Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение, содержащее просьбу о разъяснении некоторых вопросов, связанных с реорганизацией обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) в форме присоединения, и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время, согласно Положению, Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
1. В отношении реорганизации ООО в форме присоединения.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 208-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "14-ФЗ"
Закон об ООО не устанавливает ограничений для такой формы реорганизации как присоединение. Однако, согласно пункту 3 статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в отдельных случаях реорганизация в форме присоединения может осуществляться только с согласия уполномоченных государственных органов (подразумевается статья 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Исходя из приведенной в обращении ситуации (к обществу "А" присоединяются общество "В" и общество "С", при этом общество "В" является единственным участником общества "А", а общество "С" владеет долей в обществе "В" в размере 20 процентов), по мнению Департамента, отсутствуют основания полагать, что данная реорганизация недопустима с точки зрения действующего законодательства.
Таким образом, результатом реорганизации в данном случае будет общество "А", единственным участником которого будет общество "D".
2. В отношении порядка формирования уставного капитала при реорганизации ООО в форме присоединения.
Согласно пункту 3.1 статьи 53 Закона об ООО при формировании уставного капитала общества подлежат погашению доли присоединяемого общества и общества, к которому осуществляется присоединение, в уставных капиталах друг друга. Применительно к ситуации, приведенной в обращении, это означает, что доля общества "В" в уставном капитале общества "А" подлежит погашению. Ввиду того, что общество "А" и общество "С" в приведенном случае не связаны между собой через перекрестное владение, уставный капитал общества "С" погашению не подлежит.
3. В отношении регистрационных действий, связанных с реорганизацией ООО в форме присоединения.
В связи с тем, что присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое юридическое лицо (таковым уже является ООО, к которому осуществляется присоединение), а изменяется статус (объем прав и обязанностей) общества, к которому присоединились одно или несколько других обществ, государственной регистрации в этом случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Такая регистрация осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о государственной регистрации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (форма N Р16003, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439), решение о реорганизации юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт.
Реорганизация юридического лица в форме присоединения в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 57 ГК РФ считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.
Заместитель директора |
Р.А. Кокорев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 сентября 2010 г. N Д06-3018 "О реорганизации обществ с ограниченной ответственностью в форме присоединения"
Текст письма официально опубликован не был