Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о правах на земельный участок и сообщает следующее.
1. Постановление правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 150-ПП "О комплексном развитии территорий упраздненных и существующих деревень, поселков и коллективных садов в границах города Москвы" не является решением о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", согласно которому решение о резервировании должно содержать:
- цели и сроки резервирования земель;
- реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
- ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
- сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Кроме того, к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2-3. Земельный участок, в отношении которого принято решение о резервировании, не изымается из оборота, и, следовательно, правообладатель такого земельного участка вправе распоряжаться им по своему усмотрению в установленных законом пределах.
Закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота, приведен в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельные участки считаются изъятыми в силу закона, при наличии на них перечисленных в пункте 4 указанной статьи объектов. Решение об изъятии их из оборота не может быть принято.
Одновременно отмечаем, что в обращении имеет место смешение различных по своему содержанию понятий "изъятие земельного участка из оборота" и "изъятие земельного участка у его правообладателя". Последнее возможно в исключительных случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации и предполагает прекращение прав собственника, землепользователя или землевладельца в отношении изымаемого земельного участка в целях дальнейшего его использования для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельного участка из оборота предполагает ограничение прав распоряжения таким земельным участком, т.е. он не может быть предоставлен в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 апреля 2011 г. N Д23-1427 "О содержании прав на земельный участок"
Текст письма официально опубликован не был