Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2011 г. N Д06-1904
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу увеличения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав, в том числе садоводческих объединений и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Государственная кадастровая оценка земель Московской области проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Государственная кадастровая оценка земель первого и второго туров садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области осуществлялась в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307, предполагающей использование рыночных данных при определении кадастровой стоимости.
Следует отметить, что со времени проведения первого тура государственной кадастровой оценки земель прошел значительный промежуток времени, в течение которого существенно увеличилась рыночная стоимость земельных участков Московской области.
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно отличаться.
Дополнительно отмечаем, что статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.
Следует отметить, что указанной статьей определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Дополнительно сообщаем, что типовые требования к порядку создания и работы комиссии утверждены приказом Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69, который вступит в силу после его государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, пунктом 12 Правил установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база по земельному налогу (далее - налог) определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 387 Налогового кодекса налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса при установлении налога учитывается также фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
С учетом изложенного в целях снижения налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные органы муниципальных образований.
Кроме того, ввиду того, что в соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере налоговой деятельности, в адрес Минфина России направлен запрос с целью получения позиции о возможности снижения предельного уровня ставки по земельному налогу для отдельных видов земельных участков, установленного в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса в размере 0,3%, и отмены льгот, указанных в обращении (копия прилагается).
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Заместитель директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2011 г. N Д06-1904
Текст письма официально опубликован не был