Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу определения правоустанавливающего документа на право владения и пользования земельным участком, расположенного в охранной зоне коммуникаций водогазоснабжения и связи, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены, в том числе для установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Вместе с тем ограничения использования земельных участков не исключает участие соответствующих земельных участков в гражданском обороте, то есть они могут предоставляться гражданам и юридическими лицами (в том числе на праве собственности или аренды).
Ограничения прав на земельные участки устанавливаются актами исполнительной власти органов государственной власти, органов местного самоуправления или решением суда (пункт 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом сведения об установлении зон с особыми условиями использования территорий согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618.
Сведения о части земельного участка, образованного в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка либо при осуществлении государственного кадастрового учета части земельного участка. Ограничения прав на земельные участки подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578 "Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации" установлено, что охранные зоны представляют собой участки земли вдоль этих линий, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны. В отношении коммуникаций газоснабжения нормативные расстояния устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей" с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
Земельная площадь охранных зон на трассах линий связи и линий радиофикации используется юридическими и физическими лицами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации с учетом ограничений, установленных Правилами, и обеспечивающих сохранность линий связи и линий радиофикации (пункт 38 Правил Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578).
Юридические и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, расположенных в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие сохранности сети, и не препятствовать доступу технического персонала эксплуатационной организации к газораспределительной сети (пункт 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878).
По вопросу определения правоустанавливающего и правоудостоверяющего (правоподтверждающего) документа на земельный участок, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования, сообщаем следующее.
Согласно пункту 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование является основанием возникновения такого права и, следовательно, такое решение является надлежащим правоустанавливающим документом.
Свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является фактом проведенной государственной регистрации возникновения и перехода права и следовательно является правоудостоверяющим (правоподтверждающим) документом.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что земельный участок расположен в охранной зоне коммуникаций водогазоснабжения и связи, землепользователю (землевладельцу, собственнику, арендатору) такого земельного участка в случае ограничения его прав в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит возмещение убытков, в том числе упущенная выгода, возникших в связи с установленными ограничениями.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 апреля 2011 г. N Д23-1484 "О правоустанавливающем документе на земельный участок"
Текст письма официально опубликован не был