Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.М. Лямина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.М. Лямин, являющийся ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, которому установлена II группа инвалидности по причине заболевания, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, оспаривает конституционность Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
По мнению заявителя, названный Закон Российской Федерации не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он позволяет судам общей юрисдикции отказывать гражданам, получившим радиационно обусловленное заболевание при исполнении трудовых обязанностей в связи с участием в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и утратившим профессиональную трудоспособность после 15 февраля 2001 года, в возмещении вреда, причиненного здоровью.
Отдельные положения оспариваемого А.М. Ляминым Закона Российской Федерации были применены в его деле судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.М. Ляминым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как следует из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П, возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).
Такая система социальной защиты предусмотрена оспариваемым заявителем Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым установлены различные виды денежных выплат (ежемесячная денежная выплата; компенсация за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров; компенсация работающим или осуществляющим предпринимательскую деятельность в зонах радиоактивного загрязнения; выплата в повышенном размере пенсий и пособий и т.д.) и предусмотрено установление в дополнение к ним мер социальной поддержки в целях создания для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования.
Названный Закон Российской Федерации направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, которому в соответствии с указанным Законом установлены денежные выплаты.
Разрешение же вопроса о наличии у А.М. Лямина права на ежемесячные страховые выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а следовательно, о предоставлении ему в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возможности выбора основания, по которому такие выплаты будут производиться, на чем, как следует из материалов жалобы, настаивает заявитель, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лямина Аркадия Максимовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1443-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лямина Аркадия Максимовича на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Текст Определения официально опубликован не был