Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 мая 2011 г. N Д06-2384
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам соотношения кадастровой и рыночной стоимостей, создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) и сообщает следующее.
Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, функции по осуществлению официального толкования и разъяснения законодательства Российской Федерации за Минэкономразвития России не закреплены, в связи с чем изложенная позиция Департамента не является обязательной для правоприменителя и носит исключительно рекомендательный характер.
1. В отношении соотношения кадастровой и рыночной стоимостей.
Редакцией пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), было установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 167-ФЗ внесено изменение в положение пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, в соответствии с действующей редакцией которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кроме того, обращаем внимание, что при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.
При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке (в соответствии с пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила), действовавшим до вступления в силу постановления Правительства от 30 июня 2010 г. N 478 "О внесении изменения в правила проведения государственной кадастровой оценки земель", государственная кадастровая оценка земель проводилась не чаще одного раза в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет), а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
2. В отношении создания комиссии.
Возможность пересмотра кадастровой стоимости в комиссии введена пунктом 7 статьи 1 Федерального закона N 167-ФЗ и предусмотрена статьей 24.19 действующей редакции Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Типовые требования к порядку создания и работы комиссии утверждены приказом Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69, который вступит в силу после его государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На текущий момент указанный приказ Минэкономразвития России находится на стадии государственной регистрации.
Следует отметить, положения Федерального закона N 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Таким образом, возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в комиссии, по мнению Департамента, распространяется исключительно на результаты определения кадастровой стоимости, полученные после истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ и договоры на проведение которой были заключены после истечения указанного срока.
Вместе с тем, пунктом 12 Правил установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, по мнению Департамента, в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, а также результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение государственной кадастровой оценки, заключенных до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, но определенных после истечения указанного срока, порядка оспаривания, отличного от судебного, соответствующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Врио директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 мая 2011 г. N Д06-2384
Текст письма официально опубликован не был