэффективного оборудования;
- освобождение от налога на прибыль организаций дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
- освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения;
- освобождение от налога на прибыль организаций отчислений в пределах 3-5% от выручки в "фонд" предстоящих расходов на НИОКР (для госкомпаний обязательно, для остальных добровольно);
- оптимизация механизма администрирования расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5;
- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
Отмена с 1 января 2010 года единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовала переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011-2014 годов для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, резиденты технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранен действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26 %. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального Развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов.
На основании изложенного для получения более подробной информации считаем целесообразным обратиться в Минздравсоцразвития России (127994, г. Москва, Рахмановский пер., д.3).
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по расширению перечня видов деятельности, для которых предусмотрен переходный период по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также по источникам покрытия выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов. Решение по данному вопросу будет принято в течении 2011 года.
В настоящее время ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации готовится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект).
Целью законопроекта является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и устранение внутренних противоречий, в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.
Основные положения законопроекта состоят в следующем.
Упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента предлагается выделить в отдельную главу "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
С 1 января 2014 года налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исключается из перечня специальных налоговых режимов.
Законопроектом предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог).
С 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога, исключаются:
розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
По указанным видам предпринимательской деятельности с 1 января по 31 декабря 2012 года устанавливается ограничение по среднесписочной численности работников в размере 50 человек.
Согласно законопроекту патентная система налогообложения вводится в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Так, перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, переработан (по сравнению с действующим перечнем): виды предпринимательской деятельности, указаны укрупненными позициями, дополнительно включены новые виды деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах минимального (100 тыс. рублей) и максимального их размеров (500 тыс. рублей). Предусмотрена ежегодная индексации ограничений на коэффициент-дефлятор.
Переход на патентную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.
Патент действует на территории одного субъекта Российской Федерации и выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 10 человек, с годовым оборотом до 60 млн. рублей.
Налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента.
Законопроектом устанавливается, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками патентной системы налогообложения, могут осуществлять наличные денежные, расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В период 2012 - 2014 годов одновременно будут действовать патентная система налогообложения и единый налог на вмененный доход, при этом виды предпринимательской деятельности, на которые распространяются указанные системы налогообложения, во многом совпадают, в связи с чем законопроектом предусмотрено самостоятельное право выбора налогоплательщиком между данными специальными режимами налогообложения.
Такой подход позволит во время переходного периода провести анализ применения налогоплательщиками патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход, оценить динамику перехода налогоплательщиков с одной системы налогообложения на другую и, в случае необходимости, вернуться к рассмотрению вопроса о сроках отмены единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В настоящее время государством принимаются меры, направленные на увеличение объемов кредитования, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Минэкономразвития России с 2006 года реализуется Программа создания региональных фондов поручительств (гарантийных фондов) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и предполагает предоставление на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для формирования таких гарантийных фондов.
В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют 72 гарантийных фонда с общей капитализацией на начало текущего года около 21 млрд. рублей.
Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется Внешэкономбанком через ОАО "Российский банк развития" (далее - ОАО "РосБР") по двум направлениям: через банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки (микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, факторинговые и лизинговые компании, региональные венчурные фонды).
Получить финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствуют стандартам (условиям) кредитования малого и среднего предпринимательства.
В целях получения информации о конкретных условиях предоставления кредита, а также банках-участниках, необходимо обратиться непосредственно в ОАО "РосБР" (119034, г. Москва, 1-ый Зачатьевский переулок, дом 3, строение 1, www.rosbr.ru).
Также отмечаем, что в целях обеспечения стабильности банковской системы ряду банков предоставлены субординированные кредиты (Газпромбанк, Банк ВТБ, Россельхозбанк и другим кредитным организациям), что создает дополнительные возможности для кредитования предприятий.
Для получения кредитных средств на развитие производства, а также для погашения ранее предоставленных кредитов можно обратиться также в иные кредитные организации.
Также сообщаем, что дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно получить на "Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства" по адресу: http://www.smb.gov.ru.
Заместитель директора |
В.Ю. Мельников |
Одновременно сообщаем, что сумма помощи при открытии собственного дела (58800 рублей) соответствует максимальному размеру пособия по безработице за 12 месяцев. При этом данная сумма освобождена от уплаты налога на доходы физических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2011 г. N Д05-1016
Текст письма официально опубликован не был