11.06.2012 в Ханты-Мансийском автономном округе произошла авария вертолета Ми-2 RA-15705 ЗАО "МАРЗ РОСТО".
Выполнялся полет с целью перевозки пассажиров по маршруту Когалым - поселение Русскинские - территория традиционного природопользования N 16. Кроме двух членов летного экипажа (командир воздушного судна и пилот-инструктор), при вылете с посадочной площадки в районе поселения Русскинские на борту вертолета находилось три пассажира. Полет выполнялся в простых метеоусловиях.
Место посадки на территории традиционного природопользования N 16 представляло собой равнинную заболоченную местность. Перед выполнением посадки экипаж вертолета сделал два прохода над площадкой. Прочность грунта экипажем вертолета до приземления не оценивалась.
По объяснению командира вертолета, после приземления, в момент высадки пассажиров, началось медленное погружение передней опоры шасси в грунт. С целью предотвращения дальнейшего проваливания передней опоры шасси, командир вертолета увеличил шаг несущего винта и отклонил ручку управления на себя. После высадки двух пассажиров экипаж приступил к взлету.
При взятии общего шага несущего винта, основные опоры шасси оторвались от земли, однако передняя опора шасси увязла в мягком грунте. Командир вертолета, по его объяснению, сбросив шаг несущего винта до касания колес основных стоек шасси земли, начал плавно поочередно отклонять педали, пытаясь освободить переднюю опору из грунта, с одновременным плавным увеличением общего шага винта. В дальнейшем вертолет резко отделился от земли с увеличением угла тангажа на кабрирование.
В результате перемещения вертолета "хвостом вперед", произошло зарывание хвостовой пяты в грунт, разрушение хвостовой балки и опрокидывание вертолета на правый борт. После покидания вертолета экипажем и пассажиром, начался пожар, в результате которого воздушное судно полностью сгорело. Экипаж вертолета и пассажир не пострадали.
По заключению комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-15705:
"Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 RA-15705 произошло вследствие неграмотных действий экипажа при выполнении посадки вертолета на площадку, подобранную с воздуха, и явилось следствием сочетания следующих факторов:
невыполнение положений руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-2 (пункт 4.7.1) в части, касающейся проверки прочности грунта перед посадкой;
проваливание носового колеса в болотистый грунт в процессе высадки пассажиров;
попытка взлета после проваливания носового колеса в болотистый грунт и невыполнение требований пункта 1.17.2 "Инструкции по выполнению полетов на площадки, подобранные с воздуха, вертолетов Ми-2 ЗАО "МАРЗ РОСТО", о необходимости выключения двигателей при изменении тангажа более чем на 5° и крена более чем на 3°".
Подробная информация об обстоятельствах авиационного происшествия приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-15705, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-15705.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации до 01.10.2012 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации и эксплуатантов вертолетов.
2. Рекомендовать эксплуатантам вертолетов изучить с летным составом результаты расследования аварии вертолета Ми-2 RA-15705, настоящий приказ и приказ Росавиации от 05.04.2012 N 162 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-22350".
3. Исполняющему обязанности начальника Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта А.П. Шуваеву до 20.09.2012 представить в Росавиацию доклад о принятых мерах по результатам расследования аварии вертолета Ми-2 RA-15705.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 19 сентября 2012 г. N 620 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-2 RA-15705"
Текст приказа официально опубликован не был